Традиционные шахматные издания, примером коих может служить известный журнал «64», все больше внимания уделяют проблемам компьютерных шахмат, особенно проведению игр в Сети. Обратим внимание читателей на две из обсуждавшихся в последних номерах «64» (см. № 1/05, с. 58 и № 2/05, с. 58) проблемы. Первая касается изменений в проведении соревнований по заочным шахматам в условиях разнообразного использования партнерами возможностей ИТ в ходе партии. Появление заочных шахмат было связано со следующим: с большой популярностью игры у населения планеты, развитостью международной почты и малыми персональными расходами на участие в соревнованиях. Успех движения поклонников заочной игры привел не только к созданию соответствующей международной федерации ИКЧФ, но и к проведению многих своих соревнований, включая турниры, чемпионаты и даже олимпиады. На основании собственных правил состязания ИКЧФ с пересылкой противниками ходов по почте отличались немалой продолжительностью, что сильно ограничивало не только количество проводимых турниров, но и численность участников. Поэтому в качестве первого ускоряющего ИТ-механизма шахматисты-заочники стали использовать для обмена ходами в партии электронную почту, что серьезно сблизило регламенты турниров обычных и заочных шахмат. Следующим шагом стала серверная организация заочных соревнований, в значительной мере сократившая потери электронных писем и уменьшившая необходимость разбора связанных с этим конфликтов. Разумеется, изменился и порядок учета времени, затраченного соперниками на партию. Информационные технологии при игре на сервере предлагают игрокам средства, которые можно рассматривать как управление процессом игры. К ним относятся автоматически производимое предупреждение о необходимости делать ход, фиксирование просрочки времени, отведенного на партию, и т. п. Сокращение времени увеличило нагрузку на игрока. Так, С. Гродзенский, президент Российской ассоциации заочных шахмат, в журнале «64» приводит мнение американского шахматиста Джона Тима, считающего, что при пользовании электронной почтой нагрузка возрастает в 3 раза, а это требует изменений в правилах проведения турниров, касающихся численности участников и продолжительности партий. Точно так же игра на сервере, например ICCF Webserver, приводит к мысли о том, что необходимо внести изменения в правила. Это относится к лимитам времени на обдумывание хода и отказу от предложения вариантов (ответов на очевидные ходы партнера), широко использующемуся при игре по почте для ускорения. Последнее при игре по электронной почте излишне, а на сервере технологически сложно или просто невозможно.

В связи с распространением интернет-контактов между людьми и свободой их действий в Сети ИКЧФ столкнулась с необходимостью изменений своей структуры, в частности организации Европейской ассоциации по заочным шахматам (ЕКЧА) в ответ на повышение уровня развития этого вида шахмат в регионе, чтобы сделать более гибкими отношения в ИКЧФ.

Здесь уместно отметить, что использование ИТ в подобных организационных системах может быть весьма полезно и для бизнес-систем, потому что существование соответствующих ассоциаций непременно базируется на финансовой основе, например на взносах национальных ассоциаций или персон—участников соревнований. Также в соревнованиях ведется хорошее тестирование используемых ИТ-решений, играющее существенную роль в их совершенствовании.

Еще одна проблема связана с ИТ-изменениями в отношении блица, при котором на партию отводится минимальное время по сравнению с другими видами шахматных соревнований. Значительные успехи в создании игровых шахматных программ, естественно, наводят играющих блиц-партии на мысль: а не использовать ли их в качестве подсказчиков в соревнованиях. Прорабатываются различные схемы поддержки игроков. Так, устроители соревнований озабочены поиском средств контроля за такими «нарушителями конвенции», получившими кличку «читер». С. Абрамов, известный шахматный мастер, рассказывая о Первом открытом интернет-кубке России по блицу на портале «Шахматная планета» (www.ChessPlanet.ru), останавливается на характерных чертах интернет-шахмат. Приведем некоторые из них.

Распространение интернет-шахмат делает их самодостаточными хотя бы потому, что ежедневно в Интернете играется около четверти миллиона партий. Поэтому многие желают принять участие в представительных турнирах, имеющих хороший статус. Следовательно, виртуальный отбор участников для очных соревнований можно рассматривать как вполне приемлемый.

С. Абрамов полагает допустимым использовать шахматные программы в качестве подсказчиков в разных соревнованиях, но только не в блице, поскольку у «добросовестных шахматистов исчезнет интерес к игре». На портале «Шахматная планета» проводятся соревнования заочников, на которых разрешается применять программы. Мотивируется это тем, что в данном виде шахматных соревнований играющий нуждается в проверке своего углубленного анализа.

Теперь что касается возможности отловить «читера». С. Абрамов предлагает программное решение в виде антикомпьютерного контроля, которое, как он утверждает, успешно проверено в ряде турниров и партий. А вытекающий из этого способ организации контроля (даже автоматического) можно предлагать для практики организации виртуальных соревнований по шахматам.