Мне всегда нравилось беседовать с теми, кто стоял у истоков развития телекоммуникаций в регионах, узнавать, каким образом они начинали свой бизнес, как влияла на него местная специфика, какие направления были перспективными с самого начала и что предпочтительнее развивать сейчас и почему. Конечно, хорошо, когда сама «гора идет к Магомету» — тогда появляются материалы об интересных решениях, например от сетевой компании из Петрозаводска (см. «Мир ПК», № 8/04, с. 84). Но на сей раз Магомет отправился к горе — ваш покорный слуга побывал в Туле (компания UNC) и Екатеринбурге (компания «УралВЭС»). Хочу пригласить и другие региональные сетевые компании поделиться своим опытом.

Ну а теперь о том, что мне удалось узнать. Начнем с Тулы.

Специфика региона и развитие бизнеса

Тула находится довольно близко к Москве, и просто продавать сетевое оборудование здесь всегда было невыгодно. Ведь его все равно стали бы покупать в Москве — там дешевле. Успешно работать на сетевом рынке в Туле изначально можно было, только продавая готовые сетевые решения, причем с обязательной последующей их поддержкой и сопровождением.

Если говорить о том, оборудование каких производителей предпочитают в этом регионе, то наиболее широко здесь используются сетевые устройства Cisco и 3Сom — при переходе с традиционной на IP-телефонию, D-Link — для создания точек радиодоступа. Что касается рынка малого бизнеса и домашних сетей, то компания UNC наиболее активно работает c оборудованием ZyXEL.

Схема сети UNCnet

Путь развития компании UNC довольно типичен: сначала работали с крупными корпоративными заказчиками, потом — со средними. Сейчас не брезгуют рынком малого бизнеса, а в последнюю пару лет стали задумываться о том, чтобы предоставлять услуги домашним пользователям. В настоящее время у компании собственная транспортная сеть UNCnet, позволяющая обеспечить «последнюю милю», и хорошие позиции в городе по подключению по выделенным линиям предприятий и организаций для предоставления услуг Интернета и VoIP. Сеть UNCnet охватывает заводы («Туламашзавод», «Химволокно», «Щекиназот»), СМИ-холдинги, отвечающие за работу радиостанций «Европа Плюс», «Русское радио», «Динамит», «Максимум», телекомпанию «СТС», местную газету «Слобода», банки, рекламные агентства и многие другие предприятия. Теперь немного подробнее о самой транспортной сети.

Транспортная радиосеть в Туле

Собственная опорная сеть передачи данных строилась на базе оборудования Alvarion (BreezeAccess), потому что оборудование данного производителя гарантирует хорошую скорость передачи данных (CIR) и позволяет работать на «узких» полосах частот. В сеть входит 13 базовых станций, объединенных волоконно-оптическими линиями связи. Волоконно-оптический кабель доходит до опорного узла — места, где находится базовая станция, отвечающая за беспроводную связь. Там же установлено xDSL-оборудование, позволяющее обеспечить высокую скорость передачи трафика по медным линиям. Здесь в основном используется оборудование ZyXEL. Обычно применяются 16-портовые коммутаторы IES 1000 этой компании. По мнению технических специалистов UNC, это оборудование позволяет за приемлемые деньги предоставить качественное решение. За все время эксплуатации этих коммутаторов не отмечено ни одной критической ошибки. Недавно было проведено тестирование xDSL-коммутаторов компании D-Link, которые также показали хорошие результаты.

Объединение удаленного главного офиса с филиалами через Интернет по радиоканалу и xDSL

От xDSL-коммутатора до ближайших клиентов (до 600 м) проложен либо «полевик» (телефонный кабель полевой связи П-296 (или П-270) , либо многожильный кабель; он прокладывается до здания, а затем идет разводка по отдельным помещениям. Посредством радиоканала обеспечивается связь с дальними точками — до 15 км. Практически вся Тула накрыта этой опорной радиосетью, выходящей даже за городскую черту. Сеть обеспечивает клиентам скорость до 2 Мбит/c, хотя, как показала практика, столь высокая ее величина нужна далеко не всем. С помощью станций BreezeAccess клиенту выделяется в радиоэфире гарантированная полоса пропускания.

К тому же канал адаптирован для передачи голоса и данных, причем голосовые пакеты всегда идут с высшим приоритетом.

Базовая сеть позволяет, например, офис в центре города соединить с удаленным складом, который находится за 15 км от офиса, за городом. И сразу же предоставить организации-клиенту телефон и доступ в его виртуальную наложенную сеть.

В результате офисная АТС клиента оказывается подключена к ТФОП и имеет внутренние номера, в том числе и для склада. То есть работник склада, у которого нет даже городского номера, но есть внутренний, может звонить не только в центральный офис, но и в город и по умолчанию имеет выход на междугородную и международную связь. Причем можно подключить не только телефон, но и камеры видеонаблюдения, телематические (например, пожарно-охранные) датчики, различные счетчики. Это решение нацелено на крупные предприятия с распределенной по городу инфраструктурой.

Между опорными узлами по волоконно-оптическому кольцу обеспечивается скорость до 1000 Мбит/c.

Принцип работы следующий. По умолчанию задействована кольцевая волоконно-оптическая линия связи, если с ней что-то случилось, автоматически задействуются резервные волоконно-оптические линии. Когда это невозможно, данные передаются через резервный радиоканал. Правда, скорость при этом падает до 2 Мбит/c, но сеть остается работоспособной.

Так как на опорных узлах при построении базовых станций использовано оборудование 3Сom, Cisco, ZyXEL, D-Link с поддержкой сервисов VLAN и VPN, то клиент может получить выделенную виртуальную сеть (VLAN), защищенную сетевую среду, через которую банк организует доступ к удаленным банкоматам.

Таким образом компания UNC построила полностью независимую от местного монополиста мультисервисную сеть со своими узлами, базовыми станциями, серверами, шлюзами, автономной системой, каналами для передачи голоса и данных, резервными каналами и биллингом. А так как эта компания начинала свою деятельность в качестве интегратора, то в ее штате достаточно сертифицированных специалистов для обслуживания и дальнейшего развития созданной сетевой инфраструктуры.

Проект модернизации АТС на железной дороге

Проект интересен тем, что здесь по телефонным линиям осуществляется доступ в Интернет по технологии ADSL, и клиент сразу получает и Интернет, и традиционную и IP-телефонию.

Проект реализовался следующим образом. В начале 2002 г. для «разгрузки» линий, соединяющих город и железнодорожную АТС, был построен коммутационный узел. Это позволило предоставлять услуги Интернета пользователям ЖД-АТС по льготным ценам. Они, естественно, отказались от других интернет-провайдеров, т.е. перестали занимать исходящие линии в город. Через полгода для расширения ассортимента услуг компания UNC начала строить xDSL-узлы в опорных узлах сети UNCnet. Разумеется, первый xDSL-узел в качестве эксперимента был построен на ЖД-АТС. С этого момента пользователи ЖД-АТС получили доступ не только в Интернет, но и к IP-телефонии.

Объединение посредством сети UNCnet главного офиса с филиалами с применением технологий виртуальных сетей — VPN (VLAN)

Для абонентов железнодорожной АТС, а в основном это пожилые люди, заслуженные работники железной дороги, дозвониться в город раньше было большой проблемой. Теперь эта проблема снята. Установка узла коммутируемого доступа и xDSL-узла на железнодорожной АТС позволила абонентам не занимать соединительные линии с городом. Излишне говорить, насколько важна для пожилого человека надежная оперативная телефонная связь.

Даже те, у кого прежде не было выхода в город (четырехзначные номера), получили доступ в Интернет. А для организаций, имеющих внутренние номера железнодорожной АТС, подключение к городской сети стало значительным подспорьем в работе. И хотя проект получился поначалу заведомо убыточный, так как этот контингент населения не готов использовать Интернет, однако социальное значение его неоспоримо.

Также компания UNC разработала тарифный план «Электронная Россия» для учебных заведений. Он предназначен для школ, гимназий и лицеев и рассчитан с учетом количества часов, отведенных на занятия по информатике. Цены льготные и на оборудование с подключением, и на трафик.

Здесь все иначе, все по-другому, или Почему в Туле пока нет «cтримотерапии»

Действительно, почему? Наверное, потому, что основные веб-сайты находятся в столице и региональным компаниям-операторам приходится платить за каналы. Снижение цен на услуги доступа в Интернет в Москве связано с тем, что «внутренний» московский трафик практически бесплатный (от 0 до 1 долл. за 1 Гбайт). По статистике лишь 20% трафика приходится на зарубежный, а все остальное — это российский. Таким образом и строится экономика «стримотерапии».

Объединение посредством сети UNCnet главного офиса с филиалами с использованием арендованных каналов сторонних операторов

Компания UNC сделала предложение по подключению домов: цена за установку оборудования, проводку в доме и квартире до компьютера и настройку составляет 1900 руб. Клиент должен купить сетевую плату любого производителя, а специалисты UNC при необходимости ее настраивают, и далее абонент получает доступ в Интернет и, если пожелает, в виртуальную сеть с другими пользователями.

Первый домашний клиент, подключившийся по технологии DSL, появился осенью 2003 г. Но широкого распространения это не получило. Почему? В городе нет мест, где был бы сосредоточен контингент с высоким достатком, например элитных жилых комплексов. Есть просто состоятельные люди, которые имеют квартиры в центре города, в новых домах, у них могут быть дома компьютеры, даже очень мощные и дорогие. Но в большинстве своем они не представляют, что получат, если объединят свои компьютеры в одну сеть c выходом в Интернет. Рынок частных лиц требует совершенно другого подхода и в части технических решений, и в части построения бизнеса — ведь здесь приходится работать с людьми, которые имеют довольно смутное представление о сетевых технологиях.

Малый бизнес — перспективная ниша

А вот малый бизнес Тулы, в отличие от частного сектора, оказался довольно перспективной нишей для применения современных сетевых технологий. Чтобы привлечь мелких частных предпринимателей, компании UNC пришлось вести довольно обширную разъяснительную работу, проводить консультации, поскольку у большинства таких предпринимателей компьютеров вообще не было. Зато теперь эти люди стали вести бизнес совсем на другом уровне, оперативно составлять заказы, обмениваться информацией по электронной почте, формировать заявки и т.д. Первыми в малом бизнесе в работу включились перекупщики, которые общались со своими московскими партнерами. Им просто стало стыдно, что на визитках у москвичей есть адреса электронной почты, а у них — нет. И они решили узнать, что это дает. В первых рядах оказались рекламные агентства. Многие дают рекламу и, естественно, хотели бы, не сходя со своего рабочего места, отправить оригинал-макет рекламы по электронной почте, получить согласованный вариант, обсудить его по IP-телефону. А по коммутируемому доступу передавать оригинал-макет очень проблематично — объем информации большой. Важно и то, что для всех абонентов сети UNC внутренний трафик является бесплатным. Теперь фактически все ведущие рекламные агентства входят в эту сеть и на ее основе образовалось, можно сказать, сообщество компаний. Так, в газету «Слобода», которая является лидером на тульском рынке СМИ, маленькие индивидуальные частные предприятия свои оригинал-макеты рекламы отправляют по той же сети бесплатно.

Объединение на основе сети UNCnet центрального офиса банка с филиалами с применением арендованных каналов сторонних операторов для передачи данных, голоса и сервисов банкоматов

В настоящее время UNC развивает свой бизнес, нацеленный на средних и малых предпринимателей, следующим образом: выбирается бизнес-центр, компания за свой счет ставит оборудование, а затем уже предлагает абонентам подключиться за небольшую фиксированную плату. Например, первым таким центром подключения стало ОКБА (опытное конструкторское бюро автоматизации), где большое число компаний снимает офисы. Тем более что он находился недалеко от опорного узла сети UNC. К этому центру проложили десятипарный кабель, установили узел доступа и предложили одним клиентам прямой xDSL-доступ — тем, кому была необходима высокая скорость, а другим — работу в так называемом «колхозе» через один канал xDSL; скорость, естественно, ниже, но и платят они меньше.

Таким образом постепенно формировалась городская сеть передачи данных и доступа в Интернет самых разных слоев населения: крупного, среднего, малого бизнеса и частных предпринимателей.

О планах

Компания UNC планирует и дальше развивать свой бизнес. Строятся узлы доступа по технологии Wi-Fi. Вводятся новые сервисы в сети UNCnet. По мнению специалистов компании, будущее — за радиотехнологиями. Наглядные примеры — Wi-Fi и WiMAX. Длительный процесс реорганизации российской администрации связи, конечно, затормозил выполнение этих планов — к концу прошлого года так и не были получены разрешения на инсталляцию нескольких Wi-Fi-зон. Однако эту затянувшуюся паузу компания UNC использовала для проработки бизнес-модели услуги, адаптации биллинговой системы, тестирования сервера доступа. Разработано решение для оказания услуг Wi-Fi «под ключ» — бизнес-модель предусматривает платную услугу. Тарификация будет производиться по объему полученного трафика. В то же время предполагается организация в сети ряда ресурсов, доступ к которым тарифицироваться не будет. Данное решение станет доступно жителям Тулы и гостям города уже в ближайшее время в кофейнях «Каппучино», ресторанах «Оливка» и «Сакура», торговом комплексе «Парадиз», а также в гостиницах и других местах.

Планируется полномасштабный выход с услугами Интернета, IP-телефонии и Wi-Fi-доступа в основные районные центры Тульской области. Уже сейчас у компании есть точки присутствия в Щекине, Ревякине, Ясногорске, Узловой и Новомосковске.

Сотрудники компании UNC надеются, что в содружестве с другими альтернативными операторами и, может быть, с местным монополистом будет создано достойное интернет-сообщество с хорошими каналами, интересными интернет-сайтами и многим другим. И приглашают всех к сотрудничеству в этом интересном и нужном деле.

Окончание в следующем номере.

Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети» журнала «Мир ПК». С ним можно связаться по e-mail: mikeg@pcworld.ru.


Советы начинающему региональному оператору

Принимая во внимание опыт строительства региональных альтернативных операторов, а также свои практические знания в области Интернета и системной интеграции, хотелось бы сказать следующее:

  1. Учитывайте специфику вашего города. И прежде всего обратите внимание на то, как строит свои взаимоотношения традиционный оператор связи (т. е. монополист) с альтернативными. Стоимость ресурсов, предоставляемых монополистом, может быть очень разной. Так, получить в Москве поток E1 PRI (это 30 номеров — 30 одновременных телефонных разговоров) можно примерно за 1,5 тыс. долл., в Туле это обойдется примерно в 25 тыс., в Калуге — в 8 тыс. долл. Проанализируйте цифры, это поможет вам грамотно выработать стратегию развития. Идите на контакт с ведомственными АТС, домовыми сетями и другими альтернативными операторами.
  2. Учитывайте местные географические условия. В Норильске оказалось выгодно строить беспроводные каналы: там нет пересеченной местности, дома стоят на сваях, они довольно высокие и зона охвата весьма внушительна. К тому же тянуть подземные каналы связи в условиях вечной мерзлоты практически невозможно. Поэтому в этом городе на каждый дом ставится беспроводное устройство, предпочтение здесь отдали скоростному оборудованию Revоlution. В Волгограде свою сеть наши коллеги также строят на радиооборудовании. Почему? Город довольно сильно вытянут вдоль Волги, прямые соединения по кабелю реализовать непросто, а прокладывать на такие расстояния волоконно-оптические каналы долго и дорого. Радиооборудование же позволяет быстро подключить любую точку города. Различных технологий и вариантов радиооборудования много, нужно только правильно его подобрать, учитывая частотную ситуацию и рельеф в городе.

    А вот в Латвии очень развито провайдерство, получить лицензию провайдера стоит 50 лат, выдают ее через три дня. Здесь активно прокладываются волоконно-оптические сети, много локальных серверов, часто абоненты подключаются только к локальным серверам в своем городе, причем абонентная плата фиксированная, за безлимитный доступ она составляет 20 лат. Это приводит к тому, что возникают собственные богатые внутренние информационные ресурсы (контент). Монополизма нет, в один дом приходит до трех провайдеров, и клиент сам может выбрать, к кому подключиться.

  3. В начале развития своего бизнеса вы вряд ли сможете вложить солидные деньги в создание собственной сетевой инфраструктуры, но вопрос «последней мили» вам решать придется. В разных городах монополисты по-разному выстраивают барьеры на вход в этот рынок альтернативных провайдеров. На наш взгляд, радиодоступ дает здесь больше свободы для маневра.
  4. Определитесь с услугами, которые вы хотели бы предоставлять: выделенный доступ в Интернет, коммутируемый доступ, Wi-Fi или IP-телефония. Расставьте приоритеты, подберите биллинговую программу и оборудование и начинайте строить свою сеть. Только обязательно разбейте строительство сети на этапы и не забудьте о резервном электропитании узлов доступа.

Александр Шурыгин,

директор компании UNC


Пример того, что дает ADSL

Тульская компания «Курсор» занимается продажей компьютеров и оргтехники. Раньше на междугородные звонки у нее уходило 4—6 тыс. руб. в месяц. Подключение по ADSL-технологии предоставило в распоряжение ее сотрудников Интернет, IP-телефонию и электронную почту. Еще до подключения IP-телефонии затраты на междугородную связь снизились вдвое только за счет использования электронной почты и ICQ. А после включения IP-телефонии они стали еще вдвое меньше. Чем обусловлен подобный эффект? На фирме была сначала одна городская телефонная линия, потом добавили еще одну. Стоило двум покупателям позвонить одновременно — и никто из сотрудников уже не мог дозвониться в Москву. Теперь же городские номера свободны, плюс получен еще один дополнительный номер для исходящей связи. Излишне говорить и о том, что в Интернете значительно быстрее можно найти необходимое оборудование с оптимальными ценами.