Сейчас, когда Голливуд ужесточает меры по защите авторских прав на фильмы, игры и музыку, записанные на DVD и компакт-дисках (последним проявлением этого стало приглашение в суд потребителей, обвиненных в нарушении авторских прав), любители мультимедиа начали понимать, что они попали в цифровые тиски. Причем даже самые законопослушные из них подавлены и озадачены противоречивыми сообщениями относительно того, что дозволено, а что нет. Тем временем конгресс США и суды обдумывают, как юридически ответить на борьбу, разворачивающуюся вокруг прав, связанных с цифровым наполнением.

Пользователи под огнем

Интернет-провайдер Verizon Online недавно сдался и выдал Американской ассоциации звукозаписывающей промышленности (Recording Industry Association of America — RIAA) имена четырех клиентов, подозреваемых в том, что они в нарушение Закона об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act — DMCA¹) списали большое количество музыки с файлообменных сайтов. В процедурной борьбе с претензиями держателей авторских прав вокруг Verizon сплотились более 40 различных групп в защиту интернет-провайдеров, а также прав на невмешательство в личную жизнь, однако ясно, что по приватности клиентов Сети нанесен удар.

А еще RIAA недавно заключила мировое соглашение с четырьмя студентами, которые создали и поддерживали в масштабах здания файлообменные сети, подобные достопамятной сети Napster. Каждый из них согласился выплатить от 12 до 17 тыс. долл., хотя первоначальный размер претензий к ним составлял до 150 тыс. за одну песню. При этом RIAA предупреждает, что в будущем на такую снисходительность рассчитывать не придется.

В настоящее время сети, демонстративно предлагающие модель бесплатного копирования, продолжают процветать несмотря на то, что их втягивают в судебные разбирательства. Но демаркационная линия, определяющая границы законного использования файлообменной технологии, может сдвигаться.

В апреле 2003 г. федеральный судья в Лос-Анджелесе отказал RIAA в иске против файлообменных служб Grokster и StreamCast Networks (последняя была создателем файлообменной программы Morpheus) на том основании, что провайдеры не несут ответственности за незаконный обмен файлами через их сети. Компания RIAA подала апелляцию в ответ на такое решение.

«Это наиболее важная победа за последние три-четыре месяца», — говорит Кори Доктороу, директор по пропаганде Фонда электронной границы (Electronic Frontier Foundation²). Доктороу замечает также, что данный вердикт подкрепляет так называемое «решение по делу Betamax» 1984 г., которым Верховный суд США отказался запрещать легальные продукты и услуги только на том основании, что они могут использоваться для недозволенных видов деятельности.

Есть шансы даже на то, что суд примет решение в пользу копирования DVD-фильмов: компания 321 Studios подала иск против Голливуда, отстаивая право предлагать на рынке свое программное обеспечение для копирования DVD. Данный упреждающий иск против крупнейших киностудий оспаривает конституционность закона DMCA. Главное в этом деле, принятом к рассмотрению федеральным судьей в мае прошлого года, — право потребителей на создание резервных копий DVD.

В конгрессе

Конгресс США оставляет общественности мало надежд на быстрые действия, но, несмотря на это, законодательство о контроле над копированием находится в фокусе его внимания.

Некоторые из законодательных норм могут потребовать снабдить компакт-диски и DVD маркировкой, включающей технологию управления цифровыми правами (известной также как DRM — Digital Rights Management).

Другие предложенные меры подтверждают право потребителей создавать резервные копии материалов и передавать их в дар, а также пытаться установить баланс между правом на добропорядочное использование (fair use³) и авторским правом.

Кроме того, законодатели, сталкивающиеся со случаями недовольства тем, как Закон об авторском праве в цифровую эпоху регулирует это самое право, периодически возвращаются к его рассмотрению.

В конечном итоге оказывается, что новые возможности (как для производителей, так и для пользователей) предоставляет технология. Всего лишь 20 лет назад Голливуд страшился пиратства в связи с появлением бытовых видеомагнитофонов. Но вместо него возник прибыльный рынок видеокассет с записанными фильмами.

Сейчас «потребители заинтересованы в новых способах легкого получения контента», считает Керби Киш, директор по цифровым технологиям фирмы Macrovision, разрабатывающей средства защиты от копирования данных на дисках.

Компания Microsoft в настоящее время лицензирует использование технологии Macrovision в своей программе Windows Media Player. Данная технология разрешает «двухсеансовое» применение одного и того же диска, причем пользователь может проигрывать его на обычном аудиоплеере и воспроизводить некую цифровую версию на каком-нибудь ином устройстве, снабженном защитой DRM. Другой вариант заключается в том, что производители включают в защищенную версию дополнительный материал. «Они все еще играют с несколькими разными моделями типа включения в защищенную версию подарка в виде песен и всякого другого контента», — сообщает Райан Джоунз, аналитик в области потребительских технологий компании Yankee Group.

В качестве еще одного примера можно привести тот факт, что компания Disney прошедшей осенью начинала испытание DVD-дисков, которые становятся нечитаемыми после 48 ч воспроизведения.

Чем бы все эти DRM-войны ни кончились, нынешняя цифровая технология, по словам Киша, достаточно гибка для того, чтобы предоставить обладателям прав много вариантов надежного запечатывания содержимого.

«Мы реально рассматриваем эту технологию как разрешающую, а не ограничивающую», — утверждает Киш. «Успех, — считает он, — будет зависеть от того, насколько каждую из заинтересованных сторон удастся просветить относительно различных возможных методов такого запечатывания».

Все эти методы, однако, объединяет одно: пользователи должны будут платить.

Фрэнк Торсберг, Элса Уэнзел (Medill News Service)


Frank Thorsberg, with additional reporting by Elsa Wenzel of the Medill News Service. Copy Controls Crackdown. PC World, август 2003 г., с. 32, 34.


¹Закон, принятый в США осенью 1998 г. и до сих пор остающийся объектом острой критики, как и аналогичные правовые акты, утвержденные в некоторых других странах. Упомянутая выше RIAA — один из основных и наиболее агрессивных сторонников этого закона. Подробнее о спорах вокруг цифрового копирайта можно прочесть, в частности, на сайтах www.iworld.ru и www.libertarium.ru. — Прим. пер.

²Некоммерческая организация, созданная Р. Столлменом, известным критиком традиционного авторского права и практики его применения к цифровому содержимому. — Прим. пер.

³Fair use — правовая норма, возникшая в США в 1841 г. Отечественный аналог называется «использованием/воспроизведением произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения» и регулируется ст. 18 — 25 Закона об авторском праве и смежных правах. Она допускает копирование «в разумных пределах» и в некоммерческих целях фрагментов произведений, защищенных авторским правом. Границы fair use довольно размыты и на практике часто определяются в судебном порядке. — Прим. пер.


Модернизация приложений для копирования DVD

Вопрос о том, законно или незаконно создавать резервные версии защищенных от копирования DVD-дисков, в течение определенного времени еще будет оспариваться в суде.

Однако отсутствие решения федерального суда не помешало бесшабашной компании 321 Studios выпустить новую, упрощенную программу для копирования даже самых длинных фильмов на один диск. Более ранняя версия, стоящая 99 долл., почти всегда требует разбиения фильма на два диска, но она переписывает все данные, содержащиеся на DVD; программа же DVD X Copy Express копирует лишь фильм и звуковую дорожку.

На сайте PCWorld.com можно списать 14-дневную пробную версию DVD X Copy Express (см. find.pcworld.com/36272); полная версия этой программы стоит 70 долл.

Компания Pinnacle Systems предлагает на рынке программу InstantCopy (розничная цена 50 долл.), которая в состоянии создавать, копировать и хранить незашифрованные диски почти любых типов с видео-, аудио- и фотоматериалами, а также диски с данными. InstantCopy позволяет записывать на один DVD-диск только те фильмы, в которых не предусмотрены средства контроля за копированием типа DRM.

Компания InterVideo недавно выпустила программу WinDVD Copy, один к одному копирующую DVD и компакт-диски для архивных целей и резервирования. Эта 60-долл. программа не способна копировать фильмы, зашифрованные с помощью обычного защитного кода CSS (Content Scrambling System — система шифрования содержания).