Помнится, лет пятнадцать назад на свадьбе приятеля мне довелось отправиться за невестой на отливающей черным антрацитом служебной «Волге» кого-то из родственников. И я, сняв в салоне телефонную трубку, набирал номер, чтобы сообщить, что мы подъезжаем. Чувствовал я себя тогда по меньшей мере крупным министерским работником. Да, представителям нынешнего молодого поколения, у которых лет с десяти на шее болтается мобильник, подобных ощущений уже не испытать. Тогда такая связь была элитной и только высшая партийная номенклатура, директора крупных предприятий да профсоюзные боссы имели в служебных автомобилях этот отличительный признак принадлежности к «верхушке».

Шли годы, появлялись новые средства связи, но мне всегда хотелось узнать — а что теперь происходит с теми сетями? История у них длинная и, думаю, будет интересна не только мне. Ведь названия «Искра» и «Алтай» многое могут напомнить старшему поколению.

Вехи истории

Специалисты из компании «АСВТ» рассказали мне о появлении и развитии сетей «Искра» и «Алтай». Первые идеи и проекты технологических сетей с приоритетом появились еще в 1970—1972 гг. Причина вполне понятна: страна наша самая большая по площади и протяженности. И по мере того как сети росли, связистам все труднее становилось управлять этим громадным хозяйством, дозваниваться до пользователей.

Идея строительства «Искры» исходила из Министерства связи СССP; структура этой сети разрабатывалась постепенно, а первое официальное постановление Правительства СССP о вводе ее в эксплуатацию появилось в 1976 г.

Конечно, сразу стало очевидно, что сеть эта нужна не только связистам. Ею тут же заинтересовались партийные и советские органы. Ведь «Искре» изначально были присущи два очень важных отличия: приоритетность и конфиденциальность.

Приоритетность

Приоритетность проявилась прежде всего в простоте набора — по сокращенной пятизначной нумерации. «Искра» сразу строилась с расчетом на то, что внутри нее могут быть построены корпоративные (хотя самого термина тогда еще не сущестовало) сети, например, с трехзначной нумерацией.

Страна наша, как вы помните, имела жесткое централизованное управление, и сеть оказалась очень удобна для самых разных руководящих органов. Например, руководителю ведомства, подчиненные учреждения или заводы которого разбросаны по всей стране, теперь не надо было связываться с общими междугородными телефонными системами. На столе у него стоял диспетчерский коммутатор, и одно нажатие кнопки соединяло его с директором подведомственного предприятия в любом городе. Совершенно аналогично могли общаться с подчиненными структурами партийные, профсоюзные, административные, министерские руководители.

Более того, еще во времена ручной коммутации был введен ряд позывных, среди них и «Искра», по которому телефонистка выдергивала любой штекер и включалась «Искра». Это была действительно элитарная сеть.

Свою элитарность она сохранила и по сей день. Если набор номера идет через «Искру», то абонент сразу попадает на автоматическую междугородную станцию, т. е. «восьмерка» не будет занята. И, как сообщили мне специалисты «АСВТ», первый же освободившийся междугородный канал будет ваш — таков приоритет.

Конфиденциальность

Инфраструктура «Искры» проектировалась таким образом, чтобы ее сигналы шли по многоканальным системам. Теоретически, конечно, их тоже можно прослушать, но понадобится масса усилий, чтобы определить, что именно этот канал — «искровский», и расшифровать его. Кроме того, сигналы «Искры» идут только по компаниям и по системам, управляемым из России.

У компаний «АСВТ» и «Русская сеть делового обслуживания», специалисты которых занимаются эксплуатацией и развитием «Искры», имеются лицензии ФСБ, Гостехкомиссии на защиту передаваемой информации и ФАПСИ на проектирование систем защиты, на установку специального оборудования, его эксплуатацию и ремонт. Естественно, построение систем защиты передачи информации удорожает услуги для тех клиентов, которым очень важна конфиденциальность.

От аналога к цифре

Шло время, совершенствовалась связь, развивалась «Искра», и к концу 1980-х годов проблема перехода к цифровой междугородной связи встала очень остро. Тогда было принято постановление о модернизации «Искры» — появилась сеть «Искра 2». Она стала автоматически коммутируемой (до этого коммутация была ручная), и предпочтение при дальнейшем развитии отдавалось, конечно, цифровым каналам.

Начиная с 1992—1993 гг. в нашей стране стала применяться общемировая система сигнализации OKC-7, в соответствии с чем при выходе на уровень связи от АТС в одном городе до АТС в другом параллельно с разговорным (сигнальным) каналом образуется узкополосный служебный канал, который несет сведения о виде информации, передаваемой в сигнальном канале, ее приоритете, данные по биллингу. Таким образом, ОКС-7 явилась фундаментом обеспечения передачи не только телефонии, но и данных, — сеть становится мультисервисной.

Сегодняшний день

В настоящее время «Искра» присутствует в 89 регионах, причем в 79 из них — цифровые каналы с ОКС-7.

«Искра 2» включает московскую сеть, междугородные станции связи и аппаратуру связи на местах. На территории Москвы для обслуживания сети специалисты «АСВТ» проложили 3 тыс. км оптоволокна, и теперь, чтобы дойти до абонента, у «Искры 2» есть прямой доступ ко всем московским АТС (а их около 500) и практически ко всем междугородным телефонным станциям. Сейчас «Искра 2» может предоставить клиенту для связи его офисов по Москве каналы Fast Ethernet со скоростью 1 Гбит/c.

Для передачи междугородного трафика «Искра» использует в основном каналы Ростелекома.

В общем, несмотря на все катаклизмы, происходившие со страной, сеть устояла и продолжает развиваться. Она оказалась очень востребованной и в перестроечное время — сначала биржами, затем банками, поскольку два ее основных преимущества: приоритетность и защищенность — нужны во все времена. И хотя сеть «Искра» уже не государственная, но остается федеральной, ведь она позволяет работать в масштабах всей России.

Вернемся в салон министерской «Волги», о которой шла речь в начале статьи. Тогда я воспользовался системой «Алтай» — мобильным продолжением «Искры». Начальство ведь не любит ждать, а тут, чтобы позвонить по «Искре», надо было все-таки добраться до кабинета. Поэтому уже с 1970-х в Москве появился узкополосный радиодоступ. Конечно, сотовой связи тогда еще не было и в помине. И до сих пор «Алтай» работает довольно эффективно, только оборудование теперь, конечно, уже цифровое. От прежнего «Алтая» остался только аналоговый радиоинтерфейс.

«Искра» и «Алтай» образуют единую интеллектуальную сеть, в которой тоже возможна пятизначная нумерация, прямой московский номер и т. д. В «Алтай» из «Искры» можно попадать по сокращенному набору. Скорость канала в «Алтае» cоставляет 9,6 кбит/c. Зона обслуживания — Москва и Московская область. Полное покрытие достигается с помощью головных станций на Останкинской телебашне и двадцати пяти по области, диапазон частот — 300 — 330 МГц, на таких частотах зона покрытия больше, чем у сотовых сетей связи.

Да, эта сеть была и осталась элитной — она рассчитана на 15 тыс. абонентов.

Кратко о практических приложениях «Алтая». К нему можно подключить обычный DECT-телефон, раздать трубки — и пять человек «на выезде» cмогут общаться друг с другом и с Москвой через эту систему.

Услугами «Алтая» пользуется «Ангел» — служба техпомощи на дороге и эвакуации автомобилей. «Алтай» позволяет определить, какой из экипажей куда выехал и где находится. Это свойство востребовано и банками, которые интересует передвижение по городу инкассаторских машин. На основе «Алтая» действует более тысячи радиотаксофонов — в местах, где нет возможности проложить проводную связь.

В стадии внедрения находится еще одна интересная идея — передвижные радиотаксофоны. Они должны дополнять стационарные таксофоны в районах массовых скоплений людей, например при народных гуляниях, которые в последнее время становятся все более популярными, причем специалисты уверяют, что использование радиотаксофонов обойдется дешевле, чем услуги мобильной связи.

«Алтай», как и «Искра», предусматривает создание мобильных корпоративных сетей «на выезде», когда, скажем, надо скоординировать работу сотни водителей.

О перспективах

Сейчас «Искра» имеет в Москве собственную цифровую АТС на 100 тыс. номеров, в ближайших планах покупка второго узла. «Российская сеть делового обслуживания» уже предоставляет услуги по карточкам: телефонным, интернетовским или универсальным.

Планируется ввести продажу всего спектра услуг через предоставление IP-кода. Ведь дилерская сеть по распространению карт берет до 30% стоимости услуги. Вот «АСВТ» и планирует снизить цены за счет продажи услуг по чекам с индивидуальным PIN-кодом.

Здесь возможны три варианта: первый — в офисе по продажам «АСВТ» приобрести PIN-код, по которому будут предоставляться услуги; второй — через Интернет, например через систему «Яндекс.Деньги»; третий — через дилерскую сеть, которая продает не карты, а PIN-коды, что дешевле.

* * *

Да, сегодня автомобилем с телефоном уже никого не удивишь. Хотя...

А если призвать на помощь голосовую почту? Чтобы утром (только не слишком рано) просыпаться от телефонного звонка и слышать почтительное обращение: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела» (а следом их кратенькое перечисление). Пожалуй, над этим стоит подумать.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети» журнала «Мир ПК». С ним можно связаться по e-mail: mikeg@pcworld.ru.


Задачи, цены, перспективы...

О задачах, которые помогают решать «Искра» и «Алтай», рассказывает доктор технических наук, профессор, технический директор ЗАО «Русская сеть делового обслуживания» Сергей Львович Мишенков.

— Какие услуги предоставляет «Искра» и какова их стоимость?

— В настоящее время мы предоставляем полный пакет коммуникационных услуг, основные — это телефония: приоритетная, защищенная организация любых корпоративных сетей. Поскольку мы имеем отдельную номерную емкость в Москве, Московской области и по всей России (так называемые коды DEF — внегеографические, не привязанные к месту нахождения абонента), то можем, например, и во Владивостоке дать клиенту московские номера. Важно отметить, что «Искра 2» не выключается в случае нештатных ситуаций и в ней не бывает перегрузок, ведь это сеть, выделенная по обслуживанию.

Если же говорить об оплате, то в случае соединения «Искра» — «Искра» абонентская плата для междугородной связи составляет около 30 долл. в месяц и никаких ограничений по времени разговора не предусмотрено.

— Почему именно такая ценовая политика?

— Так удобнее клиентам. Руководитель заложил в начале года определенную сумму на эти расходы, и в течение года цена уже не изменится. Я вообще считаю, что повременная оплата рано или поздно уйдет, весь мир постепенно от нее отказывается.

— Что самое трудное в вашей работе?

— Добиться, чтобы вся эта сложнейшая система связи работала как единый комплекс. Ведь сеть строится на оборудовании разных производителей, что вызывает проблемы. Больших усилий от связистов требует превращение сети в единое информационное пространство, чтобы абонент легко мог связаться с любой точкой на карте. Ситуация усугубляется дороговизной оборудования — быстро его не сменишь. Поэтому новая техника обязательно должна быть совместима со старой. Только один пример: требовалось обеспечить работу современной цифровой городской московской АТС с машинной АТС разработки 1921 г. фирмы Ericsson. Представьте, как непросто увязать в единый организм все эти интерфейсы. И так на любом куске связи, в любой цепи, ведь звенья ее самые разные.

— А какие конкретные задачи решают клиенты с помощью «Искры 2»?

— Например, обеспечение видеоконференц-связи. При проведении определенных совещаний бывает очень полезно посмотреть собеседнику в глаза. Это сближает, способствует общению и в результате ускоряет принятие управленческих решений.

В свое время Михаил Сергеевич Горбачев попросил нас провести сеанс видеоконференц-связи с читателями во Франции, где вышла его книга. И это было реализовано, причем по обычному каналу ISDN.

Мы предоставляем видеоконференц-связь и Верховному суду РФ. Действительно, большая проблема — доставлять под конвоем заключенных, а тем более вызывать свидетелей в суд, например, из другого города. Или лететь за тысячи километров, чтобы задать несколько вопросов на следствии. Возможно, в перспективе это потребует уточнения законодательства.

Видеоконференц-связь применяется и в дистанционном обучении. Еще пять лет назад в Московском техническом университете связи и информатики (ранее МЭИС) я читал лекцию с использованием видеоконференц-связи трем группам студентов-заочников из филиалов института в разных городах. Ведь сейчас заочная форма обучения стала очень дорогой — надо приезжать в Москву два раза в год и жить здесь по месяцу. К тому же основной стимул чему-то учиться дает только личное общение с человеком, который в данном предмете несколько выше вас.

Возможности интеллектуальной платформы «Искра 2» использовались и для обеспечения телеголосования, например, в передаче «Золотой граммофон». Ведь обычно связь рассчитана на статистически среднюю нагрузку, а тут сотня людей одновременно звонит на один номер — это пиковые перегрузки. Сеть позволила решить и такую задачу, что говорит о ее высоком качестве.

— А что вы могли бы предложить малому бизнесу или частным лицам?

— Возьмем довольно типичную ситуацию: человек занимается мелким бизнесом и часто бывает в Москве. Роуминговые расценки немалые. А мы одними из первых среди операторов фиксированной связи стали предоставлять услуги голосовой почты. Наш гипотетический бизнесмен может в «Искре» завести электронный почтовый ящик, куда будет поступать вся адресованная ему информация. Более того, этот интеллектуальный почтовый ящик до него дозвонится и сообщит поступившую на его номер информацию в то время и тем способом, который в данный момент этот человек выбрал. Если человек сменил адрес, почтовый ящик легко перенастроить, и он будет звонить на новый номер телефона. Таким образом, и никакие звонки не пропадают, и выйти на связь можно, когда именно тебе это удобно.

Предоставляем мы и услугу 800 — звонки за счет того абонента, кому звонят. Например, мать бесплатно звонит сыну. Или покупатели бесплатно звонят в справочное бюро какого-нибудь супермаркета.

Человеку, часто бывающему в разъездах, мы можем предоставить единый постоянный московский номер. Где бы в пределах страны человек ни находился, звонки придут на этот номер.

— Какова основная тенденция развития систем связи?

— Если говорить о тенденциях развития связи вообще, то, возможно, лет через пятьдесят мы снова перейдем от цифровой аппаратуры к аналоговой. В результате будет обеспечено значительно более высокое быстродействие, плюс экономия спектра частот. Конечно, для этого потребуется новая элементная база, но «скорбный труд» эры цифровых технологий не пропадет — благодаря ему мы научились различным способам обработки сигнала. С возвратом к аналоговым системам работа сетей станет и эффективнее, и дешевле.