Продолжение. Начало см. в № 10/03.

Это было давно, но правда

История киберсквоттинга в России довольно богата. Я бы даже сказал, что в данном вопросе мы Западу практически не уступаем. И это несмотря на то, что возможность спекулировать доменами RU появилась намного позже, чем хапперство в интернациональных зонах.

Российский киберсквоттинг уходит корнями в 1999 г., что неслучайно. Именно тогда наша общественность начала воспринимать Интернет серьезно, а бизнесмены все чаще стали помышлять об открытии онлайн-представительств и магазинов в Сети. Кроме того, именно в начале 1999 г. был расформирован скандально известный стоп-лист, составленный РосНИИРОСом, и все домены со значащими названиями (internet.ru, telecom.ru и проч.) из этого списка были тогда разыграны в лотерее.

РосНИИРОС — администратор зоны RU

Первой ласточкой стало судебное разбирательство по домену Kodak.ru. В мае 1999 г. московское отделение всемирно известной компании Kodak (Eastman Kodak Company), решив открыть официальный российский сайт бренда, с удивлением обнаружило, что соответствующее доменное имя уже занято предпринимателем Александром Грундулом. При этом Грундул использовал домен без злого умысла: он занимался фотобизнесом и тесно сотрудничал с компанией Kodak. На сайте была размещена соответствующая информация, которая помогала Александру расширять круг клиентов, а сам он и не думал вымогать деньги за домен. Несмотря на это, Kodak подала сначала заявление о недобросовестной конкуренции, а потом иск о нарушении прав на товарный знак. Иск был отклонен, последовало несколько апелляций и повторных слушаний дела.

По прошествии трех лет утомительных разбирательств домен все же был передан компании Kodak.

Дело по Kodak.ru длилось три года

Другой процесс, относящийся к тому же периоду, явился полной противоположностью делу Kodak. На этот раз обиженной овечкой выступил «Мосфильм». Его родное доменное имя Mosfilm.ru успела перехватить некая фирма ABV. Однако «Мосфильм» не растерялся и тут же подал в суд, но не на ABV, а на РосНИИРОС, утверждая, что тот нарушил законодательство об исключительном праве на использование фирменного наименования. Несмотря на все попытки РосНИИРОСа доказать, что он не может быть ответчиком в данном деле, поскольку является всего лишь посредником при регистрации доменов, суд вынес, на мой взгляд, парадоксальное решение и запретил РосНИИРОСу регистрировать домены, содержащие наименование «Мосфильм». На основании того же решения Mosfilm.ru был передан в пользование киностудии.

Дело «Мосфильма» закончилось быстро

РосНИИРОС стал козлом отпущения и в другом доменном разбирательстве. Все в том же 1999 г. компания Coca-Cola обнаружила, что доменные имена Coca-Cola.ru и Sprite.ru уже зарегистрированы за неким ООО «Инсайт». Тогда представители Coca-Cola подали в суд одновременно на «Инсайт» и РосНИИРОС с требованием перерегистрировать домены на Coca-Cola. Со стороны «Инсайта» так никто в суде и не появился, поэтому главным оппонентом мирового гиганта стал многострадальный РосНИИРОС. На этот раз он...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.