Известно, что одна из сфер, в которых на Западе широко применяются компьютеры Apple, — это образование. В российских вузах и школах также можно встретить Macintosh, хотя их доля у нас заметно ниже. Однако в последнее время число образовательных учреждений, использующих эту технику, постепенно растет, в том числе в регионах. На фоне повсеместного распространения платформы PC и ОС Windows это не может не привлекать внимания.

О причинах перехода на машины iMac рассказал Станислав Ивайков, сотрудник лаборатории кафедры теплотехники Марийского технического университета, ведающий компьютерным классом, где обучаются студенты. Попутно выяснилось и множество интересных деталей о том, чем и как живут сейчас провинциальные вузы.

Класс, которым заведует Станислав, весьма примечателен — вряд ли кто-то может представить, что подобная техника продолжает активно использоваться в российских вузах. В нем установлено 25 компьютеров «Электроника КР 03». Схема этих изделий публиковалась когда-то в журнале «Радио», и их массово собирали радиолюбители всего СССР. Центральным процессором в них был советский аналог 8-битового Intel 8085, а объем оперативной памяти составлял «целых» 32 Кбайт. Разумеется, компьютеры, которые имеются в классе Станислава, изготовлены на заводе, но возможности их от этого не изменились, если не считать локальной сети, которая их связывает. В 2002 г. университет выделил кафедре средства, которые было решено потратить на переоснащение класса. Ожидалось, что добавят денег и местные энергетики, ведь кафедра готовит специалистов и для них, но этого так и не произошло, поэтому реализовать удалось лишь небольшую часть задуманного.

— Станислав, почему именно iMac?

— Да это само собой получилось. Сначала, конечно, хотели приобрести PC. Но ознакомившись с ценами, поняли: чтобы уложиться в имеющуюся сумму, придется отказаться от важных технических требований.

— А что это за требования?

— Нужны были современные компьютеры, которые не устарели бы морально на следующий день. Обязательно надежные, так что вариант с местной сборкой отпадал сразу. Места у нас в классе мало, поэтому ПК требовались компактные, желательно в моноблочном исполнении, а таких у российских фирм просто не нашлось. Оставались «белые» машины, но в итоге и из них выбирать оказалось нечего: предлагались только очень дорогие конфигурации с ЖК-мониторами, а обнаруженные на Web-узлах производителей подходящие модели отсутствовали у российских дилеров. На сайт Apple я заглянул, когда уже были перепробованы все остальные варианты.

— Получается, что вы выбрали iMac от безвыходности?

— Можно и так сказать, но я об этом еще ни разу не пожалел. Наоборот, чем дольше работаю с Macintosh, тем больше нахожу у них преимуществ. Например, отечественные компьютерные фирмы охотно берутся за поставку машин Apple. Пока нам хватило денег только на четыре, но популярность iMac такова, что можно быть уверенным — подобная модель будет производиться и в дальнейшем и мы сможем докупить нужное количество компьютеров.

— Недавно Apple выпустила модель eMac, разработанную специально для учебных заведений. Каково ваше мнение о ней?

— С удовольствием попробовал бы ее в работе. Жаль только, что производители теперь не предлагают модели нескольких расцветок. Цвет eMac мне не очень нравится, впрочем, это мое личное мнение.

— Ну а другие достоинства у Macintosh есть?

— Конечно. Например, установка программ и соединение этих ПК в локальную сеть оказались делом пяти минут. Причем для этого не надо ничего разбирать-собирать и инсталлировать драйверы, а только подсоединить кабель к разъему. С подключением к университетской сети тоже разобрались быстро.

Встроенные адаптеры и моноблочный корпус — это еще одно преимущество: шаловливым ручкам студентов будет не за что цепляться. Еще более важны возможности администрирования в Mac OS X: начинающие хакеры «взломать» защиту системы, имеющей в своей основе Unix, не смогут. А представляете, какое для нас преимущество в том, что в iMac нет вентиляторов?

— Честно говоря, не очень.

— Вообразите, как шумит класс, набитый двумя десятками PC, в каждом из которых как минимум два вентилятора. К вечеру от такого шума головная боль обеспечена. И при этом они всасывают кубометры воздуха с пылью, оседающей внутри системных блоков. Да и сами вентиляторы «живут» меньше компьютеров, поэтому приходится заниматься их ремонтом и заменой. А с Macintosh мы от подобных проблем избавлены. Стоит также сказать, что у них очень тихие жесткие диски.

— А как же «вечный вопрос» для российских пользователей Macintosh: где взять программы?

— «Джентльменский набор» программ, включая Microsoft Office, для «десятки» давно разработан. А того ПО, которое нам требуется, нет ни для Macintosh, ни для Windows. Образовательных приложений по теплотехнике просто не создано. Все, чем мы пользуемся, написано на нашей кафедре. Сейчас речь идет о том, чтобы перенести это на Mac OS X. Вот пишу для этого эмулятор.

— Эмулятор? Но это, наверное, очень сложно?

— Система команд у i8085 довольно простая, и данная часть работы почти завершена. Есть свои трудности с эмуляцией клавиатуры. Операции с клавиатурой у них выглядят иначе, чем в современных «персоналках». По ходу дела узнаю много нового о языке Objective C, о графической подсистеме «десятки». Эмулятор будет «родным» для Mac OS X приложением и, конечно, предусматривает использование тех возможностей, которые дает интерфейс Aqua.

— Звучит многообещающе. А для чего у вас в классе уже стоит iMac? Это для работы над эмулятором?

— Нет. Это сервер. Раньше здесь стояла «Искра 1030», и ее давно было пора заменить. Кстати, установка Macintosh и в этом случае была довольно простой.

— На фоне такого «антиквариата» iMac смотрится почти как в чуме оленевода. Так он еще и работает в сети этих компьютеров?

— Да, с него загружаются все машины. Кстати, они делались в расчете на загрузку с кассетного магнитофона. Тогда других дешевых устройств внешней памяти просто не было. Более того, на кассетах хранились и результаты опросов студентов. И надо было не только знать, на какой кассете хранятся данные, но и на каком участке пленки! Приходилось ориентироваться по счетчику метров. Такая была своеобразная файловая система с ручным управлением.

И первое, чем мне пришлось заняться, придя в лабораторию, — это подключать вместо магнитофона «Искру», переделывать ее LPT-порт и разрабатывать ПО для работы с этими файлами. Понадобилось также переписывать протокол передачи данных, создавать драйверы, умещать все это в миниатюрное ПЗУ.

— Ну а с Macintosh что же?

— А с Macintosh все оказалось гораздо проще: у них ведь есть очень неплохая встроенная звуковая система, а в качестве программы для хранения данных отлично подошел проигрыватель iTunes, входящий в комплект поставки. Все наши рабочие файлы — это обычные аудиозаписи формата AIFF. В дополнение к iTunes потребовался только простенький звуковой редактор — я выбрал Amadeus. Единственное, что еще пришлось сделать — это настроить Рабочий стол и права пользователя. У нас не все преподаватели привыкли работать с мышью, поэтому были выбраны пиктограммы максимального размера и удалено все ненужное для работы.

— Что же впереди, каковы планы лаборатории?

— Планов много, но все упирается в нехватку денег. Если бы помогли спонсоры, то мы увеличили бы количество машин в классе, смогли бы уже в этом году укомплектовать его полностью. А после переноса старых программ на iMac на очереди разработка с нуля нового обучающего курса по теплотехнике, обязательно мультимедийного. Тем более что на Macintosh возможностей для этого — море.

— Спасибо за беседу. Успехов вам!

Беседовал Виктор Каплунов,
фото Евгения Горбунова