С появлением высокопроизводительных моделей компьютеров Power Macintosh G4, мощной операционной системы Mac OS X и свежих версий монтажных программ Apple, Avid и других компаний специалисты в области цифрового видео получили в свое распоряжение массу новых инструментов. Работа по созданию и редактированию фильмов переместилась со стола на экран монитора ПК, причем разрабатывается все больше продуктов для платформы Apple Macintosh. Вниманию читателей предлагается обзор из журнала Macworld по последним новинкам в области аппаратных средств и ПО для профессионального производства видео.

Mac OS завоевывает Голливуд

Еще до выпуска Mac OS X компания Apple не жалела времени и сил на описание преимуществ своей новой ОС. И такие слова, как «многопотоковая система», «защита памяти», «Unix-ядро», звучали весьма многообещающе, однако понять, какую реальную выгоду дадут эти новации, многим пользователям Macintosh было трудно, если только они не работали с цифровым видео.

Но для специалистов, вводящих несжатое видео и редактирующих его в режиме реального времени, готовящих высококачественные материалы для телевещания или занимающихся промышленным производством дисков DVD-Video, перечень функциональных особенностей Mac OS X представляет собой нечто большее, чем красивый рекламный лозунг, имеющий целью произвести впечатление на дилетантов.

Так почему профессионалы видеомонтажа все чаще отдают предпочтение Mac OS X? Попробуем разобраться.

«Глубинные» новинки. Высококачественное цифровое видео — это огромный массив данных, которые нужно ввести в компьютер и отредактировать, а затем выполнить рендеринг. «Классическая» Mac OS не могла в полной мере обеспечить корректное осуществление этих задач.

«В течение долгих лет Apple совершенствовала свою ОС, внедряла новые технологии, оставляя неизменными простоту и удобство работы, важные для пользователей. Однако компьютерная индустрия не стоит на месте: то, что раньше считалось необходимым лишь для рабочих станций и серверов, теперь важно и для офисных и домашних ПК. И перед компанией встал вопрос о создании совершенно новой системы, обеспечивающей защиту памяти и вытесняющую многозадачность, — говорит Борис Ямницкий, президент компании—производителя ПО для создания трехмерных видеоэффектов Boris FX. — Такой системой стала Mac OS X, которая благодаря ядру Darwin, представляющему собой одну из модификаций Unix, приспособленную для работы на аппаратной платформе Apple, необычайно стабильна».

«Теперь разработка очередных версий программ Boris Red и Boris Graffiti упростится, а их функциональность и надежность увеличатся, — утверждает Ямницкий. — Поскольку видеоэффекты весьма требовательны к вычислительным ресурсам процессоров, инновационные технологии Mac OS X жизненно необходимы», — добавляет он.

Многозадачная, многопотоковая. Mac OS X, будучи «родственницей» Unix, поддерживает потоки (или нити — threads), что позволяет назвать ее не только многозадачной, но и многопотоковой системой, в которой каждое приложение имеет ряд параллельно выполняемых задач. Эта особенность чрезвычайно привлекательна для профессионалов цифрового видео.

«Обычно на Macintosh под управлением Mac OS 9 пользователи не могли вводить в программе QuickTime несжатое видео в фоновом режиме, работая одновременно в других программах. Теперь же они без проблем путешествуют при этом в Web или читают электронную почту, — рассказывает Грант Петти, генеральный директор Blackmagic Design. — Ввод видеоданных — крайне скучная и отнимающая много времени задача, поэтому возможность параллельно делать на компьютере что-либо еще очень радует».

Фирма Blackmagic Design в сотрудничестве с AJA Video Systems выпускает серию профессиональных плат обработки видео Kona, причем драйверы для этих устройств пишутся только для Mac OS X.

«Однако поддержка потоков дает выигрыш во времени не только при вводе видеоданных, но и при рендеринге», — продолжает тему Майкл Альбертс, главный редактор лос-анджелесской компании Ambidextrous Production.

Возможность рендеринга в фоновом режиме — большой плюс для таких специалистов, как Грант Петти. Это позволяет, к примеру, в QuickTime Pro конвертировать видео в формат MPEG-2 для последующей его записи на DVD посредством программы DVD Studio Pro 1.5, работая в других приложениях Mac OS X.

Магия «живого» звука. Профессионалы видео отдают должное Mac OS X еще и потому, что новая

ОС поддерживает многоканальный звук. Это особенно важно в условиях стремительного роста рынка оборудования, способного воспроизводить больше двух аудиоканалов.

«Аудиоплаты Kona имеют шесть выходов для вывода 5.1-канального звука, который сегодня используется в DVD-фильмах, — объясняет Грант Петти. — Компания Apple, радикально переработав аудиосистему в Mac OS X, встроила в нее поддержку многоканального звука, благодаря чему можно установить такую плату в Macintosh и получить высококачественный цифровой аудиосигнал».

Что касается воспроизведения в новой ОС несжатого видеосигнала высокой четкости, то у руководителя Blackmagic Design оно вызывает самые положительные эмоции. «Мы даже пробовали принудительно закрывать приложение Finder, а затем запускать его снова, и все равно видео проигрывалось без потери кадров», — рассказывает он.

Ядро Unix не только сделало Mac OS X стабильной и многопотоковой, но и обеспечило ее связь с другими Unix-системами. Благодаря этому появилась возможность перекомпилировать для работы на Macintosh прикладное ПО, используемое на компьютерах Silicon Graphics под управлением ОС Irix, которые на протяжении последних 15 лет применяются в телевизионной индустрии.

Что готовит завтрашний день. Так когда же специалисты в области кино- и телевизионной индустрии в массовом порядке перейдут на Mac OS X и аппаратную платформу Apple? Некоторых, например Майкла Альбертса, сдерживает отсутствие Mac OS X-совместимых драйверов оборудования; впрочем, очень скоро они должны появиться. Та же ситуация и с прикладным ПО. Уже выпущены оптимизированные для новой ОС версии программ Apple Final Cut Pro, Apple DVD Studio Pro и Adobe After Effects, на подходе Media 100i компании Media 100 и Avid Xpress DV производства Avid Technology.

«Родство» Mac OS X и Unix существенно облегчило жизнь как разработчикам аппаратных средств и прикладного ПО, так и пользователям Macintosh, профессионально занимающимся монтажом видео. Поэтому, отвечая на вопрос, насколько широко распространятся компьютеры Apple среди специалистов телевидения и кино, следует сказать, что никогда еще перспективы для Macintosh не были такими многообещающими.

Джонатан Сэфф

Avid против Apple

Создав программу Final Cut Pro, компания Apple начала решительное наступление на позиции фирмы Avid на рынке продуктов для профессионального монтажа цифрового видео. Однако Avid сдаваться не собирается и предприняла ответный ход, анонсировав новую версию своей системы монтажа видео Avid Xpress DV, оптимизированную для Mac OS X.

За 1699 долл. (здесь и далее, если нет специальной оговорки, приведены цены в США. — Прим. ред.) компания предлагает инструмент с тем же интерфейсом и принципом работы, что и у других продуктов Avid. Это дает возможность давнишним пользователям программы окунуться в привычную рабочую среду, практически сразу приступив к редактированию и не тратя времени на чтение справочных материалов. В Avid Xpress DV предусмотрен импорт персональных установок и клавиатурных сокращений с других рабочих станций, в том числе и платформы PC, что позволяет быстро настроить систему в соответствии со своими предпочтениями.

Новая версия системы монтажа видео Avid Xpress DV полностью поддерживает все функциональные возможности Mac OS X, в том числе работу в многозадачном режиме

Подобно Final Cut Pro 3, последняя версия Avid Xpress DV включает более сотни эффектов, работающих в режиме реального времени. И хотя они весьма требовательны к процессорным ресурсам, программа Avid для Macintosh не нуждается в каком-либо дополнительном оборудовании. По словам производителей, их система функционирует корректно даже на машине с 500-МГц процессором PowerPC G4 и Mac OS X 10.1. Так же как и в Final Cut Pro, в Avid Xpress DV все эффекты, применяемые в реальном времени, показываются только на мониторе компьютера; чтобы вывести их на внешний экран, придется выполнить рендеринг. В Avid Xpress DV возможна работа с четырьмя видео- и восемью аудиодорожками. Обеспечивается отличная взаимосвязь с другими программами посредством отраслевых стандартов EDL и OMF/AAF. Отдельно стоит сказать о возможности использования AVID Unity LANshare — специальной локальной сети из двух и более станций нелинейного монтажа. Монтажные «корзины» (bins), в которых размещаются материалы одного проекта, совместимы с «корзинами» других систем редактирования видео Avid.

Для того чтобы в приложении Final Cut Pro монтировать несжатое видео или даже видео высокой четкости, достаточно купить плату видеомонтажа Pinnacle CineWave. В программе Avid Xpress DV этого не предусмотрено, можно редактировать лишь видеоизображение формата DV. Чтобы получить видеосигнал более высокого качества, понадобится старшая система линейки Avid с усовершенствованным ПО и оборудованием. Причем в нее допустимо импортировать созданный в Avid Xpress DV проект для его окончательной доработки.

Пополните программный инструментарий для видеомонтажа

На выставке NAB?2002 компания Apple представила свой новый продукт Cinema Tools (999 долл.) для Mac OS X и Final Cut Pro. Эта программа, основанная на технологии FilmLogic компании Focal Point, предназначена для создания «паспорта монтажа» (film-list) — документа, согласно которому монтируется оригинальный негатив кинофильма.

ПО Cinema Tools позволяет импортировать в Final Cut Pro 3 списки монтажных решений с частотой 24 кадра в секунду

В базу данных программы можно импортировать log-файлы телекиноформатов Flex, Aaton, Evertz, а также Avid Log Exchange или списки пакетной оцифровки Final Cut Pro. Функции поиска кадров позволяют установить соответствие футажных номеров* кинопленки кадрам изображения в оцифрованном материале, а инструмент идентификации — проверить его. Устанавливаемый программой модуль экспорта для Final Cut Pro 3 обращается к базе данных проекта и выдает «паспорт монтажа», включающий не только порядок и длительность планов, но и учетные номера роликов, списки оптических эффектов и повторно используемых кадров с компенсацией разницы в скорости воспроизведения кинопленки и видеоленты форматов PAL и NTSC. Этот алгоритм также позволяет программе конвертировать EDL (edit decision list, список монтажных решений) принятой для PAL/NTSC частоты кадров в EDL видеостандарта 24p High Definition. Таким образом, применение Cinema Tools не ограничивается только работой с проектами, использующими кинопленку.

Антон Лайнкер

Новости рынка телевещания

Цифровое оборудование для телевещания предполагает передачу несжатого сигнала через интерфейс SDI (Serial Digital Interface). Благодаря росту рынка профессиональных плат обработки видео это стало возможным и на компьютерах Macintosh с программой Final Cut Pro, что позволяет телевизионщикам сэкономить сотни тысяч долларов.

Плата CineWave Classic (5495 долл.) компании Pinnacle Systems создана для тех, кто уже имеет Final Cut Pro, и позволяет работать с видео профессиональных форматов. Она поставляется с одним из нескольких доступных CineWave I/O внешних коммутационных блоков, в том числе 10-bit SDI Pro Digital breakout box. Изделие CineWave Classic легко модернизируется до CineWave RT и CineWave HD путем подключения коммутационного блока или загрузки нового ПО. Совместимость с Mac OS X должна быть реализована к тому времени, когда вы будете читать эти строки.

Плата Kona-SD (3295 долл.) фирмой AJA Video Systems выпускается только для Mac OS X. В отличие от других продуктов, рассматриваемых в нашем обзоре, это устройство не нуждается во внешнем коммутационном блоке. Шестиканальный звук стандартов AES/EBU передается через кабель, подключаемый к задней стороне платы.

Плата Kona-HD (10 995 долл.) того же производителя представляет собой более мощный продукт линейки Kona. Однако для применения эффектов в режиме реального времени он требует наличия 66-МГц PCI-разъема, в то время как существующие на сегодняшний день модели компьютеров Macintosh имеют 33-МГц шину PCI.

Плата обработки видео Digital Voodoo HD Fury

Плата HD Fury (11 995 долл.) компании Digital Voodoo предназначена для платформы Macintosh. Рассчитана на работу с видеосигналами HD-SDI, поддерживает форматы 1080i, 1080PsF и 720p. Имеет встроенный преобразователь сигналов HD-SDI в SD-SDI. Внешний коммутационный блок позволяет получить восьмиканальный звук стандартов AES/EBU. Как и Kona-HD, устройство в будущем позволит работать с эффектами в режиме реального времени (остается лишь дождаться, когда компьютеры Apple смогут передавать поток данных с должной скоростью). Совместима с ПО Apple Final Cut Pro 3, Adobe Premiere, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, Discreet Combustion, Boris FX и др.

Плата D164RT (3495 долл.) той же фирмы работает с видеосигналами HD-SDI (10 бит) и шестиканальным звуком стандартов AES/EBU.

Расширьте горизонт

ЖК-монитор Apple Cinema HD Display

Выпущенный недавно компанией Apple 23-дюймовый ЖК-монитор Apple Cinema HD Display (по рекомендованной для России цене 4232 долл.) разработан специально для телевидения высокой четкости. Он имеет широкоформатный экран (соотношение 16:10), позволяющий увидеть одновременно две Web-страницы или документ программы Quark XPress со всеми панелями инструментов.

Устройство способно воспроизводить 16,7 млн. цветов с разрешением 1920x1200 точек, а его угол обзора равен 160?. Дисплей подсоединяется к компьютеру Power Macintosh G4 через разъем Apple Display Connector (ADC), по которому передаются одновременно данные и питание.

Джонатан Сэфф


Focus on Digital Video. Macworld, июль 2002 г., с. 51.


*Футажные номера — это числа, обозначающие количество футов и кадров от начала кинопленки (Прим. ред.).


Коротко о новых продуктах для цифрового видео

Аппаратные средства

ЖК-мониторы. Компания Sharp Electronics разработала ЖК-монитор с широким экраном LC-28HM2 (16 995 долл.). Диагональ экрана составляет 28 дюймов, максимальное разрешение — 1280x768 точек. Устройством поддерживается стандарт HDTV, воспринимаются и обычные компьютерные сигналы (XGA, SVGA и VGA).

Мультимедиа-проекторы. Фирма Epson изготовила серию мультимедиа-проекторов. Модель Epson PowerLite 8200i (7859 долл.), весящая 8,3 кг, обеспечивает мощность светового потока 3500 ANSI-лм, разрешение 1024x768 точек (XGA) и контрастность 600:1. Аппарат PowerLite 730c (3999 долл.) имеет мощность светового потока 2000 ANSI-лм, а PowerLite 720c (3499 долл.) — 1500 ANSI-лм.

Устройства для хранения данных. Новый дисковый массив VideoRaid RTS производства Medea, состоящий из пяти накопителей, предназначен для тех, кто занимается нелинейным видеомонтажом, 2D- и 3D-анимацией, разработкой игр и другой деятельностью, предполагающей операции с большими объемами информации. Предлагаются 160-Гбайт (2799 долл.), 320-Гбайт (3299 долл.) и 640-Гбайт (6999 долл.) модели.

Программное обеспечение

Редакторы видео. Компания Eline Technologies выпустила VideoClix 2.0 — усовершенствованный вариант своей видеомонтажной программы. Добавлено множество функциональных возможностей, обеспечена полная совместимость с Mac OS X. Особенностью приложения является его интерактивность: нажимая на отдельные элементы при просмотре видео, ими можно манипулировать. Владельцам предыдущей версии обновление обойдется в 99 долл., а тем, кто соберется приобрести продукт впервые, придется заплатить 499 долл.

Подключаемые модули (plug-ins). ПО Magic Bullet Suite 1.0 фирмы Orphanage — это набор из пяти подключаемых модулей Adobe After Effects. В него входит, в частности, Magic Bullet, позволяющий получить видео с частотой 24 кадра в секунду и избавиться от нежелательных артефактов, присутствующих в отснятом материале. Цена продукта для работы с видеоизображением разрешения 720x486 и 720x576 точек составляет 995 долл., а версия без ограничений на разрешение стоит 1995 долл.

Утилиты. Компания Square Box Systems, анонсировавшая на выставке NAB?2002 многопользовательскую версию своей утилиты CatDV Pro (80 долл.), обещает начать ее продажи в сентябре. Продукт совместим как с Mac OS 9, так и с Mac OS X.

Программа Videogram Creator (50 долл.), разработанная Right Bits, позволяет объединить текст, графику, аудио и видео продолжительностью до пяти минут в сжатый HTML-файл для пересылки его по электронной почте.

Филипп Майклс