Всевозрастающее внимание общества к Internet требует рассмотрения всемирной Сети с точки зрения не только информационных технологий, но и культурологии. Чтобы избавиться от эйфории, принявшей характер пандемии с ярко выраженным синдромом преклонения перед всемогуществом и безграничностью Сети, полезно поразмыслить, а как она соотносится с культурой, установив некую отправную точку в таком обсуждении и приняв исходное толкование основных понятий. Если об Internet на страницах нашего журнала говорят регулярно, то о культуре в сочетании с Internet речь заходит не часто.

Слово «культура» вошло в обиход от латинского cultura, означающего в первую очередь «возделывание, обрабатывание, уход», а также — «образование и воспитание». Теперь в широком смысле под ним понимают все, созданное человеческим трудом, в противоположность тому, что получено в готовом виде от природы. Разумеется, существуют и более узкие толкования этого понятия: достижения человечества в области науки и искусства, образование, накопленные знания, а также совокупность орудий труда, средств производства, результатов их деятельности (материальная культура) и т. д.

Предпримем же попытку оценить взаимное влияние Internet и культуры.

Internet — продукт материальной культуры

Общеизвестно, что материальная культура не есть нечто застывшее — она тесно связана с историей человеческого общества и, в свою очередь, в некоторой степени влияет на нее. И потому ее развитие раскрывает многие аспекты в понимании Internet. Так, техническое представление о нем возникло на основе знаний о транспортных сетях, сухопутных и водных, давших и первые термины: сеть, поток, узел, шлюз и т. д. Древние транспортные сети в основном служили для перевозки грузов, на размеры и скорость доставки которых были существенные ограничения. Вместе с тем с давних пор известны и прообразы информационных сетей, возникших, как только появилась потребность в обмене информацией, — например, почта. Кстати, и нервную систему человека также можно, по мнению биологов, считать в своем роде информационной сетью, эволюционно развивающейся. Итак, Internet — сеть для транспортировки информации, унаследовавшая богатейшую историю своих предшественниц. Что же дает эта констатация, казалось бы, очевидного? Обратим внимание лишь на некоторые аспекты. Так, структурные представления об Internet как о сети и характер взаимодействия человека или общества с орудиями и средствами, их образующими, можно обнаружить в прошлом; учет этого существенно сэкономит затраты разработчиков и пользователей, а также ускорит темпы развития всемирной Сети. Разумеется, не следует забывать об ограниченности всякого опыта, но, судя по жарким дискуссиям, касающимся вопросов взаимодействия Сети и государства, попрания прав пользователей, ответственности провайдеров за предоставляемый контент и многих других проблем, этот опыт пока еще далеко не исчерпан. Кроме того, весьма полезным может оказаться более полный учет взаимодействия существующих различных транспортных сетей. Например, для решения проблем доставки товаров при электронной торговле через Internet. Немаловажно будет рассматривать Сеть совместно с другими технологиями, в частности с производством полупроводникового оборудования, да и в целом со всей сферой материального производства. И лишь обращая достаточное внимание на эти моменты, можно поддерживать в обществе гармоничные отношения, иначе благодаря «разогреву» пользователей через Internet представление о примате информации над продуктами производства будет способствовать возникновению социальных и иных конфликтов в мире. Пристальное внимание к истории материальной культуры дает также и футурологические установки при рассмотрении вопросов о путях развития Сети, и прежде всего позволяет точнее оценивать технологические ограничения и последствия различных взаимодействий с Internet.

Достаточно велико и влияние Сети на материальную культуру, что без труда связывается с повышением степени развития информационных технологий, и, возможно, приведет к появлению новой социально-экономической формации. Существенный рост скорости и объема обработки информации обусловил необходимость пересмотра многих процессов производства и позволил значительно повысить их эффективность. Условно можно назвать эту эпоху в развитии материальной культуры квантовой, в отличие от эпох механической или термодинамической, когда использовались орудия из камня или бронзы, механические устройства или паровые машины. Вполне очевидно, что микронные и наномикронные технологии привнесены в материальную культуру начала XXI в. в значительной мере через Internet, и это определило серьезные изменения как орудий и средств производства, так и отношений между людьми. Насколько будет велика роль Сети в построении мировой «нервной системы», определится тем, какие шаги сделает человечество в процессе эволюции.

Internet и образование

Эйфория по поводу безграничных возможностей сетевого образования связывается в значительной мере с расширением доступа к образовательным структурам. Это, конечно, так, но нельзя игнорировать негативный опыт заочного и вечернего обучения, недостаточно высокое качество которого обусловлено прежде всего недостатком времени у занимающегося, что объективно неустранимо. А если продлить срок учебы, то существенно сузится круг желающих его получить. Кроме того, не следует закрывать глаза на недостатки информационных технологий в поддержании обязательных для образования средств, например приемлемых форм диалога учителя и ученика, обеспечивающих необходимое качество обучения. К сожалению, конфликт между качеством обучения и широтой доступа неизбежен, что уразумели еще древние греки, создав свои лицеи и академии.

Еще одно негативное воздействие на процесс обучения, вызванное «интернетизацией» образования и глобализацией знания, пока не столь очевидно. Оно заключается в том, что трудно учесть индивидуальность ученика, а если с этим не считаться, то возникнут серьезные системные осложнения с выбором необходимой информации, преодоление которых уже в простейших случаях приводит к возрастанию затрат на образование. К тому же, следует иметь в виду, что смысловая обработка информации, столь необходимая при обучении, является вечной проблемой, стоящей перед человеком, а качество образования существенно зависит от доступного при этом уровня. Пока он еще весьма невысок для того, чтобы дистанционное образование стало всеохватным. Тем не менее необходимо вкладывать деньги в развитие методов и технологий для его становления в Internet.

Культура в широком смысле и Internet

Как же быть со всем, что создано человеком за века его существования? Не приведет ли появление Сети к исчезновению, например, одного из лучших достижений культуры — книги? Здесь можно сослаться на слова Умберто Эко, сказанные им при посещении МГУ в 1998 г. Он считает, что объективно путь развития Сети приведет не к пожиранию своих родителей, а к обязательному сосуществованию с ними. Так, при всем гигантском объеме сведений в Internet решение человеком проблемы выбора информации У. Эко видит в сохранении для этих целей традиционной книги наряду с другими.

Несомненно, культура в широком смысле этого слова, включая прежде всего науку и знания, влияет на развитие информационных технологий и, естественно, на Internet. В частности, в последние годы особенно заметным становится широкое привлечение социальных и психологических знаний, влияющих на развитие Сети. Они используются не только для ведения сетевого бизнеса, расширения образовательных проектов, но и для повышения эффективности деятельности правительств во многих государствах, которая не случайно зависит от информации, получаемой из Internet. В то же самое время Сеть нуждается в интеграции с культурой, точнее говоря, в становлении Internet, обусловленном законами саморазвития, ее роль в целом является доминирующей.