Краткие заметки с самого представительного телекоммуникационного форума России.

Четыре телефона — по одной линии

Компания «Голден Лайн», оператор одноименной сети универсального цифрового доступа, построенной на основе волоконно-оптических линий связи, известна на рынке как создатель корпоративных сетей для крупных банков и торговых предприятий, например сети супермаркетов «Копейка». Но поскольку сектор среднего и малого бизнеса тоже развивается и становится все более привлекательным, компания предложила для него на выставке новую услугу — Internet-телефонию по выделенной линии. Это позволит фирмам по одной линии, не арендуя дополнительных каналов связи, получить выделенный Internet-канал и установить в своих офисах до четырех телефонных номеров. Для небольших фирм, где работают всего 15—20 сотрудников, с введением в стране повременной оплаты за телефон, по мнению специалистов «Голден Лайн», такое решение проблем связи с внешним миром окажется более выгодным, чем аренда четырех аналоговых линий. Да и качество связи на цифровых линиях будет значительно выше.

Всем сестрам по серьгам

Именно по такому пути пошла «Комстар» — готовить свой пакет услуг для каждой категории клиентов. Это предложения для физических лиц, владельцев малого и среднего бизнеса, застройщиков и арендаторов зданий, крупных корпоративных клиентов и, наконец, для холдингов — многофилиальных структур, которые требуют решения вопросов системной интеграции. Но и при подобном разграничении, единожды став клиентом компании, пользователь может наращивать объемы получаемых услуг и переходить из категории в категорию.

Думаю, многие по достоинству оценят и новую услугу Web-хостинга — как виртуального, когда клиент получает возможность размещения собственного ПО на сервере «Комстар», так и физического, когда он арендует отдельный сервер, установленный на технической площадке компании. В результате клиент, который хочет попробовать свои силы в электронном бизнесе, но не готов приобрести для этого отдельный сервер, может воспользоваться мощностями «Комстар». А воспользоваться есть чем: общая внедренная номерная емкость ее сети составляет около 60 тыс. городских номеров плюс 10 тыс. номеров внутренней емкости, протяженность магистральной сети — 2500 км.

Нужно отметить, что «Комстар» очень активно работает именно с клиентами — физическими лицами. Так, совместно с АО МГТС компания телефонизировала район Сретенки и микрорайон Никулино, причем она предоставляет услуги связи по тарифам МГТС, а не по коммерческим. Уже заключен договор и на телефонизацию нового микрорайона Куркино — здесь за четыре ближайших года планируется ввести 12 тыс. номеров.

Одна, но мультисервисная

Как только мы cлышим слово «Эрикссон», сразу невольно возникает мысль о мобильном телефоне. Действительно, эта компания — мировой лидер в области мобильной связи. И если абонентская база стандарта GSM насчитывает сейчас полмиллиарда человек, то не случайно 200 млн. из них пользуются оборудованием «Эрикссон» (по данным Международной ассоциации операторов GSM). Однако на российском рынке значительно менее известны системы управления сетями, которые также активно предлагает «Эрикссон». Компания представила на выставке целый ряд оригинальных решений, объединенных концепцией Engine.

Эти решения ориентированы на крупных операторов сотовой связи. Сегодня такой оператор может иметь сети и мобильных услуг, и фиксированной телефонии, и передачи данных, и кабельного телевидения. Идея концепции Engine — создать мультисервисную сеть, объединив их все в одну. Новая мультисервисная сеть будет трехуровневой. На нижнем уровне сосредоточатся необходимое оборудование и сети доступа. Следующий уровень (опорная сеть) обеспечит передачу любых видов трафика: телефонии, данных, кабельного телевидения и реализацию доступа в Internet. А на самом верхнем уровне разместятся интеллектуальные телефонные серверы, которые и предоставят абонентам требуемые услуги.

Одно из наиболее интересных, на мой взгляд, устройств такого типа — медиа-шлюз, конвертирующий телефонный трафик с уровня доступа на уровень опорной сети, которую «Эрикссон» строит на основе технологии АТМ. Это устройство создано на базе АТМ-коммутатора операторского класса AXD 301 с пропускной способностью от 10 до 160 Гбит/c и поддержкой всех АТМ-протоколов. Медиа-шлюз производит конвертацию голосового трафика в АТМ- трафик и осуществляет обмен с телефонной сетью: поддерживается передача голоса без сжатия, производительность — 288 тыс. вызовов в час наибольшей нагрузки.

Что дает в итоге применение технологии Engine? Если говорить кратко, то вместо планирования, управления и содержания четырех сетей теперь можно работать с одной мультисервисной — из единого центра, что, конечно, упрощает дело. Меньше требуется техники и людских ресурсов. По данным специалистов Российского представительства «Эрикссон», в нашей стране уже ведутся два пилотных проекта для крупных операторов (пока, правда, контракты находятся в стадии оформления, идет технический и экономический расчет проектов). Всего же в мире заключено 38 контрактов на реализацию единой мультисервисной сети на основе Engine.

Новый «вундеркинд» в семейке Definity

На стенде компании Avaya можно было увидеть новые разработки в области IP-телефонии, решения для мультисервисных сетей, познакомиться с проектами операторских центров. Мое внимание привлекла новинка — коммуникационный сервер Definity IP 600. Он рассчитан на максимальную емкость внутренней сети до 240 номеров и предназначен для фирм, численность работающих в которых не превышает 200 человек. Эта небольшая белая коробка — действительно «вундеркинд» в семействе Definity. Операторский центр не только полностью реализует все функции базовой телефонии, включая ведомственные и российские протоколы сигнализации, но и имеет встроенные серверы IP-телефонии, голосовой и факсимильной связи, а также поддерживает Web-интерфейс для администрирования. По мнению специалистов компании, Definity IP 600 отлично подойдет как платформа для организации малого или среднего операторского центра. Причем клиент сможет использовать как старые аналоговые, так и современные цифровые и IP-телефоны. Центр уже доступен на российском рынке через партнеров Avaya — ведь 95% ее бизнеса идет через них и только 5% составляют прямые продажи.

Денежки любят счет

Число задач, которые приходится решать региональной телекоммуникационной компании, растет как снежный ком — организация абонентских центров, управление ресурсами, надежная и оперативная работа биллинговой системы, развитие спектра услуг, предоставляемых населению. Для комплексного решения всех проблем необходимо эффективное управление, в основе которого лежит построение корпоративной информационной системы в компании. Поэтому весьма показательно, что на выставке демонстрировались услуги, не только предлагаемые телекоммуникационными компаниями и операторами связи, но и требующиеся для них самих, причем эти услуги не сводились просто к поставкам «железа».

«ВоронежСвязьИнформ» — региональный оператор связи, одной из главных задач которого является обеспечение телефонной связью Воронежа и области. Компания обслуживает примерно 300 тыс. абонентов - организаций и физических лиц. Из-за большого числа практически самостоятельных филиалов сложилась типичная картина «островной» автоматизации. Для дальнейшего развития и работы в рыночных условиях потребовались прежде всего единая корпоративная база данных и единая система управления и автоматизации финасово-хозяйственной деятельности. Решили остановиться на корпоративной системе управления R/3. Внедрение проводилось фирмой «Стерлинг Групп». На стенде компании мне рассказали, что в процессе работы начали объединять филиалы, чтобы вывести их из убыточности.

Пилотный проект был реализован на модулях «Финансовая бухгалтерия», «Управление материальными потоками», «Контроль» и «Финансовый менеджмент» — джентльменский набор R/3. Cредства разработки, встроенные в систему, позволили учесть в ней все изменения в российском налоговом законодательстве и подготовить новые формы отчетности. По данным специалистов «Стерлинг Групп», сейчас в системе уже действует около 50 рабочих мест на четырех участках: в управлении — центральном офисе, центре по работе с клиентурой, конторе материально-технического обеспечения и Павловском районном узле электросвязи.

На пилотном проекте система была «обкатана», и теперь ее можно тиражировать на остальные 20 филиалов в районных узлах электросвязи, поскольку задачи там однотипны. С помощью систем R/3 «ВоронежСвязьИнформ» сможет централизованно отслеживать свои доходы и расходы. На этом проекте была также построена система оперативного формирования подобной финансовой информации и во всех районных узлах связи.

«БАРС» нацелился на Западную Сибирь

Интересная новинка появилась на стенде Race Communication — базовая радиостанция «БАРС», разработанная для связи с буровыми и развертывания беспроводной сети на предприятиях нефтегазового комплекса. Она позволяет обеспечить саму буровую услугами связи и передачи данных (в радиусе 1 км), а также организовать магистральные каналы на скорости до 3 Мбит/c со станциями на других объектах. «БАРС» можно использовать и как ретранслятор — в таком случае расстояние между модулями не должно превышать 35 км. По данным специалистов Race Communication, планировалось установить это оборудование летом в Тюменской области под Уренгоем — на шести буровых на расстоянии 18—35 км от центральной базовой станции в поселке. Сама станция «БАРС» сертифицирована, а сертификат на весь комплекс радиосвязи ожидается летом. Базовая станция выпускается в четырех модификациях, ее стоимость в среднем составляет 8 тыс. долл.

«Насос высокого давления» для данных

Помните «сжатие на лету» при записи на жесткий диск компьютера, «cтекеры» и т. п.? Примерно на том же принципе, только для каналов связи, специализируется американская компания Expand Networks — поставщик решений для кэширования корпоративного трафика и оптимизации пропускной способности каналов передачи данных. И это весьма актуально для нашей страны, поскольку сетевая инфраструктура здесь пока развита слабо. Компания IBS, ставшая первым партнером Expand Networks в России, предложила на выставке эту новую технологию своим клиентам — корпоративным пользователям, которые хотят «уплотнить» собственный канал, а также поставщикам Internet-услуг. Решения Expand Networks позволяют, по оценкам специалистов, уплотнять даже сжатые данные и повышать производительность на канале до 800%. В результате пользователь на тех же мощностях сможет расширить спектр получаемых от провайдера услуг, а последний — установить более конкурентоспособные цены. Сейчас идет тестирование этого оборудования и показ его заказчикам, а первые проекты с использованием новых технологий будут представлены, видимо, осенью.

Если Магомет не идет к горе...

Правильно, тогда гора идет к Магомету. На сей раз «горой» стал трейлер с «живым» Сisco AVVID, уже изрядно поколесивший по дорогам Европы, где его успели посетить 10 тыс. любознательных гостей, и завернувший прямо к нам на выставку.

AVVID, Architecture for Voice, Video and Intergrated Data, — так называется архитектура для электронного бизнеса от Cisco. Это архитектура для передачи голоса, видео и интегрированных данных, причем в одном канале. Она предназначена, по утверждению специалистов компании, для создания интеллектуальной сетевой инфраструктуры, которая поддерживает электронный бизнес и ускоряет его практическое внедрение у заказчиков. Прямо в салоне трейлера можно было посмотреть практическую демонстрацию возможностей IP-телефонии, работу с унифицированными сообщениями, голосовую почту, познакомиться с контактным центром IP, включающим интеллектуальное средство управления контактами и функцию интерактивного распознавания голоса, посмотреть работу с сетью доставки содержания, получить представление о партнерской программе Cisco AVVID. Так что этот проверенный маркетинговый ход оказался довольно удачным.

Измерим все. И «подскажем» по-русски

Широкий спектр оборудования и целых комплексов на его основе для тестирования и измерений в отрасли связи предложила компания Alient Technologies. Общий ассортимент ее решений превышает 5000 наименований, и наиболее интересные из них были показаны на стенде. Обращают на себя внимание цифровые осциллографы, выпущенные специально для российского рынка и имеющие русскоязычную встроенную подсказку.

Заметим, что эта компания занималась у нас еще и внедрением Drive-Nest System — технологии, позволяющей определить качество зоны радиопокрытия операторов сотовых сетей. Самыми солидными ее заказчиками стали такие крупные операторы сотовой связи, как «МТС», «Би-Лайн» и многие региональные компании.

* * *

Конечно, в рамках одной статьи трудно рассказать обо всех интересных новинках, которые можно было встретить на выставке. В заключение хотелось бы только отметить, что выставка действительно превзошла ожидания даже тех, кто в ней участвовал. Как признался один представитель некой фирмы, они специально заказали «высотный» стенд, чтобы от входа его сразу все увидели. Но не тут-то было — кругом понастроили столько «высоток», что за ними просматривалась лишь маленькая часть стенда. Тем не менее посетители «свой» стенд нашли, и переговорные, естественно, не пустовали.

Ну что ж, остается пожелать участникам выставки «так держать!». Интересно, правда, что же будет через год и как при таком размахе втиснется в Экспоцентр на Красной Пресне «Связь-Экспокомм 2002», если темпы ее роста сохранятся.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК». Контактный тел.: (095)253-92-27.