Игорь Кострица — начальник отдела персональных, сетевых и телекоммуникационных устройств компании RRC

Все большее число наших читателей начинают интересоваться Internet. А какая же Сеть без модема? Но его еще нужно правильно выбрать. Вот тут и возникают вопросы: на что следует обращать внимание в первую очередь, велик ли разброс цен и есть ли наценки, как будет идти дальнейшее развитие этих устройств да и самого рынка в целом?

Научный редактор журнала «Мир ПК» Михаил Глинников встретился с начальником отдела персональных, сетевых и телекоммуникационных устройств компании RRC Игорем Кострицей и взял у него интервью, которое мы и предлагаем вашему вниманию.

— Мой первый вопрос. Как можно классифицировать модемы на рынке?

— Основное деление, важное для читателей, это пользовательские модемы и профессиональные. Четко провести границу трудно - она размыта, и ряд моделей можно назвать «переходными», например US Robotics Courier или ZyXEL Omni 56K Pro (см. «Мир ПК», №6/2000, с.81, №10/2000, с.100 — Прим. ред.).

— Но все-таки существует хотя бы примерный критерий такого деления?

— Функциональные возможности и, конечно, цена. Пользовательские модемы занимают ценовую нишу до 180—200 долл. Профессиональные же стоят, как правило, дороже. Это, конечно, критерий не абсолютный, но вполне наглядный.

— Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду.

— Возьмем конкретный пример. Модель US Robotics Courier V.Everything 56K External Corporate Modem, скажем, к какой категории отнести — пользовательской или профессиональной? В принципе фирма US Robotics позиционировала ее изначально как профессиональный модем, предусмотрев для него возможность работать на выделенной линии. Но у нас в стране этот модем, который хорошо мог настраиваться на конкретные характеристики линии, оказался востребованным в среде опытных пользователей, которые с помощью системы команд или путем «перепрошивок» самого модема могли его настроить «под cебя» и заставить работать оптимально в конкретных условиях. Поэтому US Robotics и завоевал такую популярность у опытных пользователей. Хотя, в не меньшей мере он используется и организациями.

— Давайте теперь отвлечемся от конкретных моделей и поговорим о модемном рынке России в целом. Какова здесь расстановка сил?

— Доминирующими поставщиками на отечественном рынке в последнее время являются компании US Robotics и ZyXEL.

Что касается ZyXEL, то эта компания известна у нас довольно давно, но о пользовательской линейке модемов она объявила только в прошлом году. В конце 1999 г. появилась серия модемов Omni 56K (из двух моделей), а в 2000 г. к ней добавились еще две модели. За год ZyXEL заняла около 40% рынка пользовательских модемов, в первую очередь серьезно потеснив других производителей из Юго-Восточной Азии.

— За счет чего произошел такой сильный рывок вперед?

— Думаю, это связано с правильной политикой московского представительства ZyXEL, которое cразу предложило модели, ориентированные на российский рынок. Новые модемы этой линейки были полностью русифицированные, параметры подбирались под российские линии, тестировались в сервис-центре и поставлялись на наш рынок уже полностью адаптированными.

— А как обычно поступают поставщики?

— В большинстве случаев они используют уже существующие модели. Тестируют все версии на наших линиях, и наилучшие поставляют на наш рынок. А затем эту модель адаптируют. Процесс может растягиваться на весь жизненный цикл конкретной модели.

— Но 40% рынка за год — это очень прилично. Я говорю о ZyXEL. Что еще могло принести ей столь быстрый успех?

— Весьма грамотная, на мой взгляд, рекламная кампания, нацеленная на конкретную аудиторию. Массовая реклама — и в журналах, и в метро, причем верно выбран был сам ее стиль. Изображение вполне современного юноши, которого можно назвать и хакером, рекомендующего модели для работы в Internet. То есть расчет был сделан именно на молодежь, которая только начинает работать и выбирает себе модем для выхода в Сеть. Первое впечатление обычно самое сильное, и большое число людей, для которых модем марки ZyXEL будет первым модемом, станут поклонниками этой марки на всю жизнь.

— Хорошо, c ZyXEL все ясно. Давайте перейдем теперь к US Robotics.

— Для US Robotics прошедший год оказался довольно сложным из-за происходившей реорганизации компании. В рамках 3Сom эта компания не смогла, как мне представляется, достичь на российском рынке того уровня, который она занимала, когда была самостоятельной структурой. В переходный период ее позиции на российском рынке заметно ослабли. Но сейчас уже начались регулярные поставки модемов, и хотя еще используются старые логотипы и коробки 3Com, к середине весны ожидается, что вся продукция полностью будет поставляться с новым логотипом US Robotics.

И поскольку в связи с переходным периодом ритмичных отгрузок не было, сразу, как обычно бывает в подобных ситуациях, активизировались «серые» поставщики из США, Европы и Азии. Прошлой осенью мне доводилось видеть в Москве и в C.-Петербурге модемы даже с иероглифами. По оценкам нашей компании, доля US Robotics на рынке модемов за прошлый год сократилась примерно с 45 до 30%, и более трети этих поставок были «серыми». Кстати, «серых» поставок ZyXEL на российском рынке практически нет.

— Что это значит — «серые» поставки?

— Так называются неофициальные поставки. Например, у компании, которая занимается поставками оборудования, есть связи с зарубежными партнерами. Периодически в той или иной стране проходят распродажи, на которых можно купить, например, модемы и затем поставить их росcийской компании. Такой товар идет, естественно, без гарантии от производителя, без поддержки и cервиса, которым обеспечивается оборудование, поступающее по официальному каналу, но зато и цены на него более низкие.

— Похоже, US Robotics пришлось нелегко. Ну а кроме этих двух компаний есть еще лидеры на рынке?

— Нет. На остальных поставщиков пользовательских модемов приходится примерно по 4—5% рынка. В последнее время активно продвигают модемы фирмы Genius, Eline, Acorp. Имеются и другие поставщики, но их процент еще меньше. По оценкам нашей фирмы, доля ZyXEL и US Robotics составляет сейчас около 70% российского рынка модемов для конечных пользователей, и этот показатель стабилен. Борьба между прочими поставщиками разворачивается за оставшиеся 30%.

— В какой ценовой нише находятся модемы, пользующиеся наибольшим спросом?

— Как правило, ниже 100 долл. И эта цена в каком-то смысле еще и психологический барьер.

— Хорошо. А как обстоят дела с рынком PCMCIA-модемов?

— Рынок этот очень мал, и здесь нет явного лидера. Кроме того, производители блокнотных ПК в последнее время поставляют их с уже интегрированными PCMCIA-модемами.

— Среди наших читателей много тех, кто собирается подключиться к Internet. С чего надо начинать? Поделитесь опытом, помогите выбрать подходящий модем.

— Конечно, универсальный совет дать сложно — многое зависит и от финансовых возможностей, и от параметров тех линий связи, которые у них имеются. Ведь бывает иногда, что человек покупает дешевый модем и получает такое же качество связи, как и у дорогих модемов. Объясняется все очень просто. У этого пользователя хорошая линия — мало помех, и поэтому даже «простой» модем справляется со своими функциями замечательно. Но если линия неважная, то здесь как раз модемы US Robotics и ZyXEL покажут свои сильные cтороны. Они и при плохом качестве каналов связи в состоянии обеспечить стабильную работу на линии и высокую скорость передачи.

Так что начинать надо с определения качества своей линии. Идеальный вариант — взять модем у приятеля на пару вечеров и попробовать на своей линии. И по результатам уже сделать выводы.

— Вариант действительно идеальный. Что еще важно учитывать?

— Характер и подготовку самого человека. Можно разделить всех пользователей на опытных, или требовательных, и тех, кому проcто нужен Internet. Последним подойдут, на мой взгляд, модемы типа US Robotics Faxmodem 56K либо ZyXEL Omni 56K. Они стоят не более 100 долл. и обеспечивают хорошее качество связи, в том числе и на плохих линиях.

Для более дотошного пользователя эти модемы не годятся. Он ведь хочет не просто работать в Internet, но и видеть, как меняются характеристики линии. Ему интересно попробовать перестроить модем, самостоятельно изменить его параметры. Такому пользователю нужна модель, которая по своим возможностям уже приближается к профессиональной. Здесь я мог бы порекомендовать либо ZyXEL Omni 56K PRO или US Robotics Courier.

— В чем специфика рынка модемов?

— В основном модемы нужны для выхода в Internet, и пользователям приходится прибегать к услугам провайдера. И чем более качественными и легкодоступными они становятся, тем больше будет спрос на модемы.

Качество существующих линий определяет, модели каких производителей будут пользоваться спросом.

Постоянно растущие объемы передаваемой информации накладывают ограничения на нижний предел скорости передачи данных модемом. А повышение верхнего предела скорости позволяет провайдерам и разработчикам Internet-контента предоставлять еще больше информации. И это развитие так и идет наперегонки.

Тут, если хотите, можно провести аналогию с принтерами. Чем выше качество печати, тем больше областей применения им начинают находить. Например, печать цветных фотографий на струйных принтерах получила сегодня широкое распространение. И модемы выпускаются все более универсальными — передают уже не только данные и факсимильные сообщения, но и голос, могут работать автоответчиками и определителями номера звонящего абонента. И дальше их функциональные возможности будут расширяться.

— Раз мы заговорили о развитии, давайте попробуем дать прогноз, как дальше будут совершенствоваться модемы.

— В ближайшей перспективе, скорее всего, все больше производителей модемов перейдет на выпуск моделей, работающих по USB-порту. Продолжится процесс их миниатюризации и произойдет отказ от внешнего блока питания.

Полагаю, что через год-два доля USB-модемов будет доминировать, внешних с RS-232 интерфейсом почти не останется, а внутренние будут интегрированы в системную плату компьютера. На рынке уже сейчас есть системные платы с интегрированными модемами. Но здесь есть свои минусы. Ведь интегрируются обычно самые дешевые и простые модели.

USB-модем будет маленькой коробочкой, к одному концу которой подсоединяется телефонный провод, а другим она подключается к USB-порту. Такая коробочка станет почти как внутренний модем, т. е. практически не будет занимать места на столе, а по простоте подключения не уступит внешнему модему.

— А если говорить о дальних перспективах?

— Строить прогнозы — занятие сложное. Американцы предсказывают, что к 2005 г. доля домашних пользователей, которые выходят в Internet по коммутируемому доступу, cократится, но все-таки cоставит около 50% от их общего числа. И это несмотря на наличие мощных кабельных сетей и развитие сетей IDSL. Для них дешевизна dial-up доступа останется главенствующей.

В нашей же стране в ближайшие пять лет популярность коммутируемого доступа будет, видимо, только продолжать расти. Хотя в России и создаются первые кабельные сети и сети IDSL-доступа, но цены на эти услуги еще очень высоки и доля их клиентов в общей массе пользователей Internet ничтожно мала. Значит, можно предположить, что чиcло тех, кто имеет коммутируемый доступ, будет у нас пока превалировать, а рынок модемов для них — расти.