Следует признать, что время от времени сообщения об ошибках получает любой пользователь ПК. Считайте, что такова цена, которую вы вынуждены платить, когда имеете дело с Microsoft. Обычно я игнорирую подобные короткие любовные записочки от Windows в надежде, что они сами собой куда-нибудь денутся. Но если вам приходят такие сообщения чаще пяти раз в месяц, то пора действовать.

Обратившись к сторонним специалистам, я наконец разобрался со всеми ошибками в моей системе. И еще у меня есть кое-какие лекарства, которые смогут помочь в том случае, когда ваши экраны «сорвутся» в мертвенную синеву (и эти лекарства — не переход на Linux).

Предотвращаем проблемы

Некоторых ошибок можно легко избежать, следуя нескольким простым правилам. Во-первых, при загрузке системы дождитесь полной остановки жесткого диска и только потом начинайте что-либо делать, поскольку в это время Windows занимается наведением порядка — сканирует Реестр и загружает резидентные программы. Во-вторых, пользуйтесь приложениями лишь после завершения их загрузки (столь же плохо и закрывать эти программы во время работы). В противном случае модули и драйверы приложений могут зависнуть в памяти и привести к ошибкам.

Получив сообщение об ошибке, закройте систему с помощью пункта «Завершение работы». Перезагрузив ее, запустите программу проверки диска («Пуск?Программы?Стандартные?Служебные? Проверка диска») и исправьте все те огрехи, о которых она вам сообщит. Это может помочь устранить проблему, вызвавшую появление данного сообщения об ошибке, и, возможно, предотвратить возникновение новых.

Если какой-нибудь сбой Windows зачастил, то попытайтесь выявить сопутствующие условия. Запомните те программы, которые при этом были активными. Когда установлена ОС Windows 98 или Office, то можно узнать, какие из программ работают, используя утилиту «Сведения о системе» («Пуск?Программы?Стандартные?Служебные?Сведения о системе») либо Process Viewer, которую можно бесплатно переписать по адресу: www.fileworld.com/magazine. Мне, например, в случае ошибки с Kernel32.dll последняя показала, что функционирует файл справки ActiveX, и ее подсказка оказалась для меня жизненно важной.

Можно собрать побольше информации и с помощью самой ОС Windows. Если работаете с Windows 98, то после включения ПК и прохождения начальных тестов, но еще до загрузки ОС нажмите клавишу и выберите опцию logged (протокол). В Windows 95 нужно нажать клавишу , когда появится сообщение «Запуск Windows 95». Затем Windows занесет протокол процедуры запуска компьютера в текстовый файл и сохранит в корневом каталоге. Его можно увидеть, указав в Проводнике опции «Вид?Свойства папки?Вид?Показать все файлы». Чтобы определить те файлы и устройства, которые могут загрузиться неправильно, поищите в данном документе слово fail (сбой).

Опустошаем кэш

Если с браузером часто случаются аварийные отказы или на экране монитора постоянно появляется на редкость неприятное сообщение «Сбой при обращении к странице в модуле Kernel32.dll», то в системе, вероятно, имеются поврежденные файлы. Для начала выбросите временные файлы и очистите журнал браузера. В IE 5 отметьте пункты «Сервис?Свойства обозревателя», щелкните на кнопке «Удалить файлы» (в IE 4.72 позиция «Свойства обозревателя» находится в меню «Вид») и укажите опцию «Очистить» в разделе «Журнал». Затем проверьте, как обстоит дело с управлением ActiveX. Выделите кнопки «Настройка?Просмотр объектов», щелкните на пункте «Вид» и включите опцию «Таблица». Вот здесь-то я и обнаружил три испорченных файла ActiveX. После того как я удалил их, сообщения об ошибке в Kernel32.dll исчезли.

В Netscape Navigator выберите Edit?Preferences («Правка?Параметры»), щелкните на пункте Navigator и Clear History («Очистить хронологию»). Теперь перейдите в раздел Advanced («Дополнительно»), выделите пункт Cache («Кэш») и Clear Disk Cache («Очистить кэш на диске»). Закройте Navigator и далее, чтобы добраться до папки с программными файлами браузера (обычно это C:Program FilesNetscapeNavigatorProgram), используйте Проводник Windows. Переименуйте папку Plugins в Plug-old и перезапустите Navigator, в результате чего должна образоваться новая папка Plugins. Если системные отказы браузера прекратятся, то вы можете либо собрать все нужные вам «вставки» (plug-ins) заново, либо начать по одному копировать необходимые файлы из папки Plug-old в Plugin. Всякий раз, добавив новый файл, перезапускайте Navigator и следите за тем, что происходит, до тех пор, пока не доберетесь до виновника ваших проблем и не устраните его.

Если же неприятности будут продолжаться, то их причиной может быть конфликт между старыми и новыми библиотеками DLL. Некоторые соображения о том, как поступать в таких случаях, приводятся в статье «Попрощайтесь с отказами Windows» (см. «Мир ПК», № 1/2000, с. 107). А справиться с более непонятными проблемами может помочь простая и на удивление полезная База знаний Microsoft, расположенная по адресу: http://search.support.microsoft.com.

Стив Басс