Потом они появятся на стенах офисов компаний, победивших в номинациях «Лучшие продукты» или «Лучшие фирмы». У нас, правда, уже возникло подозрение, что некоторым фирмам вскоре просто негде будет развешивать эти свидетельства. Особенно остро этот вопрос может встать в московском представительстве одной корпорации (конечно, вы легко догадались какой). Но вовсе не желание повсюду видеть присуждаемые нашим журналом «наградные листы» движет нами. Мы считаем, что результаты нашего анкетирования не только способствуют формированию компьютерного рынка в целом, но и помогают конкретным пользователям сделать правильный выбор при покупке компьютерного оборудования и комплектующих.

Все, кто следил за ходом восьмого ежегодного опроса «Лучшие продукты на российском компьютерном рынке?2000», знают, что он проходил в основном так же, как прежде. За исключением, правда, того, что в этом году анкеты публиковались в журнале, а не рассылались по почте.

В процессе нашего исследования сформировалось мнение, которое с полным основанием можно назвать народным. Несмотря на то что в редакции «Мира ПК», как обычно, был подготовлен список изделий, прошедших предварительный отбор (139 претендентов в 47 номинациях), последнее слово все равно осталось за экспертами. Им было предоставлено право вписывать своих фаворитов в графу «Другое», чем они и не преминули воспользоваться. В номинации «Мониторы», всегда отличавшейся разнообразием мнений респондентов, победило изделие, не вошедшее в стартовый протокол.

Год смены лидеров — вторые стали первыми. Слабонервных считаю своим долгом предупредить: не стоит слишком пристрастно относиться к итоговому отчету за этот год по разделу «Аппаратное обеспечение». Там с грохотом обрушились изваяния прошлогодних кумиров и с не меньшим шумом устанавливались новые, которые в большинстве случаев оказались старыми знакомыми, извлеченными из запасников. Однако не все так страшно, и пусть вас не вводит в заблуждение размах этого театрального действа. На самом деле никаких революционных изменений на российском компьютерном рынке не произошло, и смена лидеров — не более чем флуктуации на фоне плавного течения сохраняющихся тенденций. Помолодел состав экспертов, что сыграло в этих переменах не последнюю роль и позволило назвать нынешний опрос не только народным, но и молодежным (см. врезку «Общий портрет с экспертами»).

То, что относительно более взрослая и опытная часть нашей аудитории (по результатам исследования Gallup Media, 53% читателей «Мира ПК» составляют люди в возрасте 22—44 лет) не проявила былой активности, с одной стороны, стало поводом для размышлений и сожалений, с другой — для радости, ведь именно молодые более восприимчивы к новым технологиям.

Наиболее интересный продукт года. Спектр продуктов, названных в этой, в определенном смысле самой главной номинации, чрезвычайно широк. К тому же произошло некоторое смещение основных интересов нашей аудитории в сторону ПО — программ было отмечено на 3% больше, чем аппаратных средств.

Главное сражение опять развернулось между фирмами AMD и Microsoft. В этот раз с преимуществом в 3% 1-ГГЦ процессор Athlon победил ОС Windows 2000. В прошлом году с точно таким же перевесом первенствовал Office 2000.

Лучшая фирма-поставщик аппаратного обеспечения. Если еще год назад с большим превосходством всех опередил дистрибуторский центр «Дилайн», то сейчас у него появился достойный соперник — фирма RSI, которая и обогнала его на 6%. Правда, из-за небольшого числа мнений, высказанных в данной номинации, величина погрешности значительно превысила эту разницу, из-за чего стало невозможным уверенно определить лидера. Поэтому мы решили присвоить почетное звание обеим фирмам.

Лучшее сопровождение аппаратных средств. Уже который год читатели единодушно называют фирму, наилучшим образом сопровождающую свои изделия. И вновь всех опередила Hewlett-Packard, ее 65% говорят сами за себя.

В заключение традиционно поздравляю победителей и благодарю экспертов. (О распределении среди них призов, главным из которых будет 17-дюймовый монитор Hyundai V770, читайте в следующем номере.)

Алексей Орлов

Аппаратные средства

Часть 1

Так уж получилось, что названные читателями устройства будут последними лучшими продуктами года уходящего столетия. И хотя не все из них можно назвать самыми запомнившимися изделиями, но именно по ним будут судить наши потомки о достижениях научно-технического прогресса первого века компьютерной эры.

Настольные компьютеры. Похоже, ежегодная смена лидера в этой номинации уже становится традицией. Занимавшая в прошлом году второе место Vectra VL компании Hewlett-Packard вышла на первое с 18% голосов. Чаще всего упоминались ПК компаний Compaq (21%) и НР (20%). Доля экспертов, предпочитающих российские машины, в этом году увеличилась на 9% по сравнению с прошлым и составила 40%.

Блокнотные компьютеры. Закрепляя прошлогодний успех (второе место), ноутбук Navigator FT7 серии DVM RoverBook 2000 стал первым с 18% голосов. Причем совокупная доля перечисленных читателями моделей в графе «DVM RoverBook» составила 48% (!) от общего числа — полная победа российских производителей. Неудивительно, что и второе место занял Voyager KT5 того же семейства RoverBook, собравший 10%. Некоторую конкуренцию российским ноутбукам пытались составить изделия Toshiba, которые получили в командном зачете 28% голосов.

Процессоры. В этом разделе разгорелась настоящая битва между поклонниками процессоров компаний Intel и AMD, о чем говорит хотя бы тот факт, что по этой номинации высказалось больше респондентов, чем по какой-либо другой. Конечно, в такой жаркой схватке судьбу первого места решали единицы процентов. В результате вперед вышел 1-ГГц Athlon, набравший 14%. Очень символично, что на грани веков лучшим стал процессор, взявший давно маячивший на горизонте барьер, — 1 ГГц. В немалой степени его победа обусловлена маркетинговой политикой AMD, которая установила на кристалл, работающий на заоблачной частоте, вполне земные цены. Второе место занял процессор фирмы Intel — Pentium III-700, набравший 11% голосов. А вот про Cyrix никто не вспомнил. Возможно, после перехода под крылышко компании VIA он сможет в следующем году потревожить лидеров? Командное соревнование закончилось счетом 57%:43% в пользу Intel, которая пока лидирует, но все же ей пора повнимательнее относиться к своему конкуренту. Впрочем, выпуск Pentium 4 при определенном стечении обстоятельств может заставить задуматься AMD.

Системные платы. Наибольшее число голосов (15%) получила плата GA-7VX компании GigaByte, поддерживающая процессоры Athlon. Понятно, что изделия компании AMD потребители не расставляют для красоты на полках, а устанавливают на платы. Именно их компания GigaByte предусмотрительно предлагает одной из первых на российском рынке и сейчас вполне заслуженно пожинает плоды. Однако в сумме ЦП фирмы Intel одобрило большее количество респондентов. На каких же платах они работают или просто используют процессоры в виде украшения? Видимо, компания ASUSTeK пострадала из-за своей популярности: читатели перечислили 12 моделей ее плат, а у GigaByte вспомнили меньше десятка. В итоге системная плата фирмы P3B-F ASUSTeK заняла почетное второе место, набрав 13% голосов. А на третье вышло изделие Аbit BE6 (5%). В целом же устройства компании ASUSTeK получили 37%, фирмы GigaByte — 30%, а продукция Abit — 9% голосов.

Видеоадаптеры. Соревнование за первое командное место вели компании Creative и ASUSTeK, собирающие свои видеоплаты на микросхемах фирмы nVidia. Можно сказать, что именно этот производитель занял первое место с 52% голосов. Однако nVidia сама не собирает видеоакселераторы, и поэтому ей помогли уже упомянутые ASUS (21%), Creative (19,5%) и некоторые другие компании. Фирма ATI также набрала 19,5% ответов, а 3dfx отстала на полшага, получив 18%. И тут начинается самое интересное: не сложится ли здесь все так же, как в случае с системными платами, не поможет ли победителю большое количество модификаций акселераторов на микросхемах nVidia?

Нет, продуктом года стал AnnihilatorPro компании Creative с 14%. Второй по популярности — Voodoo3 2000 (12%), третий — Rage Fury PRO (9%).

Мониторы. Эта номинация оказалась второй по количеству ответивших. Борьба шла не менее упорная, чем в разделе «Процессоры», но абсолютного победителя выявить не удалось: по 11% набрали мониторы PF775 компании ViewSonic и Flatron 795 FT Plus фирмы LG. Кого же наградить? Учитывая, что устройства LG за недостатком места не были предложены в отдельной позиции анкеты, а добавлялись пользователями в графе «Другое», мы решили поощрить такую волю к победе: Flatron 795 FT — лучший продукт года. Действительно, если кто-либо из читателей затруднялся в выборе между мониторами ViewSonic и LG, то он, скорее всего, отдал предпочтение продукту, упомянутому редакцией. Немного отстал Samsung 700IFT с 9% от общего числа голосов. Зато ViewSonic — самый популярный производитель мониторов; его модели в общей сложности отметили 30% респондентов. Samsung же, в отличие от прошлого года, набрав в сумме 22%, смог обогнать LG c его 16%.

Дисководы DVD-ROM. Безусловно, мы понимаем, что пока лишь немногие пользователи имеют устройства для чтения DVD-дисков. Но все-таки часть пользователей сделала свой выбор. Первое место занял PC-DVD Encore 8X компании Creative (21%), а в соревновании производителей первое место поделили между собой Creative и Hitachi, модели каждой из них назвали по 28% экспертов. Можно считать, что наш эксперимент удался. Надеемся, что конкурентная борьба и последующее снижение цен позволят через год всем респондентам проголосовать за свой любимый дисковод DVD.

Дисководы CD-RW. Изменения по сравнению с прошлым годом минимальные: вместо модели HP CD-RW Plus 8250i теперь лидирует 9110i (20%), за ним идет Mitsumi 4804 TE (16%), а остальные конкуренты не набрали даже по 10% голосов. Вероятно, такой расклад сил отражает две противоположные тенденции: стремление пользователей к максимальной производительности (изделия НР) или к минимальным затратам (продукция Mitsumi — одна из самых недорогих).

В целом дисководам HP отдает предпочтение треть читателей. Любителей продукции компании Mitsumi примерно вдвое меньше. Остальные производители отстали.

Дисководы на сменных носителях. Накопитель Zip с интерфейсом IDE компании Iomega, рассчитанный на 100-Мбайт диски, наконец-то нашел себе достойного соперника в лице... своего 250-Мбайт собрата (24% и 18,5% соответственно). Видимо, в следующем году он окончательно уступит ему дорогу, не справившись с нарастающими объемами информации. Совокупная доля продуктов фирмы Iomega составила 70%, а его ближайший конкурент Sony со своим LS-120 набрал значительно меньше — всего 11%. Несколько человек по-прежнему пользуются устройством Castlewood ORB, несмотря на банкротство производителя. А в качестве альтернативы уже замелькали МО-дисководы.

Клавиатуры. У Microsoft богатый опыт сохранения завоеванных позиций. Не сдала она их и на этот раз. Как и в прошлом году, ее продукт, Natural Keyboard Elite, стал лучшим, собрав 22% от общего количества «подписей». Его ближайший преследователь, Cherry G-83, отстал на 5%. В командном зачете среди производителей лидирует Microsoft (25%), а затем идет Cherry (21%) «ноздря в ноздрю» с BTC, которая не снискала себе наград за какой-либо конкретный продукт, но запомнилась нашим экспертам семью (!) моделями клавиатур.

Мыши, трекболы. Оптика прочно вошла в жизнь мышей, они, правда, еще не носят очки, но уже лишены шариков. Опять компания Microsoft сумела удержать прошлогоднее первое место, только модель поменялась. Если год назад мы отмечали эпизодическое упоминание об оптической мыши, то в этом году о ней положительно отозвались 37% респондентов. Второе место, отделенное пропастью процентов, заняла модель Genius NetScroll компании KYE Syst. — 19%. В групповой гонке разрыв несколько меньше, но все равно внушает уважение — 28% у той же KYE Syst. против 40% у Microsoft.

Интересно, что некоторые уже называют и беспроводные варианты манипуляторов, и возможно, в следующем году бесхвостые мыши станут столь же популярны, как оптические в этом.

Источники бесперебойного питания. За устройства компании АРС проголосовали 89% читателей. Лучшей моделью стал ИБП мощностью 500 ВА (29%). Сказать нечего, вероятно, маркетинговым отделам других производителей источников бесперебойного питания предстоит еще немало потрудиться для продвижения своих продуктов.

Струйные принтеры. Чаша весов снова качнулась в обратную сторону: сейчас опять, как и в позапрошлом году, лидером стало изделие компании Hewlett-Packard. С 15%-ным результатом всех опередил принтер HP DeskJet 970. Удивительно, что и в прошлом году продукт-победитель набрал те же 15%. Epson Stylus 760 отстал на 4%. А вот пришедший третьим Lexmark Z51 упоминался мало, может быть, вышедшая этим летом новая линейка принтеров исправит положение аппаратов Z-серии в следующем сезоне.

В командном зачете победила также НР — она была одобрена от 41% экспертов, а компанию Epson отметили только 38%. На третье место вышла компания Canon c 12% голосов.

Лазерные и светодиодные принтеры. В этой области Hewlett-Packard упрочила свое положение, причем побеждая с помощью старых моделей! Хит прошлого года, LaserJet 1100A (23%), был оттеснен не менее древним LaserJet 1100, набравшим 32%. Завидный запас прочности. У его ближайшего конкурента, OkiPage 6, оказалось всего 4%. Суммарный показатель НР — 80%, а OKI — 10%.

Сканеры. Частый выпуск производителями новых моделей и достаточно долгая жизнь старых обеспечили почти равномерное распределение по голосам. Судите сами. Первое место занял НР ScanJet 5300C c 14% отзывов, следом финишировал SnapScan e40 компании AGFA (8%), а на третье место вышло изделие Mustek 1200UB (6%). Интересно, что следом идут еще две модели этой фирмы и три модели Hewlett-Packard, все набравшие по 5%. Поэтому неудивительно, что суммарно по всем моделям после фирмы Hewlett-Packard (46%) идет компания Mustek (27%). А вот продукция AGFA понравилась 17% отвечающим.

Цифровые камеры. Количество ответивших было даже меньше, чем в разделе «дисководы DVD». Зато практически все номинанты имеют ПЗС-матрицы из 2—3 млн. элементов. Первое место занял аппарат CoolPix 990 компании Nikon (26%), второе — Camedia С-2500 фирмы Olympus (24%), а на третьем месте опять «никоновская» модель CoolPix 950 (18%). Не упустила Nikon лидерства и в общекомандном зачете, за ее продукцию отдали голоса половина респондентов. Устройства компании Olympus признаны лучшими в 37% ответов, а остальные конкуренты остались далеко позади.

Джойстики. Прошлогодние лидеры не сменились, более того, компания TrustМaster догнала Logitech по общему количеству выделивших ее, и каждая из них получила по трети голосов наших читателей. Очевидно, джойстикам надоело участвовать в военных играх, и модели с грозными названиями TrustMaster Top Gun и Logitech WingMan ATTACK мирно разошлись, получив по 17% голосов.

Александр Баулин

Аппаратные средства

Часть 2

Видеомонтажные системы. Рост производительности домашних ПК позволяет создавать на их базе мощные системы для видеомонтажа. Причем последний, судя по приходящим в редакцию письмам, становится едва ли не таким же популярным, как компьютерные игры.

В этой номинации бесспорным победителем оказалась компания Pinnacle Systems, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке аппаратных средств и ПО для ввода-вывода и редактирования видео. Более половины (а точнее — 53%) опрошенных сочли лучшим продуктом года монтажный комплекс Studio DV, включающий в себя плату ввода-вывода цифрового видео и монтажное ПО Studio DV. Второе место заняла Digital Ording MotoDV Studio 2.0 (плата ввода-вывода цифрового видео, монтажное ПО Adobe Premiere 5.1), которая значительно отстала от лидера, — ее выбрали лишь 17% экспертов. Почти такой же результат (16,9%) показал продукт Pyro Digital Video 1394 (плата ввода-вывода цифрового видео с интерфейсом IEEE 1394 и монтажное ПО Ulead VideoStudio 4) компании ADS Technologies.

TV-тюнеры. Сейчас наблюдается тенденция сращивания домашних компьютеров с бытовой техникой, например телевизорами и видеомагнитофонами. И если год назад в нашем обзоре лучших продуктов о TV-тюнерах говорилось как о довольно экзотических устройствах, то сегодня о них хорошо осведомлено подавляющее большинство читателей.

Впечатляющих результатов добился продукт ATI-TV Wonder Multi Light PCI — за него проголосовало почти 60% опрошенных. Второй финишировала система AverMedia TVCapture98w/VCR, отмеченная 28% экспертов. Несколько читателей назвали лучшим другое изделие этой же фирмы — TV-тюнер TVPhone98w/VCR. А вот устройство FlyVideo 98 PAL/SEC осталось в аутсайдерах, набрав всего лишь 11,5% голосов.

Звуковые платы. С каждым годом пользователи ПК предъявляют к аудиоплатам все более высокие требования. MIDI-программирование, например, давно уже интересует не только профессионалов, но и любителей, и потому качество работы звуковой платы с MIDI — далеко не последний вопрос для владельцев современных домашних ПК. А с распространением дисководов CD-R все большее число людей самостоятельно оцифровывают и записывают музыку, чтобы слушать ее дома, и значит, плата обязательно должна воспроизводить звук CD-качества.

В итоге лидером на российском рынке наши читатели признали компанию Creative Labs с ее известным семейством плат Sound Blaster (61% голосов). Самой лучшей была названа звуковая плата Sound Blaster Live! Platinum. Второе место разделили продукты Sound Blaster Player 1024 и Sound Blaster Value Edition. Намного отстали от них изделия Diamond Monster, отмеченные 18% экспертов. Что же касается других аудиоплат, то упоминались продукты компаний ASUS, Turtle Beach и Yamaha, получившие в общей сложности 16% голосов.

Вера Васильева

Аппаратные средства

Часть 3

Модемы. На нашем рынке модемов по-прежнему основная борьба развернулась между двумя лидирующими компаниями — ZyXEL и US Robotics. Но на сей раз в призеры по общему числу голосов вырвалась ZyXEL, правда, лишь чуть-чуть опередив конкурента. Ее продукции отдали предпочтение 43,9% участников нашего исследования, а безусловному «модемному» лидеру всех предыдущих опросов фирме US Robotics досталось чуть меньше голосов — 40,3%. Это, видимо, объясняется значительно возросшей активностью компании ZyXEL и выходом US Robotics из 3Сom. Новые модели модемов (см. «Мир ПК», № 10/2000, с.100) «пекутся» быстро, как пирожки. Несомненно, и вы, наши читатели, встречали на улицах городов и в московском метро рекламу модемов ZyXEL.

На третьем месте — 10,5% голосов — компания D-Link (см. «Мир ПК», № 9/2000, c. 93), которая вышла на российский рынок довольно давно, одновременно с 3Сom, но затем утратила свои позиции. Теперь же она постепенно восстанавливает их благодаря надежности и, что особенно важно, невысокой стоимости выпускаемых ею модемов.

Если же говорить о конкретных моделях, то наши читатели отдали предпочтение модему ZyXEL 56K Plus — 33,3%. Второе место занял US Robotics Courier 56K (24,6%), а третье — D-Link DFM 56K (8,7%).

И еще сюрприз — неожиданно на четвертое место вышли модемы «короля мышей» Genius.

Михаил Глинников

Программное обеспечение

Часть 1

Бухгалтерские программы. На рынке бухгалтерских программ лидерство стабильно удерживает компания «1С». Ее продукты получили 95% голосов, а самой популярной признана «1C:Бухгалтерия 7.7». Известно, что для бухгалтерских программ особенно важны информационно-техническая поддержка и регулярное внесение изменений вследствие постоянно изменяющегося законодательства в области финансов и бухучета, а у «1С» партнерская сеть включает уже более 2000 фирм. Организация такой мощной структуры способна «довести» все изменения до каждого бухгалтера.

Далее идут продукты компании «Парус» — им досталось 5%. На самом деле этот процент существенно больше. Если бы опросили бухгалтеров госбюджетных организаций, где «Парус» является лидером, картина была бы совсем другой.

Бухгалтерские пакеты других производителей вообще не упоминались.

Программы для бизнеса и планирования. В этом секторе лидируют, как и год назад, отечественные продукты, но их список претерпел изменения. Программа «Триумф-Аналитик» компании «Парус» отошла на второе место, получив 33,3% голосов. Она уступила пальму первенства пакету Project Eхреrt (50% голосов) — довольно известному на отечественном рынке продукту фирмы «Про-Инвест». А пакет «БЭСТ-Анализ» компании «Интеллект-Сервис», отмеченный 16,7% экспертов, переместился со второго места на третье.

Что ж, нам остается лишь пожелать отечественным разработчикам систем данного класса и дальше так держать!

Информационно-справочные системы. Здесь по-прежнему лидирует «КонсультантПлюс» — ей отдано 73,7% голосов. Триста региональных центров по распространению правовых баз «КонсультантПлюс» обеспечивают оперативную доставку информации во все регионы России. Этот фактор особенно важен — клиентам удобно всегда иметь под рукой консультантов обслуживающего центра. С отрывом от победителя следуют справочные системы «Гарант» и «ВК-Кодекс», набравшие по 21,1 и 5,3% голосов соответственно.

Михаил Глинников

Программное обеспечение

Часть 1

Симпатии наших читателей в области ПО слабо изменились за истекший год. В основном те продукты, которые получили при предыдущем опросе много голосов, сейчас набрали еще больше (если это было возможно: таким продуктам, как Windows или Word, расти оказалось некуда), а набравшие мало — еще меньше, вплоть до полного исчезновения. Новые версии, в первую очередь Windows 2000 и Office 2000, как и положено, постепенно вытесняют старые.

Операционные системы. Вопрос о лучшей ОС вызвал такой энтузиазм, что число ответов на него даже превысило общую численность участников — некоторые назвали более одной ОС. Лидирует по-прежнему Windows 98, которую предпочли 43% респондентов (из них более двух третей уточнили, что имеют в виду редакцию SE). За Windows 2000 высказались 27%, за NT 4.0 — 8% ответивших. Четыре человека успели установить и полюбить Windows Millennium, а один хранит верность Windows 95.

Год назад Windows 95/98 собрала более 65% голосов, а Windows NT — 21,8%. Логично заключить, что Windows 2000 получила голоса большинства бывших пользователей NT и в придачу голоса некоторых пользователей Windows 95/98, — как и предполагали эксперты.

За Linux — 10% голосов, что приблизительно совпадает с результатом прошлогоднего опроса. Самым популярным дистрибутивом по-прежнему остался Red Hat: его назвала половина поклонников Linux. Среди других ответов фигурировали Mandrake и Slackware.

Отдельные голоса были поданы за BeOS, Free BSD и Open BSD. А вот OS/2 из ответов участников исчезла полностью.

Текстовые процессоры. Когда проводился опрос 1999 г., пакет Office 2000 был уже достаточно хорошо известен, но большинство отвечавших стояли все же за Office 97. Сейчас сопротивление Office 97 можно считать полностью подавленным. Судите сами: за Word 2000 стояли 70% заполнивших пункт анкеты «Текстовые процессоры», за 97/98 — лишь 26,5%. Из ответивших на вопрос об электронных таблицах за Excel 2000 высказались 68%, за 97/98 — всего 25%. И наконец, из тех, кто высказал свое суждение о программах презентационной графики, PowerPoint 2000 считают лучшей 73%, а 97/98 — жалкие 16%.

Офисные программы других фирм особой популярностью не пользовались: Corel Word Perfect получила два голоса, Lotus Word Pro и «Лексикон» — по одному, так же как Corel Quattro Pro и Lotus 1—2—3. У редактора презентаций Lotus Freelance Graphics оказалось двое поклонников, у Corel Presentation — трое. Компоненты пакета Star Office, который прочили в конкуренты MS Office и который теперь корректно работает с русским языком, в ответах не появились ни разу (впрочем, и год назад за Star Office проголосовал всего один человек).

Личные информационные системы (ЛИС). С ними ситуация несколько сложнее, поскольку они близко примыкают в нашем опросе к другой категории ПО — почтовым программам. И те и другие должны обеспечивать работу с электронной почтой, а также ведение личной адресной книжки. Конечно, ЛИС выполняет много иных функций вроде ведения списка дел и календаря, но они не так важны.

За Outlook 2000 как за ЛИС высказались 63% ответивших на соответствующий вопрос анкеты, за Outlook 97/98 — 16%. Интересно, что один участник указал в качестве лучшей ЛИС Outlook Express, а еще двое — The Bat! кишиневской фирмы RIT Labs (оба отметили ее и как лучшую почтовую программу). Два человека проголосовали за Lotus Notes. Ни у MS Shedule+, ни у занявшего в прошлогоднем опросе второе место пакета Lotus Organizer не оказалось ни единого почитателя.

Почтовые программы. В качестве почтовой программы Outlook 2000 набрал 43% голосов, а 97/98 — 10% (еще 14% указали другие версии Outlook или вообще не указали версию). На втором месте — упомянутая в предыдущем абзаце The Bat! (за нее высказались 22% ответивших — чуть больше, чем в прошлом году), на третьем — Outlook Express (10%). За Netscape Messenger (4.7) — один голос, никакие другие программы не упоминаются.

Сейчас по сравнению с прошлым годом можно отметить некоторый рост числа сторонников Outlook и падение более чем вдвое популярности почтового клиента Outlook Express; в прошлогоднем опросе, чуть-чуть обойдя The Bat, он занял второе место. Впрочем, все это может быть и просто недоразумением, вызванным тем, что в анкету по ошибке не был включен отдельный пункт для Outlook Express.

Однако большинство отвечавших все-таки высказались вполне определенно, и первенство Outlook не вызывает сомнений. Скорее всего, оно обусловлено не техническими достоинствами программы (эти преимущества неоспоримы, но и Outlook Express, и The Bat! тоже есть чем гордиться), а тем, что Outlook является компонентом MS Office: ведь Office и так имеется почти на всех компьютерах, а отдельную программу, даже если она бесплатная, нужно специально находить и устанавливать.

Персональные СУБД. Результаты опроса в этой категории подтвердили высказанное выше предположение о том, что при прочих равных предпочтение отдается компоненту MS Office. Microsoft Access значительно опередила FoxPro той же Microsoft, причем по сравнению с прошлым годом разрыв еще увеличился. Access 2000 обогнала прочие версии Access и получила 49% голосов, еще 23% ответивших назвали другую версию Access или не уточнили ее. FoxPro досталось 19% голосов, а 9% пришлось на долю всех остальных СУБД.

Корпоративные СУБД и серверы баз данных. Если по результатам прошлогоднего опроса здесь не выделялось лидера, заметно более сильного, чем все остальные, то сейчас положение радикально изменилось: MS SQL Server, ранее лишь ненамного опережавший Oracle, одержал безусловную победу, получив 76% всех голосов (из них почти три четверти были отданы за версию 7). На долю Oracle пришлось 21% (указывалась главным образом версия 8), и один человек проголосовал за Borland IB DataBase. Можно заметить, что в этом году участники опроса заполняли соответствующий пункт анкеты не так активно, как в прошлом.

Браузеры. Самый популярный браузер — Microsoft Internet Explorer, причем подавляющее большинство участников назвали версию 5, лидировавшую в прошлом году: за IE 5 голосовали 59% ответивших на вопрос о браузерах (всего за IE — 71%). За Netscape Communicator стояли 22%, причем примерно треть — за новейшую версию 6 (надо сказать, что пресса о ней отзывается довольно сдержанно; отмечались большой размер и медленная загрузка). В прошлом году результаты IE были несколько лучше, а Communicator — несколько хуже, однако о новой «битве браузеров» речи пока нет. Opera получил те же 7% голосов, что и год назад.

Редакторы растровой и векторной графики. Среди растровых впереди, как всегда, Adobe Photoshop — его назвали 90% из заполнивших этот пункт анкеты. И почти 90% поклонников Photoshop предпочитают версию 5 (5.0 или 5.5). Оставшиеся 10% голосов были отданы Corel PhotoPaint, и больше никакие программы не назывались. По сравнению с прошлым годом разрыв между Photoshop и PhotoPaint значительно увеличился.

В сфере векторной графики лидирует, разумеется, CorelDraw! — 80% голосов (из них половина — за версию 9), но вот очевидного «второго» пакета, каким год назад был Adobe Illustrator, больше нет: за Illustrator высказалось 8% ответивших, и столько же назвали пакет AutoDesk 3D Studio. Два человека считают лучшим векторным редактором Macromedia Freehand.

Издательские системы. В этой области первое место, как и год назад, получил Adobe PageMaker, собравший 68% голосов. 14% ответивших на этот пункт анкеты предпочитают MS Publisher, который в версии 2000 (входящей в состав Office 2000) приобрел ряд новых полезных возможностей, но, конечно, остается ориентированным на «малые формы» — буклеты, листовки и т. п. Три человека назвали QuarkXpress и два — Corel Ventura. Отметим, что доля участников, не давших ответа на вопросы о программах векторной графики и издательских системах, в этом году была несколько выше, чем в прошлом.

Средства разработки. Лучшие инструменты выпускает, по мнению читателей «Мира ПК», компания Borland: ее пакет Delphi набрал 45% голосов (почти три четверти из них — за версию 5.0), а C++ Builder (тоже версия 5) — 14%. Microsoft Visual Basic отстает от Delphi, но опережает C++ Builder — он нравится 28% ответивших. У Visual C++ 6.0 — 8%, а другие пакеты получили по одному голосу.

Системы оптического распознавания символов. Если в прошлогоднем обзоре говорилось, что их на отечественном рынке всего две, то сейчас, видимо, придется написать «всего одна». Это, разумеется, пакет FineReader, в пользу его, за исключением одного-единственного «отщепенца», назвавшего CuneiForm, высказались все участники, заполнившие этот пункт анкеты. Конечно, рынок состоит не только из «коробочных» продуктов, и если бы мы имели возможность учесть, например, мнение ОЕМ-производителей, картина, вероятно, была бы несколько иной. С недавно вышедшей версией FineReader 5.0 успела подружиться только четверть ответивших; больше половины указали версию 4.

Утилиты. От них наши читатели ждут универсальных способностей, поэтому на первом месте оказался, конечно же, содержащий все на свете пакет Norton Utilities (Norton System Works) — 65% голосов (самая популярная версия — 2000). Вторым идет умеющий тоже немало диспетчер файлов и архивов FAR (25%), третьим — Windows Commander (6%). По одному голосу получили «Диско командир» и AVP Pro.

Мария Суханова

Образовательное и игровое ПО 2000 года

Незаметно пролетел год, и пора подводить итоги. В целом он ничем не отличался от предыдущих, никаких экстраординарных разработок ПО для образования и игр не появилось. Просто компании выпустили очередные версии уже известных программ, где были исправлены старые ошибки и, увы, добавлены новые. Здесь следует отметить фирмы, акцентирующие свое внимание на локализации игр, — они буквально «завалили» рынок различными версиями продуктов — известных и не очень. Последнее, наверное, и поставило в затруднительное положение наших читателей, зачастую отдававших свои голоса CD-ROM, вошедшим в категорию «Другое». Но обо всем по порядку.

CD-ROM. В этой номинации очередной раз первое место безоговорочно заняла «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» компании «Кирилл и Мефодий», в этот раз версии 2000 (кстати, уже вышла следующая, 2001 г., — аж на восьми дисках, о которой мы планируем написать позже. — Прим. ред.). Этому продукту отдали свои голоса 69,5% наших респондентов. Второе место занял диск «FloorPlan3D. Дизайнер интерьеров», изданный компанией «МедиаХауз» (8,3%). Этот продукт интересен тем, что с его помощью, приложив лишь небольшие усилия, можно представить, а если сумеете, то и построить «дом своей мечты». Вообще, всегда ценятся те продукты, которые помогают в каком-либо начинании. Потому-то, видимо, и был отмечен нашими читателями диск «Вышивка крестом», разработанный фирмой «СТОИК Софт» и изданный компанией «Новый Диск», — он получил 5,5% голосов. Немного меньше, 4,2%, набрал также заслуживающий внимания продукт «История России и ее ближайших соседей» компании «Кордис & Медиа».

Электронные словари. Здесь, к сожалению, большого разнообразия нет — а может быть, так и надо? Первое место, причем с огромным отрывом, занял «ABBYY Lingvo 6.5. Большой англо-русский, русско-английский словарь» компании ABBYY Software House, за который проголосовало 86,2% ответивших. «МультиЛекс 2000. Классический», как и несколько других отмеченных словарей, набрал всего 6,9%.

Игры. Лучшей зарубежной игрой, чего и следовало ожидать, стала Quake III: Arena (47,2%), разработка компании id Software. На втором месте — долгожданная Diablo II компании Blizzard Entertainment, собравшая 20,3%. Возможно, если бы она вышла раньше, то с ней познакомилось бы больше игроков и она могла бы претендовать на большее. Авиа-имитатор Flanker 2.0 фирмы Strategic Simulations Inc. был отмечен 12,2% участников, ответивших на анкету. Остальные 20,3% голосов были отданы за другие зарубежные разработки.

Среди отечественных игр явного лидера нет. Мнения читателей сильно различались, причем большинство голосов (48,3%) было отдано играм, не вошедшим в нашу анкету. Тем не менее игра «Киллер танк», разработанная фирмой ElectroTECH и изданная компанией «1С», получила 32,3%, а «Новые Бременские» компании «Бука» — 19,4% голосов.

Лучшая локализованная игра. В этой номинации победил диск «Герои меча и магии III. Дыхание смерти» компании «Бука», завоевавший 63,6% голосов. На втором месте фирма Snowball Interactive, буквально взорвавшая в этом году игровой рынок массовостью локализаций, и компания-разработчик «1С», представившие игру «Горький-17. Запретная зона». Другой их продукт, «Земля 2150: Война Миров», получил всего 3% голосов, но это, видимо, объясняется тем, что игра вышла в конце года и не все смогли с ней познакомиться. Почетное третье место получил автоимитатор прекрасного качества под названием «Чемпионат ралли», выпущенный компанией «Дока Медиа» (12,1%).

Итак, что же мы теперь имеем? Во-первых, кажется, что «детская болезнь», свойственная многим компаниям, разрабатывающим мультимедийное ПО, закончилась, — сейчас появляются программы, отличающиеся, как правило, высоким качеством исполнения. Во-вторых, рынок локализованных игр растет как на дрожжах. Это, безусловно, хорошо, даже несмотря на оставляющий желать лучшего подбор игр для локализаций. В-третьих, все чаще стали появляться добротные разработки провинциальных фирм, которые иной раз дают фору столичным.

Так чем же удивит нас новый год? Поживем — увидим.

Александр Коротков


Общий портрет с экспертами

На этот раз экспертами выступили 83 читателя из 41 региона РФ, которые представили мнение жителей всех часовых поясов страны - от Калининграда до Камчатки. Наиболее активными, как и в прошлом году, оказались жители Москвы и Московской области, Татарстана, Приморья и Ростовской области.

К тому же в целом они помолодели (самому младшему - 12 лет). По возрасту ответившие распределились следующим образом: старше 40 лет - 8 %, от 30 до 40 - 19%, от 20 до 30 - 34% и от 12 до 20 - 30%. Остальные же респонденты свой возраст не указали.

В число наших экспертов вошли учащиеся (32%), программисты (22%), специалисты по аппаратному обеспечению (15%), лица, принимающие решения (9%), а все остальные составили 22%. Следует заметить, что в этот раз число пользователей Internet среди наших респондентов достигло лишь 47%.

Г.Р.

Вернуться