Андрей Витаутович Бальчунас — начальник отдела развития ОАО «Яртелеком»

Довольно типичная ситуация — да и кому же, как не им, обладающим собственными каналами связи, взяться за это дело? Однако работа на рынке Internet, как и на любом другом, требует от операторов связи изучения его законов и порождает множество проблем. Причем не только информационных — нужно учиться привлекать клиентов, аккумулировать интересные информационные ресурсы, грамотно выстраивать свою политику по отношению к вторичным провайдерам, но и технических — резкий рост нагрузки на сеть вызывает необходимость ее модернизации, использования новых технологий, профессионального администрирования и управления ресурсами.

Обычно на презентациях и в рекламных проспектах фирм мы видим информацию от самих разработчиков или системных интеграторов о выполненном ими том или ином проекте. А если попробовать взглянуть на все это с другой стороны, с точки зрения заказчика? Того, кому, собственно, и адресованы предлагаемые решения? Сегодня оценку работе интеграторов, и в частности компании IBS, дает начальник отдела развития ОАО «Яртелеком» Андрей Витаутович Бальчунас. Здесь, в Ярославле, и состоялась его беседа с научным редактором журнала «Мир ПК» Михаилом Глинниковым. Разговор идет о том, что сделано и что еще предстоит сделать, а главное — что получат в итоге сам заказчик и его клиент.

— Сначала расскажите, пожалуйста, коротко о своей компании.

— «Яртелеком» — один из региональных операторов связи, средний по масштабам и довольно типичный для Росcии. Основная деятельность — предоставление услуг телефонной (внутриобластной, областной, местной и междугородной) и телеграфной связи.

С середины 1994 г. спектр услуг начал расширяться. Речь идет в первую очередь о развитии мобильных систем — сотовой связи стандарта NMT 450, которая и до сих пор здесь успешно работает, и об услугах пейджерной связи. Примерно в то же время было создано подразделение «Яртелекома», главными направлениями деятельности которого стали построение и развитие сети передачи данных. Тогда, в 1994 г., ставку в развитии сети сделали на протокол IP, хотя на тот момент такой выбор был совсем не очевиден.

Развитие каналов связи шло по стандартному пути: cначала был организован коммутируемый доступ (dial-up) до Москвы, потом один выделенный канал, затем — два, после чего сделали обновление этих каналов и повысили скорость до 28,8 кбит/c, увеличили их число до четырех — и все это на базе обычных аналоговых каналов. Начали с электронной почты и постепенно стали заниматься развитием Internet. Трафик рос, и уже в 1998 г. у нас появился цифровой канал до Москвы. И почти одновременно с этим, к началу 1999 г., вошла в строй первая цифровая междугородняя АТС и появилась возможность предоставления ISDN-услуг. Мы смогли взять в аренду цифровые каналы с достаточно высокой пропускной способностью и обеспечить работу со столицей. Первоначально наша компания работала с провайдером Internet — «Релкомом», а в прошлом году к нему добавились «Internet-Архангельск» и «ТелеРосс».

— Чем была вызвана необходимость развития Вашей сетевой инфраструктуры?

— Возникла потребность в создании региональной сети, которая могла бы обеспечить доступ к Internet уже из райцентров, а не только из Ярославля. Такая сеть, не очень дорогая, с одной стороны, позволила бы эффективно работать с Internet по коммутируемому доступу массовым конечным пользователям, а с другой — предоставила бы возможность устойчивой работы корпоративным клиентам — предприятиям, снабдила бы их выделенными линиями. У нас здесь довольно много предприятий, которые имеют центральный офис в городе, а филиалы — в области, например в райцентрах. Вот этим-то головным конторам мы и должны были организовать цифровой выход в Москву с одновременным подключением к ним филиалов и созданием для таких структур единой корпоративной сети.

— И как шло строительство этой сети?

— У нас были маршрутизаторы Cisco, которые объединялись по городу с нашим центром коммутации 2-Мбит потоками — для крупных клиентов, а их насчитывалось тогда уже десятка два.

Необходимо было решить две задачи: обеспечить клиентам эффективную работу с Internet и объединить все локальные сети. В конце 1998 г. был проведен тендер — мы долго выбирали между несколькими фирмами, каждая из которых предлагала свой проект, и в результате остановились на компании IBS.

— Что определило Ваш выбор?

— Трудно назвать какой-то единственный решающий фактор — на самом деле их целый набор. Это и опыт партнера в данной области, и тип технологии (Ethernet, ATM или DPT), и заложенные в проекте возможности дальнейшего роста сети.

Если говорить о технологии, то мы остановились на DPT (см. врезку «Технология DPT» на с. 99. — Прим. ред.), поскольку ее предлагала использовать компания IBS. Но основную стоимость проекта определяет отнюдь не технология. Более 70% стоимости составляют затраты на построение сети доступа — «последней мили», и здесь задач, которые требуют своего решения, вполне хватает.

— В чем они заключаются?

— Все эти задачи выстраиваются как бы в несколько рядов.

Первый ряд задач касается корпораций — им нужно прежде всего обеспечить хорошие скоростные каналы. Наиболее востребованными пока остаются каналы c пропускной способностью до 128 кбит/c и (в меньшей степени) до 2 Мбит/c, на бо,льшие скорости сейчас претендует значительно меньше клиентов.

Второй ряд задач состоит в том, чтобы наладить работу с массой конечных пользователей, которые, естественно, за небольшие деньги хотят иметь достаточно хорошую скорость. Здесь оптимальным, на мой взгляд, вариантом представляется использование ADSL-модемов по определенной схеме. Например, в подъезде ставится модем и от него ко всем квартирам делается разводка — чтобы разделить затраты и сделать эту услугу доступной по цене.

Задачи третьего ряда связаны с тем, что наша компания сама по себе является довольно крупной организацией, которая требует объединения собственных сетевых ресурсов для более успешной реализации своих основных целей. В частности, на эту же сеть ложится и трафик по биллингу, и по системе управления. У «Яртелекома» построена своя система управления и есть отдельное подразделение, которое занимается ее развитием.

И наконец, четвертый ряд задач — предоставить возможность работы по кабельным модемам для пользователей одного микрорайона Ярославля.

Сейчас мы пока экспериментируем и cмотрим, решение каких задач даст наибольший эффект и будет экономически оправданным.

— В какой стадии находится проект в настоящий момент?

— Завершены все работы по тестированию и запуску магистральной сети (бэкбона). И уже началось подключение первых клиентов*. Сеть объединила междугородный узел и четыре узла связи в черте города — два в центре, один на севере и один на юге. Получился некий «хребет», который, как и сам Ярославль, вытянут вдоль Волги. Надо сказать, что еще в 1998 г. мы самостоятельно начали строительство сети SDH и параллельно с этим шло строительство волоконно-оптических линий связи по городу. В результате сегодня все узловые АТС подключены через волоконно-оптические линии связи SDH. Причем когда эта сеть строилась, уже заранее предполагалось, что часть волокон будет использоваться под задачи, не связанные с телефонией. Поэтому фактически топология SDH повторяет топологию телефонной сети. A технология DPT была выбрана потому, что она дает резервирование на аппаратном уровне, т. е. обрыв волокна приводит к «разворачиванию» трафика и связь между соседними узлами не прерывается.

Так что «хребет» сети есть — он запущен в промышленную эксплуатацию, и его потенциала нам вполне достаточно.

— А не могли бы Вы привести какие-то стоимостные характеристики сети?

— Это сложно. Ведь IBS поставляла оборудование и проводила пуско-наладочные работы, связанные только с построением того «хребта», который сейчас работает. Но существует и много других стоимостных составляющих нашей сети — организация волоконнооптических линий связи, объединяющих ее узлы, обеспечение доступа до самих узлов, которые присутствуют не на всех АТС по SDH, плюс электропитание, строительная часть.

— И все-таки, еcли Ваши коллеги в другом регионе захотят построить подобную сетевую инфраструктуру, можно ли их приблизительно сориентировать, во сколько обойдется хотя бы ее ядро?

— Построение ядра такого уровня, по моим оценкам, обойдется им примерно в 500 тыс. долл. Причем важно отдавать себе отчет в том, что основная доля затрат приходится не на саму магистральную составляющую (ядро), а на построение сети, обеспечивающей доступ клиента к этой магистрали. И в процессе развития сети все больший объем работ и соответственно больший процент затрат будет связан именно с этой ее частью.

Здесь интереснее другой показатель — в той цене, которую будет платить клиент, стоимость магистрали составит не более 30%, а все остальное пойдет на организацию сети доступа.

— Из чего складывается стоимость «последней мили» для клиента?

— Из стоимости модемной стойки у поставщика услуг, абонентского оборудования, которое установлено непосредственно у клиента, плюс стоимость каналов. И надо сказать, что примерно 50% всей стоимости приходится на абонентское оборудование.

— Ну хорошо. Со стоимостью мы, кажется, разобрались. Теперь давайте обсудим выбор оборудования — на чем Вы основывались в подборе техники для своей сети?

— Рассмотрев на тендере ряд вариантов, мы остановились на решении от IBS и на предлагаемом ими оборудовании, хотя, правда, внесли небольшие коррективы. Нас как заказчиков интересовало прежде всего несколько ключевых функциональных возможностей этого оборудования, и если они оказывались удовлетворительными, мы соглашались с предложениями IBS.

— А каково число абонентов, уже подключенных к Вашей сети?

— Эксплуатация идет лишь несколько дней, поэтому пока у нас единичные подключения. Ну а в ближайшей перспективе, на наш взгляд, эта сеть должна иметь не менее 200—300 точек подключения. Причем к одной такой точке может подсоединиться и несколько предприятий. Физически «точка подключения» — это один порт, который в зависимости от потребностей конкретного клиента обеспечивает работу на скорости 64 кбит/c, 128 кбит/c, 2 Мбит/c или, например, 10 Мбит/c.

Мы недавно дали многим клиентам свои коммерческие предложения и ждем ответной реакции. Довольно большой интерес к проекту проявили фирмы, которые занимались построением ЛВС для предприятий.

— Вы в основном говорили о магистрали. Но к одному из узлов по проекту уже подключена региональная сеть. Какое место занимает она в общей инфраструктуре?

— Региональная сеть, которая объединяет районы, строилась параллельно с городской. Получилась единая система, и теперь можно объединить, например, центральное предприятие в Ярославле с его филиалом где-то в области. Мы сейчас как раз и предлагаем клиентам эти варианты — у нас в городе немало организаций, которые имеют территориально-распределенную структуру.

— С технической точки зрения здесь все понятно, и сетевому специалисту преимущества такого объединения сетей в единую структуру очевидны. Но сумеете ли Вы убедить директоров предприятий, что это будет экономически целесообразно, ведь им решать — выделить на это средства или нет?

— У нас в плане поработать с фирмами, поставляющими прикладное ПО, в частности бухгалтерские пакеты, например, с партнерами «1C». Они могли бы показать преимущества, которые будет иметь финансовый директор или руководитель предприятия, если предоставить ему возможность получать из центрального офиса оперативную информацию и видеть общую картину по предприятию в целом с учетом филиалов. А для того чтобы связать все эти компоненты в единое информационное пространство, необходима и наша сетевая составляющая.

Как я уже говорил в начале нашей беседы, в стране много других подобных нам компаний, которым приходится решать сходные задачи. Думаю, опыт, накопленный в результате такой работы, будет интересен всем региональным операторам связи. И мы готовы им поделиться.

— Спасибо, и успехов Вам.


* По состоянию на 15 сентября 2000 г.