Наука выживания, или обучение как осознанная необходимость.

"Никогда не переставайте учиться. Все лидеры являются учениками —

как только вы перестаете учиться, вы прекращаете быть лидером.

Динозавры вымерли, потому что не смогли приспособиться к

меняющейся окружающей среде. А как насчет вас?.."


Уит Крисвелл, преподаватель и бизнесмен, бывший банкир

Олег Федорович Литвин — директор учебного центра «Микроинформ»
Обучение на Западе всегда было в цене (в прямом и переносном смысле). Важность его начинают понимать и у нас — рыночная экономика, прошлогодний кризис 17 августа... Но здесь, естественно, возникает проблема выбора: где учиться и что изучать? Как определить, что будет востребовано завтра, чтобы после обучения не оказаться у разбитого корыта. Мы попросили поделиться опытом работы директора старейшего коммерческого учебного центра России в области компьютерных и сетевых технологий «Микроинформ» Олега Федоровича Литвина, который отвечает на вопросы научного редактора журнала «Мир ПК» Михаила Глинникова.

Начнем, как говорится, с начала. Какова была цель создания учебного центра и когда это произошло?

Учебный центр организовался в 1988 г. А цель была проста: предоставить клиенту весь спектр услуг: оснащение техникой, поставку ПО и подготовку специалистов — все три необходимых компонента для реализации компьютерных технологий.

Это был период массового внедрения компьютеров, когда резко расширился круг людей, заинтересованных в использовании новых вычислительных средств.

И кого же Вы считаете своими первыми слушателями?

У нас тогда установились неплохие связи с нефтегазовыми компаниями Тюменского региона, и первые группы были как раз оттуда. Этот регион имел деньги, так что он прежде многих других закупал компьютерную технику и, естественно, сразу посылал своих специалистов на обучение. Наш первый класс был создан на базе Видеотон-8088. Причем на каждого слушателя приходился отдельный такой ПК, что по тем временам было совсем неплохо. Осенью 1991 г. "Микроинформ" переехал в новый офис, где изначально было запланировано два прекрасно оборудованных класса (ПК 286 с отдельным принтером на каждом рабочем месте). В том же году мы заключили первое соглашение с фирмой Novell, которая уже тогда на протяжении трех-четырех лет занималась авторизованным обучением в международных масштабах. Она готовила специалистов, осуществлявших внедрение сетевой ОС NetWare, и являлась первопроходцем в этой области. Ее руководители очень скоро осознали всю важность подготовки системных администраторов и инженеров в плане продвижения такого сложного сетевого программного продукта, как ОС NetWare. И этот подход, надо сказать, способствовал широчайшему распространению NetWare в мире -- к 1995 г. Novell имела до 70% рынка сетевых ОС.

Теперь вернемся немного назад, к тем самым терминалам Видеотон 8088. Что тогда изучали Ваши слушатели?

Была организована триада курсов по обучению работе на компьютере в среде DOS, с SuperCalc -- табличным процессором и в "Лексиконе" -- текстовом редакторе. Изучались также принципы работы с базами данных (на основе dBase 3+).

А кто стали первыми преподавателями?

Преподаватели пришли к нам из разных учреждений и фирм. Например, Светлана Сухова работала раньше в АСУ "Москва", Олег Черемных и Михаил Шнейдерман трудились здесь в "Микроинформ", я работал в Центральном институте повышения квалификации министерства среднего машиностроения. Сейчас у нас 50% составляют штатные преподаватели из "Микроинформ", а 50% работают по трудовым договорам, причем уже многие годы. Это доценты МИФИ, МГУ, МЭИ. Трудно сказать, где их основная работа, в силу своих высоких моральных устоев они не уходят из высшей школы, хотя 70-80% дохода дает им наш учебный центр.

Как развивался Ваш Учебный центр и какие отношения складывались с другими фирмами?

Наше первое соглашение с Novell в 1991г., а точнее сказать, предварительная договоренность состояла в том, что Учебный Центр "Микроинформ" начинает проводить авторизованные курсы этой фирмы. Более того, Novell впервые в своей мировой практике отдала на откуп другой стране локализацию курсов. Всегда в мире локализация осуществляется непосредственно фирмами или под их жестким контролем -- будь то Novell, Microsoft или IBM. Здесь же Novell предоставила нам возможность самостоятельно осуществить перевод двух ключевых курсов: по администрированию NetWare 3.11 и технической поддержке этого программного продукта. В течение трех месяцев мы выполнили перевод и затем три года довольно успешно работали с этими учебниками. Они пользовались спросом и оба тиража примерно по 3 тыс. экземпляров хорошо разошлись. По нашим подсчетам, каждый пятый российский администратор прошел обучение у нас в авторизованном центре и получил такой учебник. Пик в наших отношениях с Novell пришелся на 1995г.- в этом году мы подготовили тысячу администраторов NetWare. Но потом эта цифра начала уменьшаться, что явилось следствием активной маркетинговой политики со стороны Microsoft, которая стала усиленно продвигать свой новый продукт Windows NT 4.0. И к 1998 г. показатель по Novell снизился в два -- два с половиной раза (до 450 -- 400 человек в год). C этого же переломного 1995 г. в области сетевых технологий начал заметно возрастать спрос на курсы по продуктам Microsoft, и каждый последующий год число слушателей практически удваивалось. В итоге за последние 12 месяцев, даже с учетом приснопамятного августовского кризиса, уже около 1000 человек прошли авторизованное обучение по продуктам этой корпорации (в основном серии Back Office).

На какую аудиторию рассчитаны организуемые Вами курсы?

Здесь надо абсолютно четко выделить два вида курсов: предназначенные для пользователей и ориентированные на специалистов -- тех, кто занимается системной поддержкой, администрированием сетей и т.д.

Хорошо, что же у Вас есть для пользователей?

Как я уже говорил, с самого начала наиболее популярными у нас были курсы по DOS, Norton, "Лексикону". Но уже с конца 1994 г. место под солнцем стали завоевывать Windows-программы и резко увеличился спрос на курсы по офисным продуктам -- Word, Excel. Потребность в них сохраняется и по сей день.

Повлиял ли прошлогодний кризис на подготовку пользователей?

Повлиял, конечно, и очень серьезно, поскольку нашими клиентами были главным образом крупные банки, промышленные предприятия и инофирмы, которые проводили тотальное обучение (буквально сотен человек). Финансовые же затруднения, возникшие у многих из них в результате кризиса, привели к тому, что подготовка конечных пользователей на этих предприятиях отошла на второй план.

А как Вам удалось преодолеть последствия прошедшего кризиса и какова Ваша нынешняя политика?

Мы долгие годы формировали этот сектор бизнеса -- обучение и пришли от цен в 10--20 долл. за неделю к цене 100-150 долл. в день (что все равно в два-три раза дешевле, чем при прочих равных условиях за рубежом). И это вполне реальные цены, поскольку затраты на обеспечение должного уровня обучения очень высоки. Наша политика такова: мы стараемся cохранить этот рынок, не прибегая к демпингу, и держать цены на прежнем уровне -- опустить их легко, а вот поднять потом довольно сложно. У нас девять основных направлений обучения, о которых я расскажу позже, что дает нам определенную гибкость. Когда одно направление "проседает" , другое позволяет удержаться "на плаву".

Множество же небольших фирм, имеющих обычно одно-два направления, вынуждены вводить демпинговые цены -- снижать их в три, пять и более (до десяти) раз. И в силу этого структура рынка обучения резко деформировалась. Если говорить о конечных пользователях, то кризис сказался здесь прежде всего в том, что крупные корпорации вообще изъяли из своего годового финансирования статью, связанную с обучением. А частные пользователи, как и большинство потребителей, обычно обращают внимание в первую очередь на цену и название курса. В результате число слушателей на курсах по офисным продуктам у нас после кризиса снизилось с 60 человек в месяц до 10.

Если же говорить о подготовке специалистов, то в условиях кризиса цены на авторизованные курсы стали сильно прыгать. Не скажу, что это катастрофическая ситуация -- ведь все равно качество обучения определяется в основном составом преподавателей и им, безусловно, надо гарантировать достойную оплату. Обеспечение соответствующей техникой тоже требует немалых затрат. Поэтому и приходится держать цены на определенном уровне.

Послекризисные скачки цен где-то к марту 1999 г. закончились, положение несколько стабилизировалось. Те, кто снижал цены, так и не смогли выдержать конкуренции -- от них просто-напросто разошлись преподаватели и из-за своих ограниченных возможностей они были не в состоянии ни совершенствовать существующие, ни открывать новые перспективные направления обучения. Те же, кто держал цены на уровне, выстояли, хотя и оказались в довольно сложном положении.

Понятно. А сколько у Вас авторизованных курсов для специалистов?

Давайте возьмем для примера Microsoft, поскольку спектр курсов по продуктам этой фирмы один из самых широких. Их у нас около сорока: тридцать для системных администраторов и десять для разработчиков-программистов.

И какие курсы пользуются наибольшей популярностью?

Самым высоким спросом в течение двух последних лет пользуются курсы по администрированию и технической поддержке Windows NT Server. Это сдвоенный базовый курс, обучение на котором прошли за этот период у нас порядка 900 специалистов.

Приезжают к нам на курсы и по SQL Server, Exchange Server, Internet Information Server. Это непростые курсы, читаются они далеко не везде, и когда фирма внедряет столь сложные системы, ей неминуемо приходится обучать специалистов.

В итоге получается, что для относительно несложных технологий, коими являются, например, офисные программные продукты пользовательского уровня, наблюдается заметное снижение спроса. Для более серьезных технологий, таких как SQL Server, Exchane Server спрос на соответствующие курсы тоже, конечно, снизился, но несущественно (примерно на 10%). Это говорит о том, что внедрение новых технологий все равно неизбежно приводит к необходимости обучения для подготовки высококлассных специалистов.

Какова в среднем стоимость обучения?

Цена до кризиса в среднем на курсах по администрированию сетевых операционных систем составляла 150 долл. в день, но у нас существовала система скидок. Если клиент заказывал серию из нескольких курсов или представлял партнера -- какого-нибудь крупного дистрибутора, скидка могла доходить до 20%.

Сейчас средняя цена с учетом того, что мы используем специальный коэффициент пересчета и в ряде случаев работаем в рублевом диапазоне составляет 110 долл. в день. Это на "тяжелых", профессиональных курсах. На пользовательских же курсах цены держатся на уровне порядка 50 долл. в день.

Сколько у Вас компьютерных классов и каков уровень их заполнения?

У нас 10 компьютерных классов на 95 рабочих мест. Основной цикл обучения -- 5--10 дней (не более). Поэтому практически каждый понедельник начинается обучение новых групп. Скажем, на этой неделе у нас обучается 65 человек, на другой -- порядка 60. Уровень заполнения классов составляет примерно 65%, до кризиса он был выше -- около 75--80%.

Вы обещали рассказать об основных направлениях обучения в Вашем Центре?

Да, конечно. Всего у нас читается 70 курсов, связанных с компьютерными технологиями. Они проводятся, как я уже говорил, по девяти направлениям.

Первое направление -- пользовательские курсы. Они образуют серию из шести курсов по стандартным компонентам офисного ПО: Word, Excel, Аccess, Power Point, OutLook. Здесь же изучаются основы работы в Internet. Второе направление -- курсы для профессионалов по продуктам Microsoft. Это самая большая группа курсов. Их у нас около 40: по Windows NT Server 4.0, Windows NT Server 2000, Windows 2000, SQL Server, Exchange Server, Internet Information Server и ряд курсов для программистов.

Следующее направление представляет блок курсов Novell, который составляет довольно значительную долю в общем объеме. Многие крупные государственные структуры и банки по-прежнему ориентируются на Novell. Здесь уже курсы по NetWare 5 выходят на первое место, заменяя NetWare 4.

Курсы Microsoft, насколько мне известно, организованы сейчас примерно в 20 авторизованных учебных центрах России, а курсы Novell -- только в 7. На эти курсы можно прийти как к нам, так и в другие учебные центры, если они более удобны по времени или по месту расположения. Нужно отметить, что вот уже более года мы работаем в союзе с Сетевой Академией "Ланит" - у нас очень жесткая координация графиков проведения курсов и "плотность" их довольно высока. Так, курсы по администрированию Windows NT в нашем Центре проводятся каждые две недели в течение года, по NetWare 5 -- каждые четыре недели. Клиенту удобнее и надежнее с нами работать. Часто учебные центры объявляют об организации курсов, но они не проходят, потому что не набирается группа. У нас подобные ситуации тоже бывают, но гораздо реже. И график мы стараемся выдерживать таким, каким он был объявлен за три месяца до проведения курсов.

Что же касается других направлений, то они считаются в некотором смысле эксклюзивными для нашего Учебного центра, который является единственным авторизованным центром по этим направлениям на территории СНГ. Речь идет о курсах по продукции фирм Compaq, 3Com, Lexmark, Seiko Epson, Computer Assochiets. По сути дела, это пять авторизованных учебных центров, которые работают в нашем Учебном центре, и только здесь. Плюс Wеb-школа . Курсы по Web-технологиям (еще одно большое направление) начали сейчас проводиться и на базе других учебных центров. Но, на наш взгляд, мы продвинулись здесь по сравнению с ними гораздо дальше, потому что имеем более широкий спектр тем. Шесть курсов -- это действительно потоки слушателей, солидные заказчики, новые, разработанные нами методики, которые вот уже в течение года пользуются высоким спросом.

Что позволяет Вам поддерживать стабильность своей компании?

Нам, конечно, в определенной степени помогает то обстоятельство, что некоторые фирмы по существу финансируют обучение своей партнерской сети. Так, фирма Compaq вот уже в течение четырех лет вкладывает деньги в подготовку специалистов по своим серверам, компьютерам, технологиям. Причем если раньше ключевой задачей являлось обучение специалистов, осуществляющих техническую поддержку компьютеров и серверов, то в этом году на первый план выдвигается подготовка аккредитованных системных инженеров -- официально сертифицированных специалистов высшего уровня, которые в обязательном порядке должны работать на фирмах, занимающихся серьезным внедрением техники Compaq.

Направление 3Сom развивается у нас уже в течение пяти лет. Сейчас происходит полное обновление оборудования всего Учебного центра, что, в частности, потребовало от 3Сom инвестиций на сумму в 150 тыс. долл. Как видите, даже в этих условиях фирмы идут на то, чтобы вкладывать средства в обучение своих партнеров, заказчиков и клиентов. В июне мы организовали новую серию курсов по продукции 3Com -- это четырнадцать очень сложных курсов, ориентированных на освоение конкретной техники -- маршрутизаторов, концентраторов, АТМ-технологий и т.д. Два наших ведущих инструктора по 3Com прошли переподготовку в Англии. Мы возлагаем большие надежды на то, что эти курсы будут пользоваться хорошим спросом, поскольку они действительно имеют очень высокий технологический уровень. Каждый такой курс складывается из двух компонентов: с одной стороны, идет изучение теоретических основ по новейшим сетевым технологиям, с другой -- рассматривается их практическая реализация применительно к конкретному оборудованию.

Относительно недавно мы заключили договор с фирмой Seiko Epson об организации на нашей базе Учебного центра, который будет готовить специалистов по ее оборудованию. Причем этот первый Учебный центр является пока единственным не только у нас, но и во всем мире. И тот учебник, который мы сейчас разработали для слушателей нового Центра, вполне может стать прототипом учебного пособия, создаваемого для дальнейшего распространения в других странах.

Компания Lexмark более года проводит у нас обучение своих заказчиков и партнеров. Помимо традиционных курсов по технологиям и оборудованию, по многочисленным пожеланиям слушателей мы подготовили очень интересный дополнительный курс "Технология продаж". Будущие или уже работающие sales-менеджеры обучаются здесь искусству продаж и приобретают навыки работы с клиентом.

Фирма Computer Assoсiates вот уже более двух лет cотрудничает с нами в области подготовки специалистов. Внедрение ее продуктов -- дело непростое и потому наши курсы пользуются хорошим спросом. Так, в течение последних девяти месяцев у нас проходило обучение по системе Unicenter TNG. Эта система ориентирована на мониторинг сети - она стоит над базами данных, над операционными системами и позволяет контролировать работу сложных гетерогенных сетей, где собраны воедино Unix-серверы, NT-cерверы, мэйнфреймы. Конечно, это многокомпонентный, дорогой продукт и его внедрение исчисляется единицами. Тем более, прежде чем решиться на такую покупку, очень важно ознакомиться с системой и изучить все ее возможности. . Поэтому в отличие от описанных выше курсов, сюда приходят те, кто еще только "примеряются" к этой системе и хотят понять, сможет ли она удовлетворить их потребности.

Это интересно. Но хотелось бы узнать и некоторые подробности о Вашей Web-школе.

Школа состоит из трех групп курсов. Первая включает пятидневные курсы Web-мастеров, ориентированные на обучение разработке не очень сложных Web-cтраниц. Здесь изучается язык HTML, проводится базовый курс по Adobe Photoshop и рассматривается создание скриптов на языке Perl. Это некая основа. А дальше начинается специализация (вторая группа): либо в дизайне -- и тогда вам предлагается продвинутый курс по Adobe Photoshop, либо в области администрирования Web-серверов. В последнем случае опять идет подразделение на две платформы. Первая: серверы Apachе на платформе Unix. Причем, я думаю, наш четырехдневный курс по серверам Apache является единственным у нас в стране, и ведет его очень талантливый преподаватель-профессионал. Не забываем мы, естественно, и о платформе Windows NT, а также о Internet Information Server. Заключительной же фазой (третья группа) служит двухдневный курс по маркетингу и продвижению Web-сайта. Он базируется на обширной практике Web-клуба, одним из активных участников которого мы и являемся. Здесь аккумулирован богатый опыт, связанный с продвижением Wеb-сайта, сопровождением крупных корпоративных Web-серверов. Таким образом, можно постепенно повышать свой уровень подготовки, проходя обучение по шагам, -- от разработки отдельных страниц до сопровождения мощных Web-серверов.

Да. Спектр, действительно, весьма широк. На что же Вы делаете основную ставку в будущем?

Сложно выделить что-то одно. Каждое направление -- это по существу самостоятельный, совершенно необходимый в нашем обучении бизнес.

И все-таки -- о перспективах. Что является для Вас критерием, когда решается вопрос о том, открывать или нет новые курсы?

Критерий достаточно прост. Если за год число слушателей может превысить 100 человек и если каждый из них готов заплатить от 50 до 100 долл. в день, мы считаем такое направление перспективным -- его надо разрабатывать и открывать новый курс. И каждое из направлений, о которых я ранее говорил, является таковым.

То есть при выборе и разработке курса Вы ориентируетесь более на заказчика, нежели придерживаетесь какой-то собственной политики продвижения курсов и формирования спроса?

Это взаимосвязанные вещи. Как рынок формирует наш интерес к направлению, так и мы в дальнейшем формируем рынок. Именно это и произошло у нас с Novell. На мой взгляд, вклад нашего учебного центра в продвижение продуктов Novell и подготовку соответствующих специалистов очень большой.

Как Вы собираетесь работать с регионами?

Еще в 1991 г. мы сформулировали и подготовили свою сиcтему очно-заочного обучения по продукции Novell. Надо сказать, что для мира и для Novell это был совершено нетипичный подход, поскольку везде для того, чтобы стать сертифицированным инженером необходимо сдать пять--семь тестов, пройдя предварительно пять--семь курсов. И на Западе уже сформировался довольно жесткий подход: хочешь сдать тест -- прочитай учебник, прослушай курс и выполни от начала и до конца все лабораторные работы. С точки зрения дисциплины изучения они работают очень четко, в некотором смысле даже формально. Но нам было понятно, что такой подход, при котором человек вынужден пять--семь раз приехать в Москву, нереален. Мы выделили группу ключевых курсов, которые слушатели должны были пройти в классе, а далее отправили их как бы в "свободное плавание", выдав им учебные комплекты. Они изучили эти материалы на местах и потом приехали к нам на сессию, где предусматриваются и консультации, и окончательная подготовка, и сдача тестов -- некая заключительная фаза.

Изначально наша цель состояла в том, чтобы помочь слушателю сократить расходы и в то же время обеспечить ему возможность выйти на серьезный квалификационный уровень. В какой-то мере этот подход сохраняется у нас и сейчас, поскольку Internet позволил существенно повысить оперативность взамодействия клиента и учебного центра, мы уже начинаем внедрять элементы дистанционного обучения с использованием, в первую очередь, электронной почты и возможностей собственного Web-сервера, на котором слушатель мог бы получать методические материалы и проходить on-line тестирование. Однако, в отличие от некоторых других учебных центров, у нас есть свой взгляд на роль дистанционного обучения.

И в чем это выражается?

Можно выделить три уровня обучения сложным компьютерным технологиям. Первый уровень -- это получение теоретических знаний, например по архитектуре Windows NT, основам сетевых технологий. Второй уровень -- изучение конкретного программного продукта, определенного оборудования, когда человек должен своими руками выполнить некие действия по установке, настройке, конфигурированию, устранению неисправностей и т.д. И, наконец, третий уровень -- приобретение практических навыков работы с какими-то интегрированными решениями, скажем, с Windows NT на основе серверов Proliant фирмы Compaq, NDS для Windows NT.

Так что здесь речь идет о дистанционном обучении первого уровня. Второй и третий мы пока не рассматриваем. Наша основная задача -- обеспечить теоретическую подготовку и максимально вынести эту фазу в режим удаленного обучения, т.е. отправить клиенту учебники и далее в течение определенного времени отслеживать освоение им теории с помощью специально разработанной тестовой системы. Естественно, в этом случае после окончания теоретического курса, например "Основы FDDI", слушатель получает свидетельство "Микроинформ". Мы не говорим, что это фирменное обучение - это наше обучение. Фирменное обучение с вручением сертификата и проведением всей практической работы по изучению конкретного оборудования все равно остается в классе.

Другое дело, что этот класс может быть организован как у нас в центре, так и в регионе. В прошлом году мы выезжали в десять различных городов, в том числе и довольно удаленных -- в Архангельск, Салехард, Нижневартовск, Краснодар и др., для того, чтобы провести некоторые базовые курсы, связанные с администрированием, например Windows NT Server или Novell Netware. Но это базовые курсы. Развернуть же на основе таких быстро организуемых центров все продвинутые курсы весьма сложно. Скажем, курс по Exchange Server связан с созданием сети из восьми серверов и на подготовку класса в этой ситуации потребуется несколько дней работы с привлечением инженерного персонала очень высокой квалификации. Или, например, авторизованные курсы по оборудованию 3Сom. Их невозможно провести где-то в регионе, поскольку здесь понадобится оборудование, включающее около 15 моделей различных сетевых устройств.

В целом же наша политика такова. Теоретические курсы мы выносим на свой сервер и стараемся осуществлять предварительную фазу в режиме теоретической подготовки. Базовые курсы проводим как у себя, так и в регионах. А на особо сложные, высокотехнологичные курсы все-таки приглашаем слушателей приезжать к нам.

Меняется ли состав слушателей в процентном отношении с течением времени?

Нет, их соотношение остается примерно постоянным: 45% москвичей и 55% из регионов.

А какова раскладка по отраслям?

Примерно 15% составляют представители компьютерных фирм, около 20% -- из банковской сферы, столько же -- из энергетики. Нефтегазовая отрасль дает нам обычно 10% слушателей, но в отдельные годы наблюдались всплески до 25% (это солидные корпоративные заказчики) Порядка 25% "поставляют" крупные инофирмы, особенно "табачного" профиля. И, наконец, 10% -- просто частные лица.

Как Вы оцениваете работу преподавателей?

После окончания каждого курса слушатели заполняют специальный отзыв, в котором преподаватель оценивается по пяти критериям. Но этого мало -- необходимо еще и личное общение c cтудентами-заказчиками. Входя утром в аудиторию и задавая вопрос "как дела?", я должен видеть их реакцию. Если они с энтузиазмом отвечают, что все отлично, это одно дело, но если человек потупил взгляд или не хочет отвечать, совсем другое. Значит, его что-то смущает, и тогда я пытаюсь понять, в чем может быть причина такого дискомфорта. В обучении даже мелких промахов с нашей стороны не должно быть. Упор делается на то, чтобы устранить какие-то негативные моменты, учесть возможные нюансы. Человек должен на пять дней полностью "погрузиться" в предмет, а преподаватель и весь учебный центр обязаны создать для этого все условия.

Как Вы представлете себе портрет идеального преподавателя?

А зачем абстракции? У нас есть реальные специалисты, обладающие всеми необходимыми для этого качествами. На самом деле формирование преподавателя -- достаточно длительный процесс. Мы крайне редко привлекаем нового человека сразу к чтению пятидневного курса и обычно аккуратно и постепенно вводим в процесс преподавания даже весьма квалифицированного специалиста. Сначала предоставляем ему возможность выступить по какой-то одной теме в течение, например, трех часов. Потом предлагаем вести небольшой однодневный раздел. И при этом, естественно, очень внимательно наблюдаем за реакцией слушателей, ждем их отзывов. То есть идеальный преподаватель -- это высокий профессиональный уровень, глубокое знание конкретной продукции плюс, конечно, незаурядные способности. Он должен уметь "держать" аудиторию все пять дней -- по восемь часов каждый день. Я, честно говоря, не могу о себе сказать, что обладаю такой же энергией и возможностями, как некоторые наши преподаватели. Они способны работать с аудиторией в течение двух недель, а это ведь колоссальные нагрузки. Жесткий режим преподавания -- вот что отличает нас, например, от высшей школы.

Ваши планы на будущее?

Самое главное -- развивать сложные высокотехнологичные курсы, например 3Com. Здесь у нас хорошие перспективы. Если говорить о Microsoft, то тут опять же нужны сложные учебные программы. В частности, сейчас это SQL 7.0, Exchange Server 5.5, Cluster Server. Представляет интерес разработка курса Data Warehouse на платформе SQL Server. Весьма непросты курсы для программистов по новейшим технологиям.

Большие надежды мы возлагаем на курс по средствам резервирования данных. Компания Interprocom LAN вот уже несколько лет специализируется на системах архивации, и у нас возникла идея предложить заказчикам изучить и систему архивации данных ArcServ фирмы Computer Assoсiates и оборудование компании ADIC.

Конечно, мы внимательно отслеживаем тенденции компьютерного рынка. И если еще год назад были какие-то сомнения по поводу целесообразности формирования ряда курсов, например по Linyx, то сейчас, похоже, настало время их организовать.

И еще очень важно для нас -- развитие Web-напраления, совершенствование собственного Web-cервера (http://www.microinform.ru).

Ну и в заключение по традиции давайте коротко поговорим о Вашем Центре в целом и как части фирмы "Микроинформ".

С 1997 г. Учебный центр в принципе является основной и единственной частью "Микроинформ". В 1997/98 гг. оборот достиг 1,2 -- 1,3 млн. долл. В настоящее время у нас в штате работают 65 человек, из них 15 преподавателей, 10 менеджеров, которые занимаются продажей курсов, а остальные -- это управленческий персонал и те, кто обеспечивает слушателей всем необходимым для полноценного обучения (работники кафе, гостиницы, ксерокопировального цеха, редакционная группа по подготовке учебников). За 10 лет своего существования мы обучили 12,5 тыс. человек, причем на последние два года пришлось примерно по 3 тыс. слушателей.

Спасибо. Желаю Вам дальнейших успехов в работе. А руководители предприятий, которые еще не осознали необходимость обучения своих сотрудников, надеюсь, поймут, наконец, что главное богатство -- это люди: образованные, классные специалисты. И деньги нужно вкладывать именно в них. Тогда и все остальное появится. Впрочем, кто этого вовремя не осознает ... -- что ж, участь динозавров известна.