Графика в двух измерениях не может выглядеть плоской


Шаг 1. Создайте объект, скопируйте его на второй слой
Шаг 2. Сдвиг или наклон слоя с отбрасываемой тенью
Шаг 3. Заливка тени
Шаг 4. Масштабирование наклоненной тени
Шаг 5. Тень от задней подсветки

Adobe illustrator, Macromedia freehand, coreldraw

Дополнения


Вы уже давно уверенно работаете с цветом и кривыми, но иллюстрации кажутся вам несколько плоскими. Вас начинает привлекать "темная" сторона создания изображений - теневая! Вначале вас вполне удовлетворяли обычные тени, точно повторяющие форму объекта, но теперь вы готовы заняться более сложными и интересными вещами. Пришло время добавить в свой арсенал отбрасываемые тени.

Независимо от того, какой из пакетов используется - Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand или CorelDraw, для создания отбрасываемой тени нужно выполнить одни и те же шаги: дублирование, сдвиг или наклон, масштабирование и заполнение. Если необходимо осветить объект сзади, можно добавить еще один шаг - отражения или "зеркала". Для повышения реалистичности изображения можно выбрать заполнение цветовым переходом или, что еще лучше, градиентной заливкой на основе цвета фона. После этого двухмерная векторная графика уже не будет казаться плоской.

Шаг 1. Создайте объект, скопируйте его на второй слой

Тень можно создать для графического объекта или текста. В приведенном примере были созданы текстовые объекты, которые затем конвертировались в контуры. Это облегчило последующие преобразования: добавление объемных краев и выбор градиентных заливок. (В пакете CorelDraw это можно сделать, просто выбрав предварительную установку Metallic Blue.)

Хотя все три программы позволяют копировать выбранный объект во время преобразования, лучше скопировать изображение и поместить его на отдельный слой. Таким образом можно заблокировать исходный слой во время работы с тенью.

Для создания второго слоя в программе Illustrator 7 выберите команду "Показать слои" (Show Layers) из меню "Окно" (Window). Затем в подменю выполните команду "Новый слой" (New Layer) и введите название нового слоя или просто щелкните по кнопке OK в диалоговом окне "Опции слоя" (Layer Options).

В пакете FreeHand 7 выберите команду "Панели" (Panels) из меню "Окно" (Window), а затем последовательно команды "Слои" (Layers) и "Новый" (New).

В CorelDraw 7 выберите команду "Менеджер слоев" (Layer Manager) из меню "Формат" (Layout), а затем - "Новый" (New) из всплывающего меню в палитре "Слои" (Layers).

Скопируйте изображение на новый слой. В пакетах Illustrator и CorelDraw активизируйте новый слой и вставьте копию прямо поверх оригинала. В программе FreeHand выберите команду "Вставить позади" (Paste Behind), а затем щелкните по новому слою в палитре "Слои" (Layers).

Независимо от того, какое приложение используется, прежде чем продолжить работу, убедитесь, что исходный слой заблокирован.

Шаг 2. Сдвиг или наклон слоя с отбрасываемой тенью

Возможность сдвига или наклона помогает создать иллюзию объемной перспективы при перемещении источника света из точки "зенита". Изменять форму объекта можно интерактивно, перетаскивая манипуляторы мышью, но лучше это делать с помощью диалоговых окон или палитр. В большинстве случаев для создания отбрасываемой тени можно начать с угла наклона 45?, а затем экспериментировать до тех пор, пока тень не "устроится" позади исходного рисунка.

Выберите объект-тень. В пакете Illustrator выберите инструмент сдвига, а затем, придерживая клавишу Option, щелкните по нижнему углу объекта. Будет создана фокальная точка, и откроется диалоговое окно "Сдвиг" (Snear). Введите в поле "Угол сдвига" (Snear Angle) значение 45 и щелкните по кнопке OK.

В пакете FreeHand выберите из инструментальной панели инструмент наклона и, придерживая клавишу Option, дважды щелкните по нижней части тени (после первого щелчка появится палитра "Преобразование" (Transform), а второй щелчок задаст исходную точку преобразований). Введите значение наклона 45 в поле H (от "horizontal") палитры "Преобразование" (Transform) и щелкните по кнопке "Применить" (Apply).

В программе CorelDraw выберите команду "Преобразовать" (Transform) из меню "Выравнивание" (Arrange), а затем - "Наклон" (Skew) из подменю палитры "Преобразование" (Transform). Щелкните по ячейке "Использовать точку якоря" (Use Anchor Point), а затем, чтобы расширить возможности настройки в палитре, - по настроечной кнопке со стрелкой. (Обратите внимание, что угол наклона в пакете CorelDraw отсчитывается не в том направлении, как в двух других пакетах.)

Шаг 3. Заливка тени

Пока контур тени выбран, следует придать ей цвет настоящей тени. Хотя чаще всего тени серые, они могут быть и любого другого цвета. Когда тень отбрасывается на цветной фон, для реалистичности полезно добавить в нее немного цветовых оттенков фона. Такой же цвет можно присвоить и контуру либо можно отказаться от его раскраски, задав значение "Нет" (None).

В пакете Illustrator 7 щелкните по опции "Заливка" (Fill) в инструментальной панели. Выберите команду "Показать цвет" (Show Color) из меню "Окно" (Window), а затем создайте или выберите цвет. Выполнив команду "Показать контур" (Show Stroke), присвойте значение "ноль" полю "Толщина контура" (Stroke Weight). Если тень попадает на цветной фон, можно автоматически создать тень с цветовым переходом. Задайте для тени серый оттенок, выберите объект-тень и объект-фон, а затем выполните команду "Плотный" (Hard) из подменю "Проводник" (Pathfinder) меню "Объект" (Object).

В программе FreeHand 7 выполните команду "Инспектор" (Inspector) из меню "Окно" (Window), выберите команду "Залить" (Fill), а затем выберите цвет из выпадающего меню. Чтобы вызвать палитру "Смеситель цветов" (Color Mixer), дважды щелкните в палитре "Инспектор заливок" (Fill Inspector) по панели цветов. Если вы хотите создать цветную тень, перетащите образец оттенка в панель цветов палитры "Заливка" (Fill). Щелкните по закладке "Контур" (Stroke) палитры "Инспектор" (Inspector) и выберите значение "Нет" (None).

В CorelDraw выберите команду "Панель цветов" (Color Roll-Up) в выпадающем меню инструмента заливки. Чтобы задать цвет, выберите любую цветовую модель, палитру с готовыми цветами или "смеситель". Например, можно выбрать команду "Цветовой переход" (Color Blend) в палитре "Цвет" (Color) и использовать "смеситель" для смешения текущего цвета тени с цветом фона: щелкните по кнопке цвета в одном из четырех углов окна отображения палитры и назначьте желаемый цвет тени. Далее щелкните по кнопке цвета в противоположном углу и выберите цвет текущего фона. Для дополнительного эффекта можно присвоить двум другим кнопкам любой цвет по выбору и щелкнуть по кнопке "Автопереход" (Auto Blend). Затем выберите в окне отображения один из результирующих цветов и щелкните по кнопке "Залить" (Fill).

Шаг 4. Масштабирование наклоненной тени

Масштабируя наклоненную тень, можно настроить высоту воображаемого источника света. Увеличение размера тени создает впечатление низко расположенного источника света; обычно такая иллюстрация смотрится лучше всего. Чтобы поднять источник света, нужно просто уменьшить размер тени.

В пакете Illustrator, пока объект-тень остается выбранным после последней операции, выберите инструмент масштабирования, а затем, удерживая клавишу Option, щелкните по нижнему углу. Появятся точка фокуса и диалоговое окно "Масштабирование" (Scale). Чтобы не отклоняться от нашего примера, выберите значение "Непропорционально" (Non-Uniform) и введите число 150 в поле процентного значения вертикального коэффициента масштабирования.

В программе FreeHand выберите инструмент масштабирования из инструментальной панели и, придерживая клавишу Option, дважды щелкните по нижнему краю тени. Отмените опцию "Пропорционально" (Uniform) и введите значения коэффициента масштабирования 150 в поле V палитры "Преобразование" (Transform).

В CorelDraw выберите команду "Масштабировать и отражать" (Scale and Mirror) из выпадающего меню палитры "Преобразование" (Transform). Введите в поле V значение 150, щелкните по левой нижней точке якоря в палитре "Преобразование" (Transform), а затем по кнопке "Применить" (Apply).

Шаг 5. Тень от задней подсветки

Чтобы сменить направление освещения объекта, понадобится только один дополнительный шаг: в пакете Illustrator выберите инструмент отражения и щелкните по одному из углов в нижней части тени, а затем, удерживая клавишу Shift, перетащите курсор мыши на другой нижний угол. Объект будет отражен относительно горизонтальной оси.

В программе FreeHand 7 выберите инструмент отражения и щелкните по нижнему левому углу тени, а затем, удерживая клавишу Shift, перетащите курсор мыши по направлению к другому нижнему углу.

В CorelDraw выберите команду "Масштабировать и отражать" (Scale and Mirror) из выпадающего меню палитры "Преобразование" (Transform). Введите значение 100 в поле H и -100 в поле V, выберите вторую точку отражения (на горизонтальной оси), щелкните по любой нижней точке якоря палитры "Преобразование" (Transform) и, наконец, по кнопке "Применить" (Apply).

Попробуйте найти собственные заветные цифры для параметров наклона, масштабирования и оттенков, и вы станете свидетелем появления нового измерения в ваших иллюстрациях. n


Редактор Шерин Венит - автор 18 книг по дизайну и настольным издательским системам, в том числе "Adobe Illustrator 6.0 Masterworks" (MIS Press) и "Mastering PageMaker 6.0 on the Mac" (Sybex).

Adobe illustrator, Macromedia freehand, coreldraw

Для создания отбрасываемой тени необходимо выполнить четыре основных шага: дублирование, сдвиг или наклон, масштабирование и заливку. Скопируйте ваш оригинал и поместите его на новый слой. Выберите слой с тенью и сдвиньте или наклоните объект на 45o. Примените для тени такую заливку, которая точно отражает некоторые из цветовых значений фона. Чтобы "передвинуть" воображаемый источник света пониже, увеличьте тень на 150% по вертикали.

Для повышения эффекта объемности и реалистичности смените направление подсветки на противоположное с помощью инструмента отражения в пакетах Adobe Illustrator или Macromedia FreeHand либо команды "Масштабировать и отражать" (Scale and Mirror) программы CorelDraw. Для расширения перспективы поэкспериментируйте с двумя дополнительными переменными тени: градиентной заливкой и искажением (см. врезку "Дополнения").


Дополнения

Необязательный шаг 6. Применение градиентной заливки

Градиентная заливка придает дополнительное ощущение глубины. Если тень падает на цветной фон, то полезно в качестве конечного цвета градиента продублировать цвет фона. Если "объект", который является тенью, состоит из нескольких объектов, подобно конусовидному восклицательному знаку из нашего примера, для этой операции придется "объединить" или "сплотить" объекты. В пакете Illustrator 7 выберите команду "Объединить" (Unite) из подменю "Проводник" (Pathfinder) меню "Объект" (Object). В программе FreeHand выберите команду "Объединить" (Unite) из подменю "Комбинировать" (Combine) меню "Изменять" (Modify). В пакете CorelDraw просто выберите команду "Сплотить" (Weld) из меню "Выравнивание" (Arrange).

Необязательный шаг 7. Искажение тени для расширения перспективы

Чтобы получить наиболее реалистичную перспективу и "придвинуть" источник света ближе к объекту, попробуйте выполнить следующие операции (пока объект-тень еще выбран): в пакете Illustrator выберите команду "Свободное искажение" (Free Distort) из подменю "Искажение" (Distort) меню "Фильтр" (Filter). В программе FreeHand выберите команду "Оболочка" (Envelope) из подменю "Искажение" (Distort) меню "Дополнения" (Xtras). В пакете CorelDraw выберите команду "Добавить перспективу" (Add Perspective) из меню "Эффекты" (Effects) и немного растащите дальние углы тени.