Сделай сам
Победить или умереть
Заметки на полях
Специальные термины, встречающиеся в игре
Советы, помогающие выиграть
Системные требования

"Не забудьте известить ближайших родственников погибших танкистов".
Из правил к настольной игре "Маленький Сталинград на Днепре".

После большого успеха игры Steel Panthers в 1996 г. фирма SSI наконец выпустила продолжение, посвященное послевоенному периоду с 1950 по 1999 год - Steel Panthers II. Часто следующие версии игр представляют собой лишь улучшенные копии предыдущих или наоборот, неудачную попытку сделать что-то новое на основе старого. Steel II - новая игра, хотя и построена по тому же алгоритму, что и ее предшественница. Если вы, играя в Steel, научились сражаться на полях Второй мировой, то во второй версии далеко не все привычные вам приемы применимы и приходится учитывать много таких факторов, о которых раньше вы и не задумывались. Игра может быть отнесена к разряду военных игр (Wargame), причем к лучшим образцам. В отличие от многих игр этого класса, где фигурки, одетые в военную форму, движутся по полю на исторической карте, и не более того, - Steel Panthers действительно похожа на войну, как та выглядела бы на самом деле. И в этой войне вы командуете подразделением от роты до батальона с приданными частями. Одна фигурка на экране соответствует одному танку, одному орудию или отделению пехоты.

Последовательность хода классическая - войска ходят, чередуя движение со стрельбой в любом порядке. Однако если танк попал на марше в зону огня противника, то будет немедленно обстрелян и остановится, ожидая дальнейших приказаний. Не удивляйтесь, если обнаружите, что ваш танк неожиданно загорелся, а вы даже не видели стрелявшего. Впрочем, командир подбитого танка, быть может, и видел, но он уже мертв. Кстати, командир каждого танка, артиллерийского расчета или пехотного отделения имеет свое имя, так что можете начинать писать похоронки.

В игре 52 сценария, которые охватывают почти все вооруженные конфликты в послевоенный период. Война в Корее 1950-1953 гг., арабо-израильские войны с 1956 по 1982 год, войны во Вьетнаме, которые вели французы в 50-х и американцы в 60-х годах, Афганистан, война с Ираком 1991 г., множество небольших конфликтов, в том числе советско-китайский в 1969 г. на Амуре, гражданская война в Анголе, война в Чаде 1987 г., прозванная "Войной на тойотах", Фолкленды 1982 г., даже есть два гипотетических сражения - российско-украинский конфликт 1997 г. и др. К сожалению, нет сценариев, посвященных войнам в Чечне и Югославии, а некоторые сценарии несбалансированы.

В целом за "Хороших парней" выиграть легче, но если вы сыграете вничью за "плохих" - это тоже будет подтверждением вашего высокого уровня. "Хорошие" - это американцы и страны НАТО, Израиль, СССР против Китая и Россия против Украины. Несколько сценариев сделаны, кажется, специально, чтобы вы не расслаблялись - в них невозможно выиграть за одну из сторон: Surprise at El Firdan 1973 г. - выигрывают египтяне, Ambush Alley 1967 г. - выигрывают вьетнамцы.

Помимо отдельных сражений программа предлагает провести целую кампанию, состоящую из нескольких боев, в ходе которых опыт ваших солдат будет возрастать. В программе уже есть шесть готовых кампаний, три исторические (Корея 1950 г., Голанские высоты 1973 г., "Буря в пустыне" 1991 г.) и три гипотетические (Германия 1980 г., Китай 1997 г., Окинава 1998 г.), но вы можете легко создать свой собственный сценарий войны. Сильно выросло по сравнению с первой версией игры число участников войн: США, Великобритания, Франция и другие члены НАТО, СССР (затем Россия) и все страны Варшавского договора, Израиль и арабские страны Ближнего востока, Иран, Пакистан, Индия, Афганистан (как правительственные войска, так и моджахеды), Северный и Южный Вьетнам, обе Кореи, Китай и Япония, даже отдельно Организация освобождения Палестины. Всего 41страна, а также многочисленные мелкие государства, объединенные в две группы "Red" и "Green", они вооружены соответственно советской и западной техникой.

Игроку доступна практически любая техника, бывшая на вооружении в "его" стране в данное время, кроме ядерного и стратегического оружия. О ней можно получить подробную информацию в разделе "Энциклопедия" - от тактико-технических характеристик до времени, когда тот или иной танк стоял на вооружении.

Сделай сам

Просто неоценимым качеством игры, обеспечивающим ее долголетие, является возможность при минимальных усилиях создавать новые сценарии, когда уже сыграны все имеющиеся. Все предельно просто: надо выбрать "свою" страну, противника, дату (месяц, год), задачу (штурм, наступление, встречный бой, оборона, отражение штурма), время суток, величину водной преграды и размер карты. Вы можете сами составить себе армию и расставить ее на карте, а можете доверить это программе. Я обычно составляю армию сам, а войска расставляет за меня компьютер. Вся процедура занимает не более 5 минут. К сожалению, нельзя указать место, где произойдет бой - если это американо-советская война, то компьютер воспринимает ее исключительно как бои в Центральной Европе, а померяться силами в пустыне я могу только с Ираном, Ираком, Египтом или Ливией. Впрочем, если вы хотите создать свою "кампанию", то возможности много шире. Замечу, что в этом случае для вас загадкой в каждом бою будут состав и расположение войск, в отличие от игры с готовыми сценариями, когда после одного раза вам многое становится известно.

Для составления армии вы получаете несколько сотен очков и на них покупаете себе отдельные подразделения. Небольшой батальон должен быть составлен с учетом вашего темперамента и задач. С первым разберетесь сами, а по поводу второго - речь чуть ниже.

Танки, особенно хорошие (вроде М1А2 "Абрамс" или "Леклерк"), стоят дорого, их трудно подбить, но они делают не больше 4 выстрелов за ход. На ту же сумму можно приобрести около 10 расчетов ATGM (противотанковые управляемые ракеты), каждый из которых может выстрелить 2-3 раза. У них свои минусы: расчеты пешие и потому менее подвижны, а ракеты имеют меньшую пробивную силу, чем снаряды Сабот (с сердечником из обедненного урана), которыми вооружены танки стран НАТО, и потому более уязвимы для пулеметного и артиллерийского огня.

Когда я формирую батальон, то стараюсь создать ядро, состоящее из 2-8 танков, стольких же легких бронированных машин для борьбы с пехотой (хорошо, если на них также стоят ATGM), нескольких пеших расчетов ATGM, станковых пулеметов и зенитных ракет. Но это хорошо для обороны, а если же в мои задачи входит захват позиций противника, то от пеших расчетов следует отказаться, но зато в состав отряда можно включить несколько недорогих легких разведывательных машин типа БРДМ или джипов, 2-4 штурмовых вертолета, по возможности 2 самолета-штурмовика типа американского А-10 или советского Су-25, а на остаток денег приобрести тяжелые гаубицы.

Победить или умереть

Тактика в обороне. Противник атакует, а следовательно, владеет инициативой. И вам надо распознать, где будет нанесен главный удар. Иначе вы не сможете встретить прицельным огнем наступающие колонны, а будете спешно, иногда под огнем противника, перебрасывать войска с одного края карты на другой. В обороне важно рассредоточить пехоту по укрытиям, чтобы противник заметил ее не сразу, танки поставить так, чтобы они держали в зоне обстрела открытые пространства и дороги. Легкими бронированными машинами нужно маневрировать, ведя огонь из засад и отходя, чтобы не попасть под удар вражеских танков. Заминируйте дороги. Огонь сосредоточьте в первую очередь на танках и носителях ATGM противника, не следует тратить снаряды на стрельбу по бегущему неприятелю. Помните, что если вы обороняетесь, то у противника в 2-3 раза больше техники.

Тактика в наступлении. Если в задачу входит захват неприятельских позиций и огневой мощью вы превосходите противника, то главная задача - это обнаружить его как можно раньше. Обычно противник (как компьютер, так и живой человек) располагает войска так, чтобы прикрыть объекты. Поэтому иногда можно вслепую наносить по ним артиллерийские удары. Разведку нужно проводить вертолетами - не боясь потерь, так как полученная ими информация спасет жизнь не одному танковому экипажу. Для тех же целей годятся легкие колесные машины - они двигаются с большой скоростью и с первого выстрела по ним противник обычно промахивается. Обнаружив пехоту и расчеты с ATGM или с зенитными ракетами, используйте артиллерию или расстреливайте их пулеметным огнем. Но если увидите зенитную самоходную установку, то для ее уничтожения, если нет поблизости танков, лучше использовать штурмовики; и не забудьте, что рядом с одной ЗСУ обычно стоит еще одна или две. Вертолеты, находясь вне пределов досягаемости зенитных пулеметов танков, могут наносить по ним удары противотанковыми ракетами. Если умело использовать вертолеты, то они становятся очень грозным оружием. Обязательно применяйте танки с противоминными тралами - противник широко использует мины. Мины танк вряд ли уничтожат, а вот обездвижить могут. В наступление двигайтесь эшелонами - один идет, другой стоит на месте и стреляет по любому появившемуся противнику. В остальном задачи по уничтожению войск противника те же, что и в обороне - сначала танки и носители ATGM, затем остальные доступные цели.

Заметки на полях

США. Чем более поздний сценарий вы играете, тем четче виден технологический отрыв от остального мира. То же самое, но в чуть меньшей степени относится и к другим развитым странам: Великобритании, Франции и Германии. Кроме того, личный состав лучше подготовлен, что сказывается на точности стрельбы. С конца 60-х годов становится все труднее воевать против американцев.

СССР (Россия). Советские танки хуже, чем западные последнего поколения. Они легко горят, не используют снаряды Сабот, точность попаданий меньше. Плохо стреляют в движении, но в стационарном положении результаты значительно лучше. В наступлении обязательно наступать двумя (а то и тремя) эшелонами, в обороне стрелять только с небольших дистанций, и отдать соответствующий приказ для огня во время неприятельского движения - на небольшом расстоянии эффективность советских танков почти такая же, как у западных. Если обнаружен американский "Абрамс", то не старайтесь его подбить огнем своих танковых пушек - это приведет к слишком большим жертвам с вашей стороны. Лучше навести на него авиацию и вертолеты - это даст лучший эффект. Рекомендуется широко использовать БМП с противотанковыми ракетами как в обороне, так и в наступлении, а также много артиллерии - она стоит недорого, но хорошо уничтожает пехоту противника и может даже повредить бронированную технику.

Страны третьего мира. Важно понять, превосходит ли вас противник технологически. Если да, то используйте широко пешие расчеты ATGM, не жалейте свою технику, чтобы хоть кто-нибудь подошел к противнику близко и смог поразить его, в противном случае вы просто проиграете танковую дуэль.


Илья Юрьевич Кудряшов - разработчик настольных военных игр. Контактный тел.:(095) 242-47-06.

Специальные термины, встречающиеся в игре

AA - зенитные средства.
AT - противотанковые средства.
ATGM - управляемые противотанковые ракеты.
APC - бронетранспортер.
FO - машина для артиллерийских наблюдателей.
Sabot - противотанковый снаряд с сердечником из обедненного урана.
SAM - переносные зенитные ракеты.
SPA - самоходная артиллерия.
SPAA - самоходные зенитные установки.

Советы, помогающие выиграть

Если вы непременно хотите выиграть или наоборот, усложнить себе жизнь, то можно установить различные параметры игры. Для этого войдите в раздел Preference и измените некоторые опции: Searching - способность обнаруживать неприятеля; Hitting - точность выстрелов; Rout/Rally - стойкость в бою; Troop Quality - влияет на многое, в основном на количество выстрелов; Tank Toughness и Inf Toughness - вероятность понести потери в случае попадания неприятеля. Эти параметры устанавливаются в процентах от 50 до 200, причем чем выше, тем лучше для вас.

Сажайте пехоту на броню танков. С одной стороны, она отразит атаку вражеской пехоты, с другой - у танковых экипажей будет лучше обзор местности.

Учтите, что тяжелые противотанковые ракеты класса TOW-2 действуют только на дальней дистанции, а вертолет не может захватить объект, даже если сядет на него.

Внимательно следите за местностью: будет обидно, если дорогой тяжелый танк, которых у вас и так немного, застрянет при переправе через реку или в болоте, или повредит гусеницу, ломая постройку. Остановившись однажды, он так простоит до конца боя.

Не играйте в заведомо проигрышные сценарии.

И еще один важный совет. Небольшие солдаты на мониторе ведут себя, как живые, поэтому щадите жизни своих подчиненных, думайте об их семьях, - и победа будет у вас в руках.


Системные требования:

процессор 486 DX-66, лучше Pentium;
8 Мбайт оперативной памяти;
MS-DOS версии 6.22 или выше;
12 Мбайт на жестком диске как минимум;
дисковод CD-ROM;
SVGA-адаптер.

Не рекомендуется запускать игру под Windows 95 при менее чем 12 Мбайт оперативной памяти - будет работать довольно медленно. При средней установке игра занимает 30 Мбайт, при максимальной - 110 Мбайт. Можно сэкономить около 8 Мбайт на звуковых файлах - они находятся в подкаталоге SND каталога STEEL2 - смело их стирайте.