Структура рынка по типам процессоров
Кто производит компьютеры
"Подвальная сборка" - это хорошо или плохо?
Intel исследует российский рынок
Программа "Product in Box"

Темпы развития российского рынка ПК продолжают оставаться достаточно высокими. Об этом говорят результаты последних маркетинговых исследований, представленные на пресс-конференции московского представительства Intel, которая состоялась 25 июля.

В последние несколько лет довольно единодушной оценкой состояния отечественного компьютерного рынка как со стороны местных, так и зарубежных экспертов стал тезис о том, что он "является одним из самых динамичных секторов отечественной экономики".

Среди наиболее важных характеристик рынка следует, конечно же, выделить объемы продаж. По опубликованным в начале 1996 г. оценкам исследовательской компании Dataquest, в течение 1995 г. в России было продано около миллиона ПК. По сведениям другой авторитетной аналитической службы, IDC, абсолютные показатели объемов продаж ПК в нашей стране несколько ниже - всего 840 тыс. шт. за 1995 г. Оценки же и прогнозы темпов роста продаж у обеих компаний примерно совпадают: 1995 г. - 35-40%; 1996 г. - 25-27%, 1997-2000 гг. - 16-18%.

Однако, хотя показатели роста отечественного рынка ПК выше аналогичных общемировых или европейских показателей (20-25%), они не внушают слишком большого оптимизма. Так, по оценкам той же Dataquest, в Германии было продано в 1995 г. почти 4 млн. ПК, а Россия заняла лишь шестое место в Европе (вслед за Нидерландами). Кроме того, обращает на себя внимание явная тенденция к замедлению темпов роста (до 15-17% уже через пару лет) - и это при том, что мы начинали всего 4-5 лет назад практически с нуля. Сопоставьте это с цифрами для США, где в 1995 г. (данные Dataquest) количество проданных ПК составило 22,8 млн. шт., а рост продаж - 22%, и такая динамика сохраняется уже много лет.

Но все же следует заметить, что сравнение количественных показателей российского и европейского/американского рынков не совсем корректно. На фоне общеизвестных экономических и политических проблем нашей страны темпы роста компьютерного рынка действительно выглядят довольно впечатляюще. Не будем забывать, что он (в отличие от подавляющего большинства других секторов экономики) уже давно живет по мировым ценам, без всяких скидок на наш более низкий уровень доходов. И в этом плане, возможно, более показательны некоторые важные качественные изменения структуры рынка ПК.

Структура рынка по типам процессоров

Очень важно, что отечественный рынок довольно быстро приближается к общемировому по уровню применения современных технологий. По мнению генерального менеджера компании Intel в Европе Стива Пула, российский рынок ПК в этом смысле в принципе не уступает европейскому. Сейчас разрыв во внедрении передовых технологий между Россией и Западной Европой составляет не более 2-6 месяцев, в то время как четыре года назад - не менее 2-3 лет. (Разумеется, имеется в виду именно сектор ПК, а не вся компьютерная отрасль, так как разрыв в области, например, телекоммуникаций продолжает оставаться более значительным.)

Особый интерес представляют данные по России об изменении структуры продаж ПК по типам процессоров, которые приведены в уже упоминавшемся докладе IDC (рис. 1). В прошлом году доля продаж систем с Pentium составила около 20%, а оставшаяся часть пришлась на различные модификации 486DX (доля ПК с процессором 386 была крайне незначительной), причем самой массовой моделью была 486DX2 - около 45%.

В связи с этим полезно вспомнить, что, по сведениям компании Semico Research, в прошлом году соотношение продаж Pentium:486 по всему миру было примерно 50:50 (32 и 35 млн. шт. соответственно). Таким образом, видно, что у нас действительно имеется заметная тяга к использованию более дешевых ПК с процессором 486. Но, во-первых, это свойственно всем европейским странам, а во-вторых, разрыв все же не очень значителен и, главное, сокращается.

По сведениям IDC, в конце прошлого года в России начался быстрый переход к более мощным компьютерам, так что уже в первом квартале 1996 г. доля Pentium в общем объеме поставок ПК на отечественном рынке составляла 66%, а за весь текущий год составит до 72%. Такая структура продаж ПК будет уже весьма близка к мировому уровню: по прогнозам Semico Research, в текущем году соотношение продаж Pentium:486 в мире станет 75:25.

Кто производит компьютеры

Не меньший интерес представляет распределение ПК, продаваемых в стране, по типам поставщиков. Здесь в последнее время произошли довольно значительные изменения, качественно отразившиеся хотя бы на используемой нами терминологии. Еще пару лет назад самой ходовой классификацией сборки ПК была такая: "белая", "желтая", "красная". Но сравнительно недавно ее сменила другая: "brand name" и ... все остальные.

Поэтому, прежде чем переходить к данным исследований фирмы IDC относительно структуры поставщиков, было бы полезно уточнить некоторые понятия, в частности, определить принципы классификации производителей. В связи с этим отметим следующее.

1. Важным показателем для оценки внутренней ситуации на рынке является соотношение отечественных и зарубежных фирм. Совершенно очевидно, что зрелость нашего компьютерного бизнеса в значительной степени определяется наличием именно самостоятельных российских фирм, а не представительств иностранных компаний.

2. Принципиально (хотя и довольно условно) деление на крупных и мелких производителей. Прежде всего это относится к организации сборки (заводская и "подвальная"). Кроме того, четко определяется структура сбыта и организация сопровождения (по всей стране или в пределах одного города).

3. С точки зрения потребителя, один из наиболее важных критериев (наряду со стоимостью) - это надежность гарантийных обязательств, в значительной степени связанная с устойчивостью фирмы-производителя.

4. Часто используемое деление на "brand name" и "no name" неверно в принципе. "Brand name" - это компьютер фирмы-производителя, известной практически во всем мире или в США. Таких фирм не очень много - в пределах двух десятков. Термин же "no name" означает не компьютер, изготовленный кем-то менее знаменитым, а такой, изготовитель которого вам неизвестен (может быть, его выпустила даже IBM, но злоумышленники сорвали наклейки и украли паспорт).

Учитывая все вышесказанное, наиболее приемлемой представляется классификация, используемая Intel в работе с потребителями своих микропроцессоров. Intel выделяет три группы производителей ПК: мировые brand name, национальные brand name и мелкие местные сборщики. Как видим, в этой классификации вообще не нашлось места для безымянных производителей. Естественно, такое деление достаточно условно, а конкретная ситуация на российском рынке несколько отличается от средней мировой.

По сведениям IDC (рис. 2), на российском рынке уже довольно давно доминируют отечественные сборочные компании. Доля импорта снижается прежде всего из-за сокращения, даже в абсолютных цифрах, ввоза ПК малоизвестных зарубежных фирм (их поставки практически сведены к нулю). Импорт компьютеров brand name пока растет, но уже ненамного быстрее, чем отечественное производство. В целом, по мнению IDC, установившееся для поставок отечественных и зарубежных сборщиков соотношение 2:1 сохранится и в обозримом будущем.

К сожалению, IDC не дает прогноза относительно динамики соотношения крупных и мелких производителей. Это вполне понятно, поскольку ситуация на российском рынке очень переменчива, а критерии деления фирм на крупные и мелкие довольно условны. Фактически производство ПК находится в России в стадии формирования, первые претенденты на звание национальных brand name у нас появились только в прошлом году, причем некоторые кандидаты уже успели исчезнуть из этого списка. По оценкам московского представительства Intel, соотношение российских brand name (к которым причислены около 15 крупнейших фирм-сборщиков) и мелких сборщиков сегодня примерно 50:50.

"Подвальная сборка" - это хорошо или плохо?

Мировой опыт однозначно показывает, что все три группы производителей ПК имеют право и возможности для своего присутствия на рынке. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, и самое главное, чтобы у потребителя была свобода выбора. Но, хотя мелкие местные производители, согласно приведенным выше данным IDC и Intel, удовлетворяют спрос довольно значительной части потребителей, эксперты относятся к ним весьма неоднозначно, зачастую и резко отрицательно, а иногда просто игнорируют их существование - при том, что появление отечественных brand name воспринимается всеми как нормальный процесс.

В действительности мелкие сборщики ПК (к ним обычно относят организации, собирающие от 100 до 5 тыс. компьютеров в год; это могут быть и достаточно крупные компании, в которых сборка является не главным занятием) есть во всех странах. Например, по сведениям Intel, в Великобритании на долю нескольких тысяч мелких сборщиков приходится 13% компьютерного рынка (для сравнения, Compaq - 12%, а общий объем рынка, по данным Dataquest, составил в 1995 г. около 3 млн. ПК).

На европейском рынке, в условиях жесткой конкуренции со стороны brand name, большинство мелких сборщиков вынуждены придерживаться стратегии "более мощные компьютеры за более низкую цену". В той же Великобритании производительность ПК мелких сборщиков по состоянию на начало года была в среднем около Р-115, что на 15-20 единиц выше, чем у brand name, а стоимость - почти на 200 долл. ниже.

Важным плюсом мелких сборщиков является также их нацеленность на заказную сборку, причем в кратчайшие сроки, и готовность не только обеспечить гарантийные обязательства, но и сопровождать технику в форме ее будущей модернизации.

Возможность сборки качественных компьютеров на письменном столе с помощью одной (!) отвертки при сегодняшнем уровне унификации комплектующих ни у кого не вызывает сомнений. Известно также, что сборка "плохо работающих" ПК связана чаще всего с использованием заведомо некондиционных компонентов. Однако на это могут пойти только фирмы, работающие по принципу "обманул и убежал", существование которых при стабильной ситуации на рынке весьма проблематично.

Большинство зарубежных экспертов отмечают, что проблема стабильности и жизнеспособности является одной из основных для мелких фирм, но тем не менее их долголетие вполне реально. В качестве критерия надежности покупателям рекомендуется интересоваться сроком деятельности фирмы: если она проработала в этой сфере более 4-5 лет, то вероятность, что фирма будет функционировать и в будущем, достаточно велика. При этом очевидно, что возможность сборки по индивидуальному заказу, последующая поддержка непосредственно со стороны производителя и невысокие цены очень привлекательны для покупателей.

Ситуация на российском рынке, разумеется, отличается от европейской. Прежде всего бросается в глаза очень высокая (30%) доля "отверточной" сборки. Это, помимо прочего, связано еще и с наличием в стране большого числа технически квалифицированных специалистов, многие из которых вынуждены искать приложение своим силам в условиях структурной перестройки экономики. И хотя есть все основания считать, что доля поставок мелких сборщиков будет постепенно снижаться (но не за счет снижения абсолютных объемов, а в результате более быстрого роста продаж отечественных brand name), можно предположить, что в 1997 г. им будет принадлежать не менее 25-30%. Более того, вполне вероятно, что будут расти и абсолютные объемы их поставок - в основном за счет региональных рынков.

Многие российские мелкие сборщики, в отличие от европейских, специализируются на дешевых моделях компьютеров. Безусловно, серьезную проблему представляет устойчивость подобных фирм и, соответственно, обеспечение гарантийных обязательств. Но нет оснований утверждать, что их компьютеры в среднем хуже: проблема качества (как уже отмечалось, оно во многом определяется кондиционностью компонентов) сегодня стоит достаточно остро для всех отечественных сборщиков, включая и тех, кто претендует на звание brand name. А самым надежным способом приобретения качественного отечественного компьютера до сих пор, к сожалению, остается сборка на заказ "для вас лично", по рекомендации хороших знакомых.

Intel исследует российский рынок

Весной этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения и рыночных отношений (ВЦИОМ) провел по заказу Intel специальное маркетинговое исследование российского рынка ПК. Данное событие представляется само по себе весьма знаменательным.

Разнообразные исследования общественного мнения относительно компьютерной индустрии Intel проводит довольно регулярно (разумеется, с помощью специализированных служб). Но в России подобное мероприятие проведено впервые, более того, оно стало самым крупным из всех аналогичных исследований, выполненных в Европе, и, насколько мне известно, самым представительным социологическим компьютерным исследованием из когда-либо проводившихся в России.

Целью исследования было изучение мнения и планов корпоративных пользователей относительно рынка ПК. В ходе его проводился опрос менеджеров предприятий, возглавляющих соответствующие компьютерные отделы и непосредственно участвующих в принятии решений о закупках техники. Всего было проведено 800 интервью в 13 крупнейших городах России, из них на долю Москвы пришлось 44% опрошенных. Всю тематику вопросов компания Intel подготовила сама на основе стандартных методических разработок своих аналитических служб.

Одним из главных вопросов было определение наиболее значимых факторов при выборе ПК (рис. 3), оценка которых велась по десятибалльной шкале. Вполне естественно, что самыми важными показателями стали технические характеристики компьютера (ОЗУ, видеосистема, жесткий диск: 7,9 - 6,4 балла), а основным критерием оказался тип процессора (8,2 балла). При этом мультимедийные и телекоммуникационные расширения ПК интересовали корпоративных пользователей существенно меньше (менее 4,0 балла).

В качестве весьма важных факторов при выборе ПК были названы обеспечение гарантийных обязательств и возможность модернизации (8,2 и 7,3 балла соответственно), а вот страна сборки и марка brand name значили меньше (4,0 и 4,1 балла соответственно). Очень характерно отношение корпоративных покупателей к стоимости ПК: главным критерием оказалась необходимость уложиться в некоторый выделенный бюджет (6,6 балла), а не минимальная стоимость техники (2,6 балла).

По вопросу о предпочтении тех или иных марок микропроцессоров мнения разделились. Большинство (66%) выбрало процессоры Intel, но достаточно большая доля потенциальных покупателей (25%) указала других изготовителей (в первую очередь AMD), а 9% высказали вообще равнодушие к этой проблеме.

Анализ результатов опроса показывает, что отечественные специалисты проявляют высокую готовность к использованию новейших технологий. Так, на вопрос: "Какова вероятность того, что вы купите новый ПК в первый же год его выпуска?", - трое из четырех опрошенных ответили: "Возможно или очень вероятно". Интересно отметить, что это значительно больше, чем в странах Европы (например, в Германии так ответила только половина респондентов).


Андрей Александрович Колесов - независимый эксперт в области компьютерных технологий. Контактный телефон: (095) 369-76-97, e-mail: akolesov@glas.apc.org

Программа "Product in Box"

Важность положения, которое занимают мелкие сборщики ПК, подчеркивается весьма уважительным отношением к ним со стороны крупнейших поставщиков микропроцессоров (Intel, AMD), что объясняется не только чисто финансовыми мотивами, но и повышенным интересом этой группы производителей к самым передовым технологиям. Несмотря на то, что фирмы brand name громко объявляют о выпуске новых ПК с новейшими процессорами, первые такие модели попадают к потребителям чаще всего от местных сборщиков. Именно поэтому Intel в прошлом году начала специальную программу их поддержки.

Эта программа предусматривала продажу процессоров Pentium в отдельных коробках (поэтому она сначала называлась "Pentium in Box"), как предметов розничной торговли. Таким образом, у сборщиков появлялось два варианта приобретения комплектующих у дистрибуторов Intel: в технологическом виде (просто микропроцессор) и в красивой коробке. Хотя "коробочный" вариант на 10-20 долл. дороже (правда, к процессору приложен радиатор с вентилятором), Intel предлагает мелким сборщикам ориентироваться именно на него.

Партнер Intel, прошедший несложное техническое собеседование со специалистами Intel и обязавшийся покупать в дальнейшем не менее 10 процессоров в месяц, получает официальный сертификат "Intel Processor Integrator" (IPI), информационную, маркетинговую и техническую поддержку, возможность участия в технических семинарах, а также скидки при приобретении "коробочных" продуктов. По сведениям европейского отделения Intel, в Европе к началу лета насчитывалось около 4000 фирм IPI, причем больше всего - в Польше (485) и Великобритании (480), в России же существенно меньше (121). В начале осени, по информации московского представительства Intel, их число в странах бывшего СССР (включая Балтию) достигло уже почти пятисот (в Европе в этот момент было около 5000 IPI).

В конце августа корпорация Intel сообщила о расширении программы поставок своей продукции в штучной упаковке. Теперь наряду с процессорами она будет поставлять в отдельных коробках и свои материнские платы, выполненные по новому стандарту ATX: TC430HX (для Pentium) и VS440FX (для Pentium Pro). Таким образом, программа "Pentium in Box" превращается в "Product in Box".