(почти по Льюису Кэрроллу)


Действующие лица (они же исполнители)
Сцена 1. Поиск предмета
Сцена 2. Загадки
Сцена 3. Где же платформа?
Сцена 4. Кто виноват?
Сцена 5. Кто же он - реальный пользователь?

Около дома под деревом стоял накрытый стол, а за столом пили чай Мартовский Заяц и Болванщик; между ними крепко спала Мышь-Соня.

Л. Кэрролл
"Алиса в стране чудес"

Нет, участники "круглого стола", собравшиеся 23 мая в редакции журнала "Мир ПК" для обсуждения проблем, связанных с использованием компьютера дома, не сошли с ума, выпив слишком много чая. Чай, остывший в ожидании, когда же на него наконец обратят внимание, конечно, был. Но не это дало нам основание так назвать нашу статью.

Если помните, в главе "Безумное чаепитие" повести "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла гости, сидевшие за огромным столом, где было много пустующих мест, когда одному из них хотелось взять чистую чашку, пересаживались друг за другом на соседний стул. При этом выигрывал (получал чистую чашку) только первый в цепочке, остальные оставались ни с чем.

Но, вообще говоря, пересаживание на чужой стул полезно - лучше понимаешь позицию соседа. Казалось бы, находясь рядом, и так прекрасно знаешь, "что у него в тарелке". Все это так, но важны нюансы.

Некоторое время назад, когда программисты писали свои творения на бумаге, а операторы переносили ("набивали") их на перфокарты, в компании IBM существовало правило, согласно которому каждый программист две недели в году был обязан отработать на подготовке данных. И вовсе не потому, что не хватало персонала, а исключительно ради того, чтобы авторы программ почувствовали себя в шкуре тех, кто доводил результаты их труда до логического завершения. Небольшое перемещение - из одного кресла в другое - радикально меняло взгляд на вещи. Может быть, именно поэтому в IBM тогда были созданы до сего дня непревзойденные операционные системы.

Незадолго до проведения "круглого стола" его организаторы сделали попытку купить компьютер для дома. Великая вещь - опыт: стоит зайти в одну из торгующих фирм с деньгами в кармане, как вы с удивлением обнаружите себя в каком-то ином мире с иными взглядами на цены, на пиратское копирование программного обеспечения, на жизнь вообще и сразу вспомните Алису, попавшую в Страну чудес.

Действующие лица
(они же исполнители)

Стол был большой, но чаевники сидели с одного края, на уголке. Завидев Алису, они закричали:
- Занято! Занято! Мест нет!

Команда "Чаевники" (производители и продавцы): Виктор Лопатин ("Ками"), Сергей Михайлов ("Стинс Коман"), Дмитрий Елизаров и Дмитрий Пекло (Acer), Антон Никитин (Apple Computer C.I.S.), Вячеслав Давиденко (CompuLink), Екатерина Ляско (Computer Mechanics), Алексей Шевцов (Kraftway Computers), Алексей Алмазов (R-Style).

"Другие чаевники": Георгий Шабат - разработчик программ для пользователей (Институт новых технологий в образовании), Леонид Кляйман - в основном пользователь, но также потенциальный производитель домашних компьютеров (директор фирмы Monitoring Online).

"Духи чаевников": приглашенные, но не приехавшие представители фирм Formoza, Hewlett-Packard, Shark Invest.

Команда "Алиса" (потенциальные покупатели): Алексей Орлов, Геля Рузайкин, Евгений Полоновский, Елена Кудряшова, другие сотрудники редакций журналов "Мир ПК" и "Сети" и просто пользователь, школьник Дмитрий Петухов.

Сцена 1. Поиск предмета

- Выпей вина, - бодро предложил Мартовский Заяц.
Алиса посмотрела на стол, но не увидела ни бутылки, ни рюмок.
- Я что-то его не вижу, - сказала она.
- Еще бы! Его здесь и нет! - отвечал Мартовский Заяц.

"Алиса": А. Орлов (А:АО). Я однажды написал, что такого устройства, как "домашний компьютер" (ДК), в природе не существует. Все быстро меняется, и сейчас я не вполне уверен в справедливости этого утверждения. Сегодня мы собрались в редакции журнала "Мир ПК" поговорить именно об этом загадочном устройстве, которое вроде бы есть, а вроде бы его и нет. Я думаю, не будем спорить о терминах: просто, говоря об аппаратном и программном обеспечении, не следует забывать, что ДК - это явление культуры, и именно с этой позиции его и надо рассматривать прежде всего.

"Алиса": Г.Рузайкин (А:ГР). Представление о том, что такое ДК, сегодня диктуется производителем, который исходит из созданного им самим образа идеального пользователя (ИП). ИП, по производителю, почему-то всегда хочет ДК с максимумом возможностей, а значит, и с высокой ценой. Давайте попробуем в сегодняшнем разговоре опираться на понятие "реальный пользователь" (РП). А сферы применения домашнего компьютера, соответствующую им аппаратную платформу, программное обеспечение и финансовые возможности РП будем называть "платформой пользователя". Только при всестороннем учете этой платформы возможен продуктивный диалог между пользователями и производителями ПК.

(Никакой реакции со стороны диктующих - команды "Чаевники". Очевидно - молчаливое согласие.)

Сцена 2. Загадки

- Чем ворон похож на конторку? - спросил он наконец.
- Так-то лучше, - подумала Алиса. - Загадки - это гораздо веселее...

"Чаевники": В. Лопатин (Ч:ВЛ). Самая большая загадка - что такое, вообще, домашний компьютер?

Команда "Алиса" приготовилась услышать самые разнообразные мнения, но этот вопрос никак не заинтересовал "Чаевников".

Короткая пауза.

"Чаевники": В. Давиденко (Ч:ВД). Есть много других загадок. Например, ситуация на московском рынке ДК. Наши исследования показывают, что большую часть компьютеров для дома в Москве покупают на ВДНХ. Это необъяснимо, поскольку цены там выше, чем в магазинах, расположенных в других районах Москвы. И между прочим и на другие товары (видео-, аудио-, бытовую технику) цены там тоже выше.

"Чаевники": А. Шевцов (Ч:АШ). Всеобщая эйфория потребления, рожденная необычной обстановкой.

"Алиса", немало времени потратившая на исследование феноменав рынка ВДНХ (ВВЦ), ностальгически закивала.

"Чаевники": все (также живо кивая): Либо мы разгадаем эту загадку, либо все должны будем переехать туда!

Духовное единение команд.

"Чаевники": Д. Елизаров и Д. Пекло (Ч:ДЕДП). А вот такой загадочный вопрос - сколько сейчас в России ПК? По нашим оценкам, их сейчас 5-7 млн. штук, из них домашними можно считать 1,5 млн. При 100 млн. семей это один-два ДК на 100 семей. Но это в среднем по стране. Для Москвы эти показатели значительно выше.

"Другие чаевники": Л. Кляйман (ДЧ:ЛК). Решить эту загадку нельзя, не зная реальных доходов населения. Количество компьютеров определяется наличием денег в семье.

"Чаевники": все (почти хором). Это загадка загадок. Никто не владеет реальной информацией о доходах в наших семьях. Мы бы тоже очень хотели знать своего покупателя. Но купившие компьютер чаще всего отказываются указать свои координаты, несмотря на определенные выгоды регистрации. Все опасаются утечки информации.

"Чаевники": А. Алмазов (Ч:АА). Мы тоже пытались изучить своего потенциального покупателя путем телефонных опросов. Но есть радикальные различия между опросами, проводимыми, например, в США, и у нас. Там, видимо, привыкшие к подобным формам изучения общественного мнения жители отвечают вполне серьезно, по-деловому. У нас же от удивления стараются продемонстрировать свою оригинальность, острить, говорить что угодно, но только не отвечать прямо. Причем даже на вопросы, не касающиеся денег.

Ч:ВД. Статистика наших продаж говорит о том, что 95-97% купленных у нас компьютеров - это относительно простые по конфигурации аппараты ценой менее 1100 долл. Остальные 3-5% клиентов покупают ПК с 17-дюймовым монитором, 6Х- или 8Х-CD-ROM, жестким диском в 1 Гбайт. Таких не слишком волнует цена. Показателен один случай: покупатель приобрел шлем виртуальной реальности (около 1500 долл.), а на следующий день вновь пришел в магазин с вопросом: "А почему же вы мне не сказали, что к нему еще нужен компьютер?". И выложил за него еще столько же.

Ч:ВЛ. Для меня является загадкой, зачем в ДК обязательно устанавливать процессор Pentium? Может быть, нужны специальные упрощенные компьютеры?

Ч:АШ. Я согласен с выступлением, прозвучавшим в самом начале нашей встречи. ДК - это не просто компьютер, это явление культуры. Вот в этом контексте о нем и надо говорить.

ДК сегодня переходит в разряд бытовой техники. Он проходит тот же путь, что телевизор. Ведь когда-то и TV было диковинкой. Конечно, компьютер несравненно более сложное в обращении устройство, чем компьютер. И у части людей, особенно старшего поколения, есть к нему психологический барьер. Но это явление не новое. Моя бабушка, например, стирает не в стиральной машине, которая всегда доступна, а руками. Несмотря на все эти барьеры, компьютер для дома не должен быть слишком уж упрощенным. Могут быть простые органайзеры, игровые приставки и т. п. А ДК должен быть полноценным компьютером.

Сцена 3. Где же платформа?

С минуту все сидели молча. Алиса пыталась вспомнить то немногое, что она знала про воронов и конторки.

"Алиса" (озабоченная поиском платформы пользователя): А не следует ли учитывать специфические национальные особенности, работая на нашем рынке?

Ч:ВЛ. Мы продаем российскому пользователю примерно то же, что продают и американскому. Различается только упаковка. А вот для японского рынка американцы делают специальные компьютеры. И на американском рынке другая ситуация: там средний покупатель может себе позволить компьютер за 5-10 тыс. долл. У нас же все по-другому. Если мы будем ориентироваться только на новых русских, то кто у нас будет покупать машины через год? Давайте смотреть шире. Нужно попытаться решить дилемму: "низкая цена или высокое качество" и создать массовый компьютер, базирующийся на новых идеях. Такие идеи есть.

Это путь с другой стороны - от телевизионных игровых приставок и CD-i-проигрывателей. Такие аппараты позволят их обладателям выйти в Internet, которая откроет перед ними свои огромные хранилища данных. Им не нужна будет клавиатура. Достаточно простого устройства указания с одной кнопкой.

А:АО. (чувствуя, что одной ногой он уже на российской платформе пользователя): А может быть, для появления массового компьютера нужна помощь государства?

Ч:ВЛ. Установка счетчиков времени на каналы связи - вот помощь государства в обеспечении всем "равного" доступа к информации. Но в то же время только оно может осуществить грамотные шаги по стандартизации. Такие действия сейчас очень нужны.

Ч:ДЕДП: А мы считаем, что наш Aspire - именно то, что нужно на российском рынке. Он очень прост в сборке: все кабели разноцветные, перепутать их невозможно. Есть плакат с восемью картинками, иллюстрирующими весь процесс сборки с пояснениями на русском языке. Сейчас разрабатывается "русскоязычная" система голосового управления. Так что он предназначен именно для российского рынка.

Ч:ВД. Все хорошо, кроме цены.

Ч:ДЕДП. Мы ожидаем снижения цен на Aspire. Изменили места размещения рекламы. Она сейчас помещается в основном в некомпьютерных журналах: от "Медведя" до Playboy. Это дает очень хорошие результаты.

Ч:ВЛ. Да, конечно, есть элитные компьютеры с корпусом из настоящего красного дерева. Кому-то такие необходимы.

Сцена 4. Кто виноват?

- Масло было самое свежее, - робко возразил Заяц.
...
- Уверяю тебя, масло было самое свежее, - повторил он. Видно, больше ничего не мог придумать.

А:ГР. Весьма часто торгуют компьютерами без документации, без соответствующих сертификатов безопасности. Есть ли ответственность перед покупателями. Например, за ухудшение зрения?

Ч:все. Тут больше виноваты телевизионные приставки, а VGA-графика вполне может обеспечить качество изображения, не ухудшающее зрение.

Ч:ВД. Чувство ответственности возникает при определенном уровне развития общества. Никто не говорит об экологии, когда люди умирают от голода. Так и при нашем уровне развития рынка никто в этом вопросе не будет искренним.

Сцена 5. Кто же он - реальный пользователь?

- Отгадала загадку? - спросил Болванщик, снова поворачиваясь к Алисе.
- Нет,- ответила Алиса. - Сдаюсь. Какой же ответ?
- Понятия не имею, - сказал Болванщик.

Все участники чаепития: безмолвствуют.

* * *

"Алиса": Надеемся, что читатели помогут нам разгадать хотя бы часть загадок, о которых шла речь сегодня.


Дмитрий Елизаров и Дмитрий Пекло (Acer)

Наша новинка - компьютер Aspire - разрабатывался специально для использования дома. Было обращено особое внимание на повышенные требования пользователей к дизайну. Создатели Aspire исходили из того, что ДК должен быть внешне более привлекательным, нежели его офисный собрат. На разработку специального дизайна фирма Acer America затратила 3 млн. долл. Был научно обоснован выбор цвета и формы системного блока и монитора Aspire. Так что теперь это предмет особой гордости фирмы.

Компьютер обладает всеми необходимыми ресурсами для решения самого широкого круга задач. Процессор Pentium с частотой от 75 до 133 МГц, ОЗУ 8 Мбайт, интегрированный с ним на одной плате 64-разрядный видеоускоритель с 1 Мбайт видеопамятью, НЖМД емкостью 850 или 1200 Мбайт, 16-разрядная звуковая плата, совместимая с Sound Blaster, со встроенными звуковыми колонками и микрофоном, факс-модем на 14,4/28,8 кбит/с с голосовыми возможностями, высокоскоростной CD-ROM - все это позволяет надеяться, что он долго морально не устареет. Мощности компьютера вполне достаточно для проигрывания полноэкранного "живого видео" с Video-CD без специальных плат аппаратной поддержки.

Aspire выпускается в двух модификациях: в настольном корпусе (имеет три ISA- и два PCI-разъема расширения и 850-Мбайт диск) и башенном (четыре ISA- и три PCI-разъема расширения и 1200-Мбайт диск). Комплектуется мониторами с экранами размером от 15 до 17 дюймов.

Специальные усилия были направлены на достижение легкости развертывания ПК в домашних условиях и удобства освоения и использования. Кроме общедоступных руководств по установке был специально разработан пакет Acer Computer Explorer, облегчающий освоение компьютера, и система Verbex для голосового управления (пока на английском языке). 36 программных изделий, бесплатно прилагаемых к Aspire, помогут пользователям в работе, развлечении, образовании. Они могут удовлетворить запросы всех членов семьи. Все готово для выхода в Internet, остается только подключиться к телефонной линии. Первые семь часов работы в ней предоставляются бесплатно. Правда, пока все программное обеспечение - нерусифицированные продукты, но в будущем в этот список войдут и лучшие отечественные разработки.


Вячеслав Давиденко (CompuLink)

Конечно, количество ПО, столь щедро прилагаемого фирмой Acer к компьютеру Aspire, не может не вызвать восхищения. Это достойная планка для нашей фирмы. Мы также работаем в этом направлении. Над чем именно - пока секрет.

Вообще, ДК - это одно из основных направлений работы CompuLink. Для приближения мест торговли к покупателям мы создали и продолжаем расширять сеть компьютерных салонов.

ДК для нас - это не только ПК с высокими требованиями к аппаратному и программному обеспечению, но и совокупность технических возможностей, предоставляемых пользователям, услуг и форм продвижения товара. Мы считаем, что ДК - всегда более мощный, чем средний офисный компьютер, и всегда мультимедийный. Наш ПК CLR Infinity - лучший по соотношению качества, цены и производительности. Это компьютер настоящей американской сборки.

Мы предустанавливаем на наши компьютеры ПО для выхода в Internet через "Россия-Он-Лайн" антивирусный комплект фирмы "Диалог-Наука", комплект игр российских разработчиков ("ДОКА" и Gamos). Нами создана библиотека CD-ROM, в которой сейчас около 300 наименований дисков. Каждый покупатель наших компьютеров имеет право пользоваться ею бесплатно. Любой диск можно взять на три дня, а если он понравится, то купить. Наши клиенты получают именную пластиковую карточку CompuLink Card Club. Имея ее, удобно работать с библиотекой CD-ROM, кроме того, она дает право на 3% скидки при покупке новых дисков.

CompuLink уделяет серьезное внимание бесплатным услугам (доставка, предустановка), сервису и сопровождению ДК в течение трехлетнего гарантийного срока. Есть специальная мобильная группа, которая действительно бесплатно занимается этим.


Сергей Михайлов ("Стинс Коман")

Как вы знаете, наша фирма первой в России начала серьезно заниматься проблемой создания массового ДК. В 1994 г. был создан компьютер "Амата", и началась кампания по его продвижению. Наверное, многие из здесь присутствующих помнят рекламу по телевидению, радио, на улицах. (Все кивают.)

Но к лету 1995 г. этот проект был заморожен. Основная причина - недостатки конфигурации компьютера. Цена подавила качество, последнее свело на нет спрос. Теперь мы ясно поняли, что ДК не может быть дешевым. В то же время массовый покупатель пока не в состоянии позволить себе потратить на компьютер 1,5-2 тыс. долл.

Тем не менее мы работаем над новым проектом компьютера "Амата-2" на базе процессора Pentium. Зондируем рынок. В зависимости от запросов пользователя ПК будет иметь различную конфигурацию и разнообразное предустановленное программное обеспечение. Например, можно будет установить либо Windows for Workgroups, либо Windows 95, а для профессионалов - OS/2. Мы отработали и предлагаем клиентам полный цикл обслуживания (в том числе модернизации) наших изделий.

Одна из интересных особенностей проекта "Амата-2" - использование ДК в комплексной программе "Дом - школа - вуз". Первый этап этой программы уже реализуется в г. Жуковском. Наши компьютеры будут установлены во всех школах этого города.


Леонид Кляйман (Monitoring Online)

Наша фирма в основном специализируется в области интеграционных услуг. Некоторое время назад ДК перестали интересовать нас, поскольку нас вполне удовлетворяло положение в родной нише рынка, а также потому, что из рук вон плохо осуществлялась поддержка и сопровождение проданных машин. Сейчас положение на рынке изменилось: розничные продажи стали гораздо привлекательнее, поэтому мы сильно "косим" в эту сторону и при этом крайне заинтересованы в проведении маркетинговых исследований ниши ДК. Однако это очень трудное дело.

Если говорить о том, каким должен быть ДК, то я считаю, что только ПК с процессором Pentium имеет смысл сейчас считать подходящими для работы дома. Это должен быть компьютер с большими технологическими возможностями, а значит, принципиально дорогой.


Екатерина Ляско (Computer Mechanics)

Мы считаем, что ДК - дорогой компьютер. Но наш клиент имеет возможность выбора конфигурации и, следовательно, изменения цены. Мы гарантируем качество установленных компонентов именами фирм-производителей. Все, что мы продаем, - это изделия класса brandname.

В нашей фирме серьезно относятся к психологическому фактору при покупке ДК. Красивый салон, чашечка кофе, подробный разговор-консультация - все это позволяет получить удовольствие от самого процесса выбора и покупки.


Алексей Шевцов (Kraftway Computers)

Мы предлагаем покупателям ДК собственного производства GEG Home PC Series. Не так давно наша фирма выступила со стратегической инициативой, не имеющей аналогов у нас в стране. Мы разработали и предложили серию компьютеров с мониторами Philips со встроенными звуковыми колонками и диагональю экрана 15 дюймов, в которых устанавливаются процессоры от Pentium-75 до Pentium-100. Видеоадаптер интегрирован на системной плате. Довершает эту картину CD-ROM с учетверенной скоростью и Sound Blaster-совместимая звуковая плата. Гарантийный срок на серию GEG Home составляет 3 года. Но, что еще интереснее, купив компьютер этой серии с процессором Pentium-75, вы получаете возможность раз в полгода бесплатно заменять процессор на более мощный - вплоть до Pentium-150. Каждому клиенту при покупке компьютера выдается пластиковая карта Free Upgrade Card.

Надежность изделий, производимых Kraftway Computers, обеспечивается собственным входным и выходным контролем. Что касается моего личного опыта использования ДК, то я применяю его как для продолжения работы (если угодно - home office), так и для получения информации, включая бытовую (все это - весьма важно), для развлечения (менее важно) и для образования - в самом широком смысле.

Вообще же, меня беспокоит интенсивность проникновения в нашу жизнь компьютерных технологий, которые влияют на личность не только положительно, но и отрицательно. Человек не успевает адаптироваться и попадает в зависимость от них. Особенно ярко это заметно в случае ДК.


Георгий Шабат (Институт новых технологий в образовании)

Я профессиональный математик, занимаюсь в Институте новых технологий в образовании проблемами профессионализации образования.

В нашем институте разрабатывают не только концептуальные проблемы, например, как обучать математике - от элементарной до высшей, но и готовят конкретные продукты для ДК. В связи с широким распространением последних мы изменили свое отношение к ним и теперь считаем, что компьютеры следует активно использовать не только в классе, но и для подготовки домашних заданий.

Например, создана система обучения элементарной геометрии "Живая геометрия" (для Macintosh). Она и подобные ей системы позволяют РП, самостоятельно экспериментируя и наблюдая за происходящим на экране ДК, лучше понимать школьную математику. Но и более сложные разделы математики усваиваются значительно легче, поскольку графическое построение объектов нешкольной математики, таких как фракталы, например, становится доступным делом - перед учащимися не возникает психологического барьера.


Антон Никитин (Apple Computer C.I.S.)

Прежде всего я хочу обратить внимание присутствующих на предлагаемое нами нормальное (не пиратское) ПО для образования: для обучения информатике и основам компьютерной грамотности, для обучения математике, физике и другим школьным предметам. Не забыты и младшие дети: для них созданы различного рода развивающие и обучающие программы. Широко известны разработки фирмы Apple Computer в области мультимедиа-программ и мини-издательских систем. Все они могут с успехом применяться дома.

По ценовым соображениям ДК на базе Macintosh - это в первую очередь модель Macintosh Performa. Он оснащается процессором 68LC040 с частотой 66 МГц, 8-Мбайт ОЗУ, 1-Мбайт видеопамятью, НЖМД объемом 250 или 500 Мбайт, CD-ROM. Скоро для покупателей будут доступны машины с PCI-платами.

Мы ищем пути снижения цен. Один из них - преобразование портативного компьютера-органайзера Newton в Internet-терминал. Другой - от игровых приставок к телевизору Pippin - к тому же Internet-терминалу. Путь "от СВЧ-печи к ПК" - основное направление движения фирмы Apple в этом секторе рынка.


Виктор Лопатин ("Ками")

Мы давно работаем над проблемой ДК. При этом придерживаемся принципа, который кратко можно выразить фразой "Game and PC". В результате мы пришли к пониманию того, что ДК - это совершенно "особый зверь". И что необходимо искать фирму-производителя, работающую не на Wintel-платформе. Так "Ками" обратила внимание на Apple.

Конечно, возникает вопрос о цене ДК. Но здесь мы - заложники американского маркетинга. Поэтому начали искать нестандартные подходы.

Internet - не только новая ниша для ПК. Она выравнивает шансы пользователей, предоставляя им свои безграничные ресурсы и возможности. Это и позволяет создать ДК на базе компьютеров Newton, ПО которых избавлено от "вирусов" старых ОС. Полезно также напомнить о реструктуризации компании Apple, которая создала отдел бытовой техники. Поэтому мы надеемся, что в самом скором времени появятся общедоступные ДК ценой менее 500 долл.


Дмитрий Петухов (просто читатель)

Большинство моих сверстников используют ДК для компьютерных игр. Об этом я сужу на основании собственного опыта: меня в основном приглашают для того, чтобы разобраться в проблемах, с ними связанных. Мои друзья зовут меня и чтобы разрешить программно-аппаратные "закавыки", возникающие при работе с недорогими ПК.

Дома у меня компьютер с 486-м процессором, на котором я работаю только с текстовым редактором и электронной таблицей. По-моему, маловероятно широкое распространение дорогих мультимедийных ПК дома. Прежде всего это определяется ограниченными финансовыми возможностями.