История автоматизации российского бизнеса насчитывает уже три десятка лет, а основным конкурентом специализированных разработок все еще являются даже не «самописные» системы, а Microsoft Excel, зачастую не последних версий. Разумеется, этой программе доверяют не финансы и не управление производственными процессами, а то, что можно назвать поддерживающими процессами: управление активами, обслуживанием и ремонтом, недвижимостью и т. д.

Причина этого проста. В первую очередь по понятным причинам автоматизировали финансы, управление и основные бизнес-процессы. Чтобы руководство имело перед глазами наглядную и своевременную картину происходящего. Автоматизацию второстепенных участков откладывали на потом.

Николай Кузнецов
Николай Кузнецов, директор департамента Центра отраслевых и бизнес-решений, RedSys

Когда же наставало «потом», руководство, зная реальную стоимость внедрения основного функционала, могло оценить, какие затраты потребуются для автоматизации учета активов или организации техобслуживания. И чаще всего руководителям соответствующих служб говорили: «Нет, ребята, столько денег я вам не дам».

Другой вариант — применять специализированные решения, которые можно внедрять параллельно с главной ERP-системой. Однако они и сами по себе стоят немало, особенно известных производителей. Мы в RedSys, например, имеем большой опыт работы с IBM Maximo, одним самых мощных решений в области учета. Однако оно предназначено исключительно для управления физическими ресурсами — станками, трубопроводами, линиями электропередач. И не всем по карману.

Кроме того, для каждой из многочисленных вспомогательной служб нужно внедрять свою систему, надо обеспечить обмен данными между ними и главными ERP-модулями. Это тоже небыстро и недешево, и зачастую этот путь тоже отвергается.

В результате при всем формальном богатстве выбора учет на второстепенных участках остается на Excel. По крайней мере, все уже знают, как из этого универсального продукта выгружать данные, как их передавать в главную ERP-систему.

На отечественной платформе

Поскольку автоматизация управления различными активами, и обычными, физическими, и нематериальными, такими, например, как доли акций, — одно из основных направлений деятельности нашего Центра отраслевых и бизнес-решений, то мы стали искать, чем можно заполнить пробел. Нам было нужна недорогая платформа, на которой можно было бы создать семейство решений для автоматизации ниши, занятой сейчас Excel.

Выбор пал на платформу X360 российской компании Industrial Data Systems. Ее возможности позволили нам сделать вокруг системы учета актива «обвязку» из модулей, решающих смежные задачи. Для того чтобы полноценно управлять, скажем, недвижимостью, ее нужно вовремя обслуживать и ремонтировать, то есть необходим модуль, автоматизирующий соответствующие процессы. А также средство управления сопутствующим документооборотом, связанными с недвижимостью бизнес-процессами, закупками и т. д.

И в результате вокруг системы учета у нас сложился своеобразный вариант ERP-системы. Ее возможности, конечно, уступают возможностям «настоящих» ERP: нет полноценного финансового блока (бухгалтерия, средства формирования бюджета), модных средств поддержки принятия решений. Но зато решаются проблемы с автоматизацией участков, до которых обычно не доходят руки. Причем быстро и относительно недорого. Стоимость нашего рабочего места — около 15 тыс. руб., у иностранных вендоров — несколько тысяч долларов.

То, что все модули созданы на одной платформе, снимает вопросы по их интеграции, а гибкость X360 позволяет настраивать решения под потребности заказчика без программирования. Иначе придется отдельно внедрять решения по ведению реестра активов, управлению бизнес-процессами, договорной деятельностью, согласованию и формированию документов.

Соответственно мы видим несколько сценариев использования нашего решения. В корпоративном секторе оно может использоваться как средство управления всей оргструктурой, ключевыми показателями эффективности, расчета премий сотрудникам, бизнес-процессами и проектами, связанными с имущественным комплексом, административно-хозяйственной деятельностью, организационными вопросами, имеющими отношение к службе безопасности. Которые они иначе никогда и не автоматизируют.

А в организации средних размеров наше решение уже можно применять как мини-ERP. Особенно это касается сервисных организаций, скажем, по обслуживанию какой-либо техники, у которых ТоиР, «Техническое обслуживание и ремонт», и есть основной бизнес-процесс.

Еще один типовой сценарий «среднего уровня» — торговая организация с несколькими сотнями торговых точек, своими или франчайзи. Они используют реестр недвижимости, средства работы с договорами.

Также можно привести пример применения для учебных заведений, библиотек, музеев – это учет имущественного комплекса и хозяйственного блока, вопросы, связанные с безопасностью.

Внедрение обычной ERP-системы для средних компаний слишком дорого, много излишнего функционала. А наше решение, работающе на полусотне рабочих мест, закроет большинство потребностей.

Решение появилось недавно, пока из проектов могу назвать управление закупками в Пенсионном фонде, управление недвижимостью в ЦСКА, Центре организации дорожного движения Москвы, создание реестров товаров и услуг в ГК «Активное обучение».

Пока наше решение предлагается в традиционном серверном варианте. К концу года мы планируем выпустить облачную версию, которая будет предлагаться как сервис.

Также готовится версия средства учета активов для государственных учреждений, учитывающая специфику их делопроизводства.