«Феникс» на взлетеИздательство «Эксмо» выпустило перевод книги Джина Кима, Кевина Бера и Джорджа Спаффорда «Проект «Феникс»». Роман о том, как DevOps меняет бизнес к лучшему. В оригинале книга вышла в 2012 году и за это время приобрела статус «культового» издания — чуть ли не еженедельно на том или ином дискуссионном ресурсе по управлению ИТ-службой появляется очередной пост, спровоцированный прочтением этой книги. В LinkedIn есть группа, посвященная обсуждению романа, анализирующая не литературные достоинства книги, а выводы, к которым авторы подводят читателей, и их применимость в практике реальных ИТ-отделов.

Особая привлекательность этого издания — в попытке совместить захватывающее чтение со стремлением донести до читателя важные теории и принципы управления ИТ. Вынесенное в заголовок слово «роман» не метафора: увесистый том действительно следует всем законам жанра, предлагая читателю драматический сюжет и заставляя его следить за тем, как главный герой проходит сквозь череду проблем, в конечном итоге выходя из них победителем. Здесь есть положительные и отрицательные персонажи (и конечно, зло будет наказано), личная жизнь героя, душевные терзания и их преодоление. И все это — в антураже трудовых будней ИТ-отдела крупной компании. Книга читается на одном дыхании и при этом вполне может стать настольной для любого ИТ-менеджера, который хочет сделать свою команду не «тормозом», а «мотором» бизнеса.

Действие «Проекта «Феникс»» разворачивается в компании Parts Unlimited, занимающейся производством и продажей запчастей для машин. Компания переживает сложные времена: она проигрывает конкурентам и теряет позиции на рынке. Ситуацию призван исправить проект «Феникс», результатом которого должна стать новая система поддержки продаж по разным каналам, включая Интернет. Однако проект пребывает в критическом состоянии, и его запуск находится под угрозой. В этот момент генеральный директор компании Стив Мастерс предлагает главному герою романа, руководителю отдела внутренних технических операций Биллу Паллмеру, принять должность вице-президента отдела ИТ-поддержки. Паллмер сталкивается с гигантским количеством проблем, накопившихся в ИТ-хозяйстве Parts Unlimited, и кульминацией его неприятностей становится полное фиаско «Феникса», запуск которого практически парализует работу компании. Тем не менее герой предпринимает ряд эффективных шагов по налаживанию работы ИТ-службы — например, грамотно выстраивает процесс управления изменениями, и это позволяет поставить под контроль вал текущих работ, отвлекающих от стратегических задач проекта «Феникс».

Однако проблем c «Фениксом» не становится меньше, что приводит генерального директора в ярость, Главного героя вынуждают уволиться, однако без него дела идут еще хуже, и глава компании просит Паллмера вернуться. С этого момента в сюжете наступает перелом — в ИТ-отделе и в компании в целом начинаются перемены, грандиозность которых читатели книги смогут оценить в ее последней части. Паллмер находит выход из тяжелейшей ситуации, в которой оказывается ИТ-служба, осваивая принципы управления ИТ, а ведет его по этому пути загадочный Эрик Рид, потенциальный член правления Parts Unlimited. Он помогает Паллмеру увидеть аналогию между работой ИТ-отдела и производством и благодаря этому понять внутренние механизмы собственного хозяйства и смежных отделов, а также их место в бизнес-процессах компании.

С помощью своего наставника герой выявляет основные типы работ, которые должны выполнять ИТ-сотрудники (бизнес-проекты, внутренние ИТ-проекты, изменения и незапланированные работы), учится находить правильный баланс между ними и осваивает методы, следуя которым можно перевести деятельность ИТ-службы на совершенно новый уровень: налаживает взаимодействие между «производственными участками» ИТ-отдела — разработчиками и специалистами ИТ-сопровождения; способствует пониманию ИТ-отделом задач бизнеса и пробуждает у его сотрудников стремление в своих проектах добиваться их решения; формирует в отделе ИТ культуру борьбы с рисками и обучения на ошибках.

Термин DevOps вынесен в название книги, однако в переводе, который далеко не безупречен с точки зрения как стилистики, так и понимания ИТ-терминологии, он появляется лишь на самых последних страницах. Но, судя по всему, именно изложенные методы являются основой философии DevOps как нового типа взаимоотношений не только между разработчиками и специалистами поддержки, но и, прежде всего, между ИТ и бизнесом. Один из главных выводов книги звучит из уст генерального директора, который на протяжении повествования совершает немало ошибок: «ИТ — не просто отдел. Информационные технологии повсюду, они как электричество… Понимание того, что могут и что не могут технологии, стало основной компетенцией, которой должен обладать и бизнес-отдел».

Роман «Проект «Феникс»» нужно читать с карандашом в руке, фиксируя важные рекомендации, которые авторы дают посредством диалогов или размышлений героев книги. Но можете не сомневаться, это будет интересное чтение.

Джин Ким, Кевин Бер, Джордж Спаффорд. Проект «Феникс». Роман о том, как DevOps меняет бизнес к лучшему. — М.: Эксмо, — 2015. — 384 с.