Дмитрий ВолковСегодня все большую популярность набирают программно-конфигурируемые концепции SD*: сети, системы хранения данных, ЦОД и т. п., вплоть до программного определения свойств любых устройств, подключаемых к сети, — Software Defined of Everything. Похоже, что в скором будущем программируемые инфраструктуры станут доминирующими в корпоративных ИТ.

Когда наступит это будущее? Как пишет Наталья Дубова в этом номере журнала, посвященном программно-конфигурируемым инфраструктурам, уже нынешний год может стать переломным в отношении к SD* — для этого есть все технологические предпосылки. Однако пока нет программного уровня трансляции потребностей приложений, реализующих бизнес-логику, на уровень управления инфраструктурой. Отсюда, кстати, и отсутствие до сих пор согласия в переводе термина software-defined как «программно-конфигурируемый» или «программно-определяемый», и такой дуализм не случаен.

Ключевое в названии концепций SD* слово «программа» несет двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, все компоненты программно-конфигурируемых инфраструктур (серверы, сети, системы хранения и т. п.) централизованно управляются независимым от аппаратной платформы ПО. С другой, собственное функционирование такого управляющего ПО определяется задачами бизнес-приложений, с которыми работают бизнес-пользователи. Иначе говоря, инфраструктуры SD* призваны обеспечить оптимальные ресурсы для бизнес-приложений: конфигурацию развертывания (в локальной инфраструктуре, облаке или гибридной среде), вычислительные мощности, емкость хранения, топологию и производительность сети. Однако выбор параметров всех этих ресурсов определяется конкретными политиками, позволяющими бизнес-приложениям создавать среду «под себя», получая именно то, что им необходимо для решения конкретных задач и поддержки процессов.

Создание реальной SD*-инфраструктуры не сводится к простому суммированию базовых технологий динамического конфигурирования серверов, систем хранения и сетей — необходим принципиально новый подход, смена парадигмы в построении корпоративной инфраструктуры, когда во главу угла ставятся не технологические возможности ее компонентов, а задачи бизнес-приложений, выполняемых на базе этой инфраструктуры. Это необходимое, но не достаточное условие, и для окончательного перехода к SD*-конфигурациям предстоит еще решить проблемы, связанные с организацией кросс-команд из специалистов в разных областях, сохранностью уже сделанных инвестиций, поддержкой промышленных стандартов и обеспечением безопасности.

Внедряя новые аналитические системы, запуская мобильные информационные сервисы и переходя в облака, бизнес сталкивается с необходимостью миграции, в частности, на новые технологии хранения данных. Как отмечает в своей статье Александр Виноградов, сегодня не аппаратные платформы определяют возможности приложений, а наоборот, и у подразделений ИТ в этой ситуации пока нет другого выхода, кроме виртуализации, перехода на облачные и гибридные хранилища данных. На практике все осложняется тем, что в компаниях уже имеются унаследованные дисковые массивы внушительной емкости, а чтобы справиться с наплывом данных, продолжаются закупки новых массивов. Вместе с тем переход к облачным и виртуальным платформам оставляет открытым вопрос формирования единого пространства хранения, консолидирующего все доступные ресурсы. Требуется единая технология хранения, сочетающая в себе доступность и функциональность, простоту в использовании и поддержку различных физических и виртуальных инфраструктур, но традиционные подходы к организации хранения это обеспечить неспособны. Выход — поддержка технологий программно-определяемых хранилищ. Автор приводит конкретный пример одной из таких платформ автоматизации хранилищ с различными типами емкостей, управляемых через единый интерфейс.

Программы, действительно, уже сегодня определяют свойства взаимодействующих между собой высокотехнологичных продуктов и решений, включая и инфраструктуры поддержки «Интернета всего», однако успех всех этих новшеств, по мнению Валерия Коржова, во многом определяется безопасностью использования как отдельных устройств, так и среды их общения. Все устройства программно-конфигурируемой среды должны подстраиваться под текущие условия подключения в зависимости от потребностей пользователя и политик, а также уметь безопасно взаимодействовать друг с другом, но здесь еще имеется множество подводных камней.

Как отмечают авторы статьи «Интернет будущего», само явление SD* много шире уже ставших привычными сегодня SDN, SDS и SDDC и направлено на будущее устройство «Интернета всего чего угодно» (Internet of Anything, IoA), один из основополагающих компонентов экосистемы которого — это программно-определяемые инфраструктуры. Экосистема IoA, основанная на контролируемом взаимодействии разнородных программируемых инфраструктур, работает в рамках выверенных политик поведения, созданных для предотвращения сбоев, повышения защищенности и оптимизации при выполнении определенных функций. Однако если в Интернете вещей речь идет хотя и об умных, но вещах, объединяемых в масштабные образования, то «все, что угодно» в IoA выходит за рамки конфигурируемых технологических сущностей и, благодаря дуализму SD*, расширяет классический открытый стек межсоединения систем понятием определяемости (например того, является объект Сети вещью, человеком или иным живым организмом). Умные фабрики и Большие Данные уже сегодня дают преимущества, а повсеместное распространение SD*-конфигураций позволит многократно их приумножить по сравнению с нынешними системами, устанавливаемыми вручную.

«Открытые Системы.СУБД»