Открытию сверхпроводимости — сто лет

Фото: Bergren and Benz/NIST

Сверхпроводимость, — возникающая при очень низких температурах у некоторых материалов способность проводить электрический ток без сопротивления, была открыта 8 апреля 1911 года голландским физиком Хейке Камерлинг-Оннесом. Он стал свидетелем сверхпроводимости ртути при температуре 4,2 градуса Кельвина. С тех пор были открыты и многие другие сверхпроводники. На протяжении последних четырех десятков лет в Национальном институте стандартов и технологий США была создана серия эталонов электрического напряжения на основе джозефсоновских контактов — сверхпроводников, разделенных тонким слоем диэлектрика. Через последний при определенных условиях протекает сверхпроводящий ток — это явление получило название эффекта Джозефсона. Эталоны NIST используются во всем мире для калибровки вольтметров. По случаю столетия открытия сверхпроводимости в кампусе NIST и на официальном сайте учреждения организована экспозиция эталонов напряжения, созданных, начиная с 70-х годов. По ним можно проследить развитие этих устройств, увидеть, как менялось число и расположение контактов, технологии изготовления и величина напряжения.

На орбите Меркурия

Иллюстрация: NASA

Впервые в истории космический аппарат вышел на орбиту ближайшей к Солнцу планеты Солнечной системы: зонд NASA Messenger с семью научными инструментами на борту приступил к обращению вокруг Меркурия. Корпус аппарата специально рассчитан на то, чтобы выдержать работу в условиях высоких температур вблизи Солнца. Энергию зонд получает от солнечных панелей большой площади и никель-водородной батареи. У него два процессора: основной с тактовой частотой 25 МГц и резервный на 10

AltOSМиссияМГц. Миссия Messenger — изучить атмосферу, геофизику, геохимию и геологическую историю Меркурия. Аппарат запрограммирован на съемку различных участков планеты, в том числе северного полюса. По мнению некоторых ученых, там может оказаться лед, несмотря на то, что планета так близка к Солнцу, что ее поверхность в 11 раз ярче, чем у

MessengerЗемли. Messenger стартовал с Земли шесть лет тому назад. Он проделал долгий путь через солнечную систему, пролетев один раз мимо Земли, дважды мимо Венеры и трижды мимо Меркурия. За время последнего пролета аппарат отправил на Землю более 1200 изображений поверхности планеты, а также топографические данные о ее атмосфере и магнитных полях. На сегодня у NASA уже есть снимки 95% поверхности Меркурия. NASA Messenger стал первым космическим аппаратом, отправившим сведения о Меркурии на Землю со времени миссии зонда Mariner 10, завершившейся более 30 лет тому назад.

За уровнем радиации в Фукусиме следят роботы

Фото: Japan Nuclear Safety Technology Center

Ввиду опасности радиационного заражения людям запрещено находиться на территории АЭС в Фукусима, пострадавшей в результате землетрясения в Японии. Для контроля уровня радиации в районе электростанции применяются роботы под названием Monirobo. Благодаря бронезащите робот на гусеничном ходу способен выдерживать высокие уровни радиационного излучения. Вес дистанционно управляемого робота — около 600 кг, максимальная скорость — 2,3 км/ч. Он оснащен камерами и датчиками температуры, влажности и легковоспламеняющихся газов. У Monirobo также имеется крупный манипулятор с "клешней", с помощью которого он собирает образцы грунта и пыли и убирает с дороги предметы, мешающие ему передвигаться. Сейчас в зоне АЭС работают два экземпляра Monirobo с различным количеством датчиков. Кроме Monirobo территорию АЭС патрулирует еще один робот — беспилотный летательный аппарат ВВС США Global Hawk, который передает на землю детальные снимки происходящего на земле.

Экзоскелет позволит парализованным людям ходить

Фото: www.agromedtec.com

Устройство, которое позволяет парализованным людям стоять и ходить, готовы выпустить на европейский рынок в израильской компании Argo Medical Technologies. Экзоскелет ReWalk представляет собой моторизированные поддерживающие устройства для ног. Они снабжены сенсорами тела, рюкзаком с компьютеризированным блоком управления и батарейками. Пользователь выбирает настройку с помощью пульта управления в виде браслета. Система оснащена программами "стоять", "сидеть", "ходить", "спускаться» и "подниматься". Чтобы запустить ReWalk надо просто наклониться вперед. Предолагаемая стоимость системы составит ориентировочно 60 тыс. евро.