наверх

Главная, «Открытые системы», № 08, 2008 18025 прочтений

Бизнес-аналитик не без BABOK

Роль бизнес-аналитика на современном предприятии, с одной стороны, достаточно очевидна, с другой — неопределенна и расплывчата.

Ключевые слова / keywords: Академия ОС, бизнес-аналитика

Наталья Дубова

РЕКЛАМА

Роль бизнес-аналитика на современном предприятии, с одной стороны, достаточно очевидна, с другой?— неопределенна и расплывчата. В различных его определениях присутствуют понятия «мост», посредник или связующее звено между стратегией и тактикой бизнеса, ключевыми задачами и способами их выполнения. А если есть мост, значит, должен быть свод знаний и профессиональных стандартов.

Бизнес-аналитик не без BABOKWikipedia «оригинально» определяет бизнес-аналитика как человека, выполняющего бизнес-анализ, правда, затем детализируя: «бизнес-аналитик отвечает за анализ потребностей бизнеса, выявляет проблемы и предлагает решение». В определениях бизнес-аналитика, которые пытаются формулировать аналитики, например Forrester Research, присутствуют понятия bridge («мост») или liaision («посредник»), передающие суть профессии. Бизнес-аналитик связывает стратегию и тактику бизнеса, ключевые задачи и способы их выполнения, высокоуровневые требования к программной системе и способы ее реализации. В общем случае бизнес-аналитик — это действительно «мост» между бизнесом и ИТ, предлагающий изменения в технологиях и процессах, которые помогут реализовать ключевые задачи бизнеса. Однако в реальной жизни все эти определения многократно детализируются и варьируются от компании к компании, от подразделения к подразделению. Аналитики Forrester Кэри Швабер и Роб Карел, посвятившие профессии бизнес-аналитика один из недавних своих отчетов, сетуют, что, при очевидной востребованности, эта роль и вся связанная с ней деятельность до сих пор остаются без четкого определения и понимания. Причем даже со стороны самих бизнес-аналитиков, которых могут также называть системными аналитиками, функциональными аналитиками и как-нибудь еще.

Миссию формирования всестороннего определения профессии, ее продвижения и развития, создания системы обучения и сертификации бизнес-аналитиков взяла на себя некоммерческая профессиональная ассоциация, названная Международным институтом бизнес-анализа (International Institute of Business Analysis, IIBA). Созданный в октябре 2003 года 28 специалистами из восьми стран, институт IIBA сегодня объединяет тысячи членов практически во всех регионах мира (Россия пока не входит в их число). Одно из основных направлений его деятельности состоит в разработке профессионального стандарта, Свода знаний по бизнес-анализу?— Business Analysis Body of Knowledge (BABOK).

Определение

Из известных на сегодня сводов знаний BABOK — самый юный. Свод знаний по управлению проектами — PMBOK — давно стал признанным стандартом в своей области. Свод знаний по программной инженерии — SWEBOK, выпущенный в 2004 году, хотя и вызывает немало споров, все увереннее прокладывает себе дорогу в обучении и практической деятельности специалистов по промышленной разработке программных продуктов. Существующая черновая версия BABOK 1.6 была опубликована в июле 2006 года, сейчас завершается работа над версией 2.0. Судя по всему, широкое признание у BABOK еще впереди — не все бизнес-аналитики даже знают о его существовании, не говоря уже о практическом применении. Однако эта инициатива, безусловно, заслуживает пристального внимания. Создатели BABOK стремятся достичь тех же целей, какие преследовались в других сводах знаний,— сформулировать основы профессии, задать согласованную терминологию в описании деятельности бизнес-аналитиков, чтобы на этом фундаменте развивать обучение и профессиональную сертификацию и в конечном итоге развивать и продвигать саму профессию бизнес-аналитика.

BABOK представляет собой сумму знаний, накопленных в рамках профессиональной области бизнес-анализа и отражает принятые сегодня практические аспекты деятельности бизнес-аналитиков. Поскольку это первая попытка собрать и формализовать в хорошо структурированном документе на базе единой терминологии существующие знания о профессиональной деятельности бизнес-аналитиков, работа над BABOK рассматривается как площадка для дискуссий и выработки консенсуса в полномасштабном определении профессии. Как сообщают в IIBA, в разработке текущей версии приняло участие около 90 экспертов. Ассоциация стремится наладить четкую обратную связь с сообществом в процессе работы над новой версией, выход которой запланирован на конец этого года. Как определяют разработчики, основным критерием включения информации в BABOK является отражение зарекомендовавших себя и широко распространенных знаний и практик бизнес-анализа.

В своем нынешнем виде BABOK описывает области знаний профессиональной сферы бизнес-анализа, связанные с ними направления деятельности бизнес-аналитиков и квалификации, необходимые для эффективного решения стоящих перед ними задач. Бизнес-анализ определяется IIBA как совокупность задач, методов, квалификаций и возможностей, необходимых для четкого определения проблемы, стоящей перед бизнесом, и описания ее решения. Решение часто подразумевает разработку определенных систем, но может также включать в себя улучшения процессов и организационные изменения.

Задачи и сферы деятельности бизнес-анализа отличаются от таких дисциплин, как финансовый анализ, управление проектами, обеспечение качества систем, развитие организации, тестирование или обучение, хотя бизнес-аналитик может заниматься каждой из них или даже всеми. В IIBA отмечают, что такая широта обязанностей в реальной жизни затрудняет формальное описание сфер деятельности бизнес-аналитика в стандарте, что является одной из причин затягивания процесса создания новой версии BABOK (по планам, BABOK 2.0 должен был быть опубликован еще в начале 2008 года). Разработчики особенно подчеркивают принципиальное различие между ролями бизнес-аналитика и менеджера проектов: бизнес-аналитик отвечает за определение сути и масштабов решения бизнес-проблемы, в то время как в сферу ответственности менеджера проектов входит конкретная работа по реализации этого решения.

Области знаний бизнес-анализа

Основные концепции BABOK, необходимые для понимания областей знаний бизнес-анализа — это «роль бизнес-аналитика», «требование» и «типы требований».

Согласно определению BABOK, «бизнес-аналитик выполняет роль посредника между всеми заинтересованными сторонами, выявляя, анализируя и утверждая требования к изменениям бизнес-процессов, корпоративных политик и информационных систем». Бизнес-аналитик должен понять проблемы и возможности, возникающие перед бизнесом в контексте определенных требований, и рекомендовать решение, которое позволит организации достичь поставленных целей. Ключевым здесь является понятие требования, которое в своде знаний определяется как:

  1. условие или характеристика, необходимые заинтересованному лицу (stakeholder) для решения проблемы или достижения цели;
  2. условие или характеристика, которые должны быть удовлетворены системой или системным компонентом, чтобы соответствовать контракту, стандарту, спецификации или другому формальному документу;
  3.  документированное представление условия или характеристики, определенных в пунктах 1 и 2.

Это довольно абстрактное определение проясняется понятиями различных типов требований, которые BABOK вводит в зависимости от области решаемых бизнес-аналитиками проблем и применяемых им методологий.

  • бизнес-требования. Дают высокоуровневые определения целей, задач и потребностей организации. Бизнес-требования позволяют описать причины, по которым инициируется тот или иной проект, возможности, которые этот проект должен обеспечить, и метрики, которыми можно измерить его успех.
  • Пользовательские требования. Описывают потребности отдельного заинтересованного лица или группы лиц.
  • Функциональные требования. Описывают поведение решения и информации, которой оно будет управлять. Функциональные требования описывают возможности, которые реализует система, в терминах выполняемых ею операций.
  • Требования качества обслуживания. Определяют внешние условия, при которых решение должно оставаться эффективным. С функциональностью решения эти условия непосредственно не связаны.
  • Допущения и ограничения. Идентифицируют те аспекты проблемной области, которые не являются функциональными требованиями, но будут накладывать определенные ограничения или иначе влиять на проект.
  • Требования реализации. Описывают возможности, которое решение должно иметь, чтобы упростить переход организации из текущего состояния в задуманное. Однако эти возможности перестанут быть актуальными, когда такой переход будет завершен.

Особенности работы с различными типами требований детализируются в описаниях областей знаний, которых BABOK для профессиональной сферы бизнес-анализа определяет шесть:

  • корпоративный анализ (enterprise analysis);
  • планирование и управление требованиями (requirements planning and management);
  • выявление требований (requirements elicitation);
  • обсуждение требований (requirements communication);
  • анализ и документирование требований (requirements analysis and documentation);
  • оценка и утверждение решения (solution assessment and validation).

Корпоративный анализ подразумевает получение общего представления о текущем состоянии и перспективах бизнеса, необходимых для формирования контекста требований и функционального проектирования определенной инициативы или долгосрочного планирования. Действия в рамках корпоративного анализа позволяют бизнес-аналитику понять организационную среду, в которой он работает, и оценить, насколько планируемые проекты обеспечивают достижение общекорпоративных целей бизнеса.

Корпоративный анализ в некоторых организациях рассматривается как инвестиционная инициатива по оценке осуществимости проектов и формированию архитектуры бизнеса и сам по себе реализуется как проект. В общем случае действия и подходы, описанные в области знаний корпоративного анализа, применяются бизнес-аналитиком на предпроектной стадии и на начальных этапах проекта по реализации решения для бизнеса. К ним относятся создание архитектуры бизнеса, изучение существующих условий для выбора оптимального бизнес-решения, выявление и описание новых возможностей для бизнеса, создание бизнес-кейса, проведение начальной оценки рисков и подготовка решения. На уровне корпоративного анализа выполняется определение и документирование бизнес-требований.

Области знаний бизнес-анализа

Область знаний планирования и управления требованиями описывает все задачи и ресурсы, которые задействует бизнес-аналитик в ходе планирования и управления действиями по сбору требований. Бизнес-аналитик должен определить такие действия и способы их реализации в проекте в зависимости от принятых в организации стандартов, в том числе выявить ключевые роли в сборе требований, выбрать необходимые действия, контролировать степень охвата требований и управлять коммуникациями по статусу процесса сбора требований. При этом необходимо принимать во внимание целый ряд факторов, в частности оценивать, насколько выбранные действия соответствуют уникальным условиям данного конкретного проекта, насколько работа с требованиями скоординирована с другими действиями в рамках проекта. Необходимо добиваться, чтобы вся команда, отвечающая за управление требованиями, обладала общим пониманием выбранных действий по сбору требований, чтобы бизнес-аналитики имели возможность отслеживать и нужным образом реагировать на возникающие проблемы с требованиями, чтобы были доступны все необходимые ресурсы (люди и инструментарий) и надлежащим образом отражались изменения в требованиях.

Выявление требований — ключевая задача бизнес-анализа. Требования служат фундаментом для решения проблемы бизнеса, поэтому от того, насколько они будут полными, четко сформулированными, корректными и согласованными, напрямую зависит качество и эффективность будущего решения. В данной области знаний BABOK вводит стандартные методы, которые должен использовать аналитик для сбора (или «выявления») требований к системе?— бизнес-системе, автоматизированному решению или тому и другому вместе. Решение бизнес-проблемы может подразумевать создание новой системы или усовершенствование существующей. Область знаний выявления требований помогает профессиональному бизнес-аналитику выбрать подходящие методы и инструменты для сбора требований, базируясь на применимости конкретного метода в условиях конкретной организации, его ключевых возможностях, оценке сильных и слабых сторон.

Область знаний, посвященная анализу и документированию требований, описывает, каким образом анализируются, структурируются и специфицируются потребности заинтересованных лиц, которые должны быть использованы в проектировании и реализации решения. Цель всей этой деятельности заключается в том, чтобы определить и описать характеристики приемлемого решения бизнес-проблемы, с помощью которых проектная команда сможет понять, как разрабатывать и реализовать это решение.

В данной области знаний BABOK вводит методы и инструменты для структурирования необработанных данных, собранных в процессе выявления требований, выявления пробелов в существующей информации и определения тех возможностей будущего решения, которые обязательно должны быть задокументированы. Результаты процесса анализа и документирования требований будут использовать члены проектной команды для разработки оценок времени, ресурсов и бюджета, необходимых для создания решения, которое полностью отвечало бы заданным требованиям. При этом подчеркивается, что сама по себе документация является лишь одним из нескольких методов, с помощью которых бизнес-аналитик будет добиваться консенсуса между всеми заинтересованными лицами в отношении того, что и как должна делать система. С помощью документации бизнес-аналитик уточняет модель решения и в итеративном процессе взаимодействия с заинтересованными лицами добивается того, чтобы предложенные требования действительно обеспечили создание решения, отвечающего потребностям, целям и задачам пользователей.

Обсуждение требований подразумевает совокупность действий, позволяющих вынести на суд широкой и разнобразной аудитории результаты процесса анализа и документирования требований. Фактически обсуждение требований представляет собой постоянную, итеративную работу, которая выполняется параллельно с процессами сбора, анализа и документирования требований. Эта деятельность сводится к взаимодействию с заинтересованными сторонами и специалистами, ответственными за реализацию проекта, с целью представить им выявленные требования в понятном виде и получить от них подтверждение правильности выбранных требований.

В этой области знаний на первый план выходят коммуникативные возможности бизнес-аналитика, его способность выбрать нужный формат и структуру представления требований для той или иной аудитории, определить подходящее время для взаимодействия с нужными людьми, а также оптимальный способ взаимодействия для каждой конкретной ситуации. Конечная же цель — получить подтверждения по всей совокупности требований до начала реализации решения.

Оценка и утверждение решения — область знаний, включающая в себя задачи бизнес-анализа, позволяющие гарантировать, что созданное решение отвечает потребностям заинтересованных лиц, тщательно протестировано и реализовано оптимальным образом. После того как достигнуто соглашение, каким должно быть решение, бизнес-аналитик включается в работу технической команды, помогая ей разбить масштабный проект на этапы, проверять результаты проектирования и создавать приложение, удобное для пользователей. Если речь идет не о разработке, а о приобретении системы, роль бизнес-аналитика на этом этапе, в соответствии с BABOK, заключается в том, чтобы способствовать принятию правильных решений по настройке пакета и определению требований к интерфейсу. Затем бизнес-аналитик подключается к процессу тестирования?— в его задачу входит помощь заинтересованным лицам со стороны бизнеса в пользовательском тестировании решения. BABOK подчеркивает, что на бизнес-аналитике лежит ответственность за соответствие разработанного решения поставленным задачам и оценку успешности проекта по его завершении.

Помимо областей знаний, в отдельной главе BABOK перечисляются «основы профессии» (Fundamentals)?— общие компетенции, квалификации, методы и знания, которыми должен владеть бизнес-аналитик, для того чтобы эффективно выполнять свои задачи в рамках бизнес-анализа.

Создатели BABOK подчеркивают, что свод знаний не является методологией, то есть, определяя виды деятельности, задачи и знания, которыми должен владеть профессиональный бизнес-аналитик, этот документ не дает никаких рекомендаций по последовательности выполнения этих действий и применения этих знаний. Предлагаемые области знаний универсальны, их использование позволяет бизнес-аналитику работать с проектами любого масштаба и степени сложности и с любой методологией разработки программных решений?— итеративной, гибкой, водопадной и т.д.

Однако BABOK поясняет, какие зависимости и соотношения существуют между разными областями знаний бизнес-анализа (см. рисунок). Не вся работа профессионального бизнес-аналитика связана с конкретными проектами. Область знаний корпоративного анализа описывает действия, которые относятся к фазам предпроектной подготовки, и их результаты используются сначала в процессе планирования требований к проекту, а также для формулирования бизнес-целей высокого уровня в ходе выявления требований. Действия по планированию и управлению требованиями, а также обсуждению требований выполняются на протяжении всего проекта. Результаты планирования используются в других процессах бизнес-анализа, выходные данные которых, в свою очередь, могут применяться в управлении требованиями и задачах перепланирования требований. Точно так же результаты деятельности других областей знаний используются в обсуждении требований, а результаты этих обсуждений могут повлиять на решение задач в рамках других процессов бизнес-анализа.

Теоретически сбор требований, их анализ и документирование, затем их использование в реализации системы и, наконец, проверка решения на соответствие требованиям в ходе тестирования?— все это последовательные действия, однако в реальной жизни они перекрываются. Многие задачи, относящиеся к различным областям знаний, выполняются бизнес-аналитиками параллельно. Так, очень часто выявление требований и их анализ и документирование происходят одновременно.

Сертификация и обучение

Одна из основных целей создания BABOK, как и других подобных инициатив, состояла в том, чтобы сформировать стандарт профессии, на базе которого можно развивать профессиональное обучение и сертификацию. IIBA стал первой организацией, предложившей формальную процедуру сертификации бизнес-аналитиков — Certified Business Analysis Professional (CBAP). По замыслу разработчиков обладатели CBAP демонстрируют своим работодателям и коллегам, что они являются признанными экспертами в вопросах определения потребностей и проблем бизнеса, нахождения оптимального решения стоящих перед организацией задач. Экзамен на получение CBAP строится на демонстрации знаний в соответствии с BABOK, хотя это, конечно, не единственное условие сертификации. Профессиональный бизнес-аналитик должен продемонстрировать не только теоретическое владение предметной областью, но и значительный практический опыт, поэтому одним из обязательных условий для соискателей степени CBAP является пять лет (или 7,5 тыс. часов) работы в течение последних десяти лет на реальных задачах, связанных с областями знаниями BABOK.

Первый экзамен на получение звания CBAP прошел в ноябре 2006 года, а 1 сентября 2008 года соискателям впервые была предложена возможность сдать экзамен в режиме компьютерного тестирования. На сайте IIBA приведен достаточно солидный по составу список организаций (среди них, например, компании EDS и Royal Bank of Canada), которые используют BABOK и CBAP в профессиональном развитии своих специалистов и при приеме на работу новых сотрудников. IIBA также реализует программу аттестации провайдеров учебных программ по бизнес-анализу. Стать Endorsed Education Provider (EEP) организация, предлагающая учебные курсы, может после того, как будет подтверждено, в частности, соответствие этих курсов содержанию BABOK. В данный момент во всем мире имеется около 60 компаний, авторизованных по EEP, и многие из них помимо обучения предлагают курсы по подготовке к экзамену CBAP.

«Кто вы, мистер бизнес-аналитик?»

В материалах сайта CIO.com, посвященных наиболее востребованным сегодня ИТ-профессиям, отмечается, что все больше компаний считают роль бизнес-аналитика необходимой. Расходы на ИТ-проекты сложно утвердить, если они не обоснованы с точки зрения решения определенной бизнес-проблемы. Именно бизнес-аналитик занимается подготовкой такого обоснования. В Forrester подчеркивают, что сегодня все больше нужны специалисты широкого профиля, умеющие анализировать бизнес компании в целом, а не отдельных ее подразделений (отдел управления персоналом, служба маркетинга и др.), и компетентные как в области бизнеса, так и ИТ. Они должны уметь оценить ситуацию в бизнесе «с высоты птичьего полета», и столь же важно глубокое понимание технологических особенностей потенциальных решений. Скажем, чтобы объяснить руководству, почему замена унаследованного, хорошо зарекомендовавшего себя приложения новомодным Web-решением не даст положительных результатов, бизнес-аналитик должен знать все технологические ограничения последнего и при этом изложить аргументы ИТ-департамента на понятном бизнесу языке. Хорошо понимая терминологические различия между языком ИТ и языком бизнеса, бизнес-аналитик выступает в роли «переводчика» для установления контакта с ИТ-департаментом или внешним поставщиком программного продукта или ИТ-сервиса, на базе которых будет реализовываться решение бизнес-проблемы.

Практика западных компаний показывает, что на позицию бизнес-аналитика охотнее возьмут человека со значительным, от пяти до десяти лет, опытом работы, желательно в крупных организациях со сложной инфраструктурой и собственными департаментами разработки. Предпочтения в выборе профиля специалистов расходятся. Старший вице-президент по исследованиям аналитической компании AMR Research Джим Шеферд полагает, что бизнес-аналитик, взявший на себя эти обязанности после работы в одном из бизнес-подразделений (например, бухгалтерии, отделе планирования производства или снабжения), будет вызывать больше доверия у заинтересованных сторон, прежде всего в бизнесе, чем бывший ИТ-специалист. Однако в материалах CIO.com можно найти рекомендацию искать бизнес-аналитиков среди специалистов с технической степенью и дипломом MBA и опытом работы в качестве программиста или аналитика в отделе разработки или тестирования.

Все источники, анализирующие специфику роли бизнес-аналитика, сходятся в необходимости для ее успешного выполнения определенных жизненных навыков и человеческих качеств, прежде всего умения общаться и договариваться с людьми. В Forrester считают, что лучшие бизнес-аналитики сочетают в себе темперамент и коммуникативную изобретательность дипломата с аналитическими способностями разведчика. Это необходимо, чтобы находить общий язык и добиваться компромисса в обсуждении часто конфликтующих между собой интересов ИТ и бизнеса. Кроме того, на протяжении всего проекта бизнес-аналитик часто выступает в качестве «первой линии» поддержки для бизнес-заказчика, объясняя ему выбор именно такого решения, а затем, возможно, необходимость его изменения. Все это также требует не только аналитических и технических квалификаций, но и элементарного терпения и сдержанности.

BABOK отражает многогранность профессии, приводя внушительный список базовых знаний и умений бизнес-аналитика. В IIBA заключают, что бизнес-аналитик — это организатор, исследователь, координатор, переговорщик, инноватор и еще множество других характеристик, совмещенных в одном лице.

Где и как учат бизнес-аналитиков?

Западные консультанты рекомендуют предприятиям искать специалистов на позицию бизнес-аналитика в крупных организациях сходной индустрии, но признают, что в качестве кандидатов можно рассматривать и выпускников университетов, учитывая, конечно, неизбежный для них недостаток опыта работы в условиях реального бизнеса. В России и, в частности в Москве, пока не так просто найти не только вузовские, но и коммерческие (в сфере повышения квалификации) учебные программы, содержание которых можно было бы отнести к подготовке специалистов по бизнес-анализу. Программа профессиональной переподготовки для менеджеров проектов и бизнес-аналитиков существует в Школе ИТ-менеджмента в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Финансовых аналитиков готовит Российская экономическая академия им.?Плеханова. Компания IBS в своей магистратуре, открытой в МФТИ, предлагает студентам программу для получения звания магистра — системного аналитика.

Но, пожалуй, единственным вузом в Москве, где в явном виде в названии учебного направления присутствует словосочетание «бизнес-аналитика», является Высшая школа экономики. На факультете бизнес-информатики ГУ ВШЭ с 2002 года работает кафедра бизнес-аналитики, которая реализует магистерскую программу «Информационная бизнес-аналитика». В концепции программы информационная бизнес-аналитика определяется как «комплекс методологических, технологических и инструментальных средств, обеспечивающих поддержку принятия решений для управления эффективностью бизнеса». Методология и приложения управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM) занимают в подготовке магистров на кафедре бизнес-аналитики центральное место. По замыслу создателей программы профессиональная деятельность ее выпускников должна быть связана прежде всего с аналитической поддержкой принятия решений в управлении эффективностью бизнеса, а такжес построением комплексной системы управления эффективностью бизнеса на основе интеграции BPM-приложений, платформы бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) и специализированных аналитических систем.

Значительное время в программе отводится управленческим дисциплинам: студенты изучают вопросы стратегического менеджмента, реализацию стратегии с применением сбалансированных систем показателей, финансовый и управленческий учет и т.д. Второе важное направление — собственно аналитические системы. Здесь акцент делается на выработку у студентов общего представления, с какими решениями они могут и должны работать — от базовых хранилищ данных и BI-систем до специализированных приложений анализа инвестиционных проектов, анализа рынка ценных бумаг и т.д. Важным компонентов обучения являются мастер-классы, которые проводят компании-партнеры, такие как ЛАНИТ, IBS, 1С, а также стажировки в компаниях, где студенты магистратуры применяют полученные знания в реальных проектах и проводят исследования для своих курсовых и дипломных работ. В 2008 году в ГУ ВШЭ стартовала восьмимесячная программа «Информационная бизнес-аналитика», которая во многом наследует концепцию и структуру магистерской программы, но нацелена на уже работающих специалистов — руководителей финансово-экономических служб, менеджеров по стратегическому развитию, сотрудников ИТ-служб и т.д.


Вирус проектного менеджмента 
Знакомьтесь: SWEBOK 

 

Комментарии


19/05/2016 №02

Купить выпуск

Анонс содержания
«Открытые системы»

Подписка:

«Открытые системы»

на месяцев

c

Средство массовой информации - www.osp.ru. Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания Эл.№ ФС77-62008 от 05 июня 2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)