Бизнес-модель использования коммерческого ПО также предусматривает лишь одну открытую потребителю сторону — получение прибыли от оказания ИТ-услуг. А вот по мнению психологов холистического направления, на уровне подсознания все люди связаны некой общностью — единым информационным пространством, что, в частности, делает возможной любую групповую деятельность. Одним из ярких ее проявлений является разработка ПО в соответствии с моделью Open Source.

Сегодня Open Source — больше чем технология разработки ПО. Эта «прозорливая» бизнес-стратегия включает в себя стратегические вопросы организации продаж, маркетинга и дистрибуции программных продуктов. Модель Open Source выходит за пределы ОС Linux, и сейчас она уже не просто нишевой феномен технологии создания программ, а скорее новый способ аутсорсинга ИТ-разработок для ИТ-потребителей. Мало того, эта модель изменяет традиционные представления о взаимоотношениях производителей и потребителей. Чтобы сориентироваться в этом обновляющемся ИТ-ландшафте, мы решили консолидировать различные точки зрения на модель открытого ПО в специальном выпуске журнала.

Кому может быть интересна эта тема? ИТ-производителям важно понять, как без ущерба для доходов интегрировать в свой бизнес модель открытого ПО, как вообще построить оптимальный бизнес на базе Open Source. Потребители ИТ-услуг смогут узнать, как усилить контроль над производителями и интегрироваться в сообщество разработчиков Open Source. Инвесторам апелляции к преимуществам этой модели помогут убедить акционеров в целесообразности тех или иных форм вложений — любой бизнес начинается с целей, а не с выбора конкретных технологий, и применение свободно распространяемых решений часто оказывается единственным способом оптимальной реализации любой идеи. Например, сегодня потребители готовы тратить деньги на технологии, связанные с эмоциями, — дизайн, предметы статуса, элементы жизненного стиля... Словом, тратить на все то, что имеет отношение к задачам, требующим нестандартных приложений. А их может и не оказаться в арсенале коммерческого ПО, и быстро развернуть такие приложения, еще не зная возможного эффекта от продаж, удастся лишь с использованием свободно распространяемого ПО.

Как отмечают наши авторы, освоение бизнес-стратегии, предусматривающей работу с моделью Open Source, в ряде случаев позволяет уменьшить расходы на ИТ, найти преимущества перед конкурентами, привлечь клиентов и уменьшить риски. Движение Open Source стало наиболее значимым событием в ИТ-индустрии за последние десять лет, активно влияющим и на ее судьбу, и на планы поставщиков, и на предпочтения потребителей. Способность управлять настроениями разработчиков и координировать проекты становится более важной, чем собственно факт владения кодом. Преимущества модели Open Source признают и ведущие поставщики коммерческого ПО, отмечая, что до сих пор ни одной компании не удавалось вовлечь в проект столько людей.

Пользователи ожидают большей реактивности на свои запросы со стороны коммерческих поставщиков, но сопровождение глубоко интегрированных программных систем часто подразумевает необходимость кодирования. Как следствие, любая модернизация, вызванная изменениями бизнеса, выливается в большую проблему, что признают ведущие поставщики ПО. Они соглашаются с тем, что в рамках традиционной модели разработки решать эту проблему все сложнее. В результате открытое ПО становится интегральной частью технологической инфраструктуры коммерческих проектов, связанных, например, с созданием Web-приложений, разработкой промежуточного ПО и систем класса ERP. Поддержка Linux и серверов приложений типа Jboss — уже обычная практика, а платформа разработки Eclipse теперь поддерживается почти всеми ведущими игроками ИТ-рынка.

Говоря о шансах, которые модель Open Source может предоставить отечественным разработчикам, наши авторы отмечают, что в обозримом будущем России вряд ли удастся производить конкурентоспособные коммерческие программные продукты — на этом рынке мы интересны как поставщики услуг аутсорсинга. Однако в области Open Source есть все условия для равноправного сотрудничества, как при выполнении совместных проектов, так и при создании собственных.

Потребителей программных разработок много, но все они, в конечном счете, составляют одно целое. И вряд ли следует считать единственно возможной при разработке главенствующую сегодня модель «трех стен», которая предполагает создание ПО для неограниченного в перспективе контингента пользователей силами ограниченной команды разработчиков, выполняющей узконаправленный коммерческий заказ.