С точки зрения ЕСКД, в архиве, предлагаемом в статье «Архив на базе PDM» («Открытые системы», 2002, № 10), содержится мешанина разнородных документов. Многие из них не имеют отношения к архиву конструкторской документации (КД). Скорее, это архивы оригиналов разработчика, так как подлинники конструкторской документации не допускают версионности. В статье не упомянуты и другие особенности ведения документооборота КД по требованиям ЕСКД. Очень часто авторы концепций ведения конструкторской документации сами практически в деталях не вникали в работу по ведению архива и зачастую в статьях не различаются типы документов с точки зрения ЕСКД, которых всего-то четыре: оригинал, подлинник, дубликат и копия. Отсюда и неверные рекомендации, как организовать ведение архива КД. Конечно, на рынке имеются отдельные системы ведения архива, но они весьма дороги, поскольку опираются на дорогостоящие СУБД общего применения наподобие Oracle. Создать удобный пользовательский интерфейс для не очень продвинутого в работе на ПК пользователя, коим является архивариус, непросто. В своей работе я пользуюсь только возможностями, которые предоставляет Exlorer: по ЕСКД документация также строится в виде дерева. Архив КД в электронном виде представляется достаточно наглядно и не требует для своего ведения дорогостоящих ресурсов и подготовленных пользователей ПК.

Борис Андреев (aba@inbox.ru) — нормоконтролер и архивариус компании «Транзас» (Санкт-Петербург).


Достаточно любопытно и интересно систематизировано. Имеет смысл ознакомить разработчиков и конструкторов, спасибо авторам.

Игорь Гетьман (eu1eu@mail.ru), директор НПООО «Еврогрупп» Беларусь, Минск.


Уважаемый Борис Андреев, предлагаемое PTC решение Windchill пригодно и для автоматизированного ведения технического архива, состояние которого к моменту прихода специалистов по автоматизированному документообороту представляло собой именно «мешанину разнородных документов». Возможность ассоциированного ведения документации любого типа, формата, степени фрагментированности и места хранения как раз и является «изюминкой» Windchill. Технический архив никогда не сводился только к функции хранения подлинников КД — практически везде архив включает чертёжно-конструкторскую, планово-распорядительную, технологическую документацию, ведомости и т.д. Кроме того, к функциям технического архива относится и такие функции, как отслеживание текущего состояния той или иной единицы хранения, контроль прав доступа, ведение формуляров, соблюдение правил кодификации. Из всего этого ЕСКД определяет только правила выпуска подлинников КД. Естественно, ГОСТ вообще и ЕСКД в частности, важны для соблюдения точного следования форматам представления КД. Однако опыт общения с подразделениями, занимающимися документооборотом на отечественных предприятиях, свидетельствует, что хранящаяся в архивах документация, сплошь и рядом изобилует отступлениями от ГОСТ (если не сказать — нарушениями).

В принципе, рабочую документацию надо обязательно доводить до «стандартизованного», «законного» уровня. Но в реальной жизни задачей конструкторских подразделений является не столько выпуск документации в полном соответствии с требованиями ЕСКД, сколько своевременный выпуск документации, наиболее точно и полно описывающей результаты работы конструкторского подразделения — причем в форме, позволяющей стыковать разные фрагменты и с минимальными затратами и накладными расходами донести до восприятия технологическими подразделениями. А такая стыковка и такое взаимопонимание не обеспечивается точным следованием ЕСКД. Точное соответствие архивной документации ЕСКД играет еще меньшую роль сейчас, когда взаимоотношение конструкторских, технологических и производственных подразделений переводится на рельсы «безбумажных» технологий. Сегодня обеспечение стыковки по структурам данных и метаданных гораздо важнее наличия стандартизованного комплекта чертёжно-конструкторской документации. Впрочем, в своей статье мы вовсе не вели речь о том, чтобы «узаконить» отступления от ЕСКД, а лишь изложили свое видение проблем автоматизации работы архива крупного отечественного предприятия.

В процессе переработки все промежуточные изменения документации должны по идее проходить в точном соответствии с ГОСТом, но реально очень часто извещения проводятся в виде «Служебных записок», которые не предусмотрены не только ЕСКД, но даже и отраслевыми стандартами. Однако методика «Служебных записок» работает, причём работает в условиях дефицита времени. Кроме этого, в современных условиях КД уже не язык техники и точное следование законам выполнения чертежа при работе с цифровыми моделями (конструкторскими, технологическими, производственными, снабженческими и т.д.) не приносит ничего, кроме непроизводительных потерь времени и сил. Полное Электронное Определение Изделия (Electronic Product Definition, EPD) — вот что стоит на повестке дня в части автоматизации документооборота. И здесь уже рамки ЕСКД с его устаревшим пониманием термина «электронный документ» становятся таким же тормозом, как, к примеру, требование обязательной распечатки всех электронных писем, для того, чтобы отдел делопроизводства не нарушал, установленных ещё в прошлом веке, регламентных документов по работе со служебной корреспонденцией.

Что же касается соблюдения требований конкретных национальных стандартов (ЕСКД, HASCO, DIN и т.д.), в том же Windchill оно не только выполнимо, но и предусмотрено в виде шаблонов. Однако стоит понимать, что автоматизация традиционных «бумажных» процедур может ускорить прохождение номенклатуры конструкторской документации, но не даст принципиального эффекта.

Владимир Краюшкин (vkr@sunroy.co.ru), менеджер по продажам компании ROY International Consultancy, Москва