Казалось бы, научно-технический прогресс создал к сегодняшнему дню все условия для освобождения человека от рутины. Однако, похоже, он повернулся к человеку своей обратной стороной, и, проделав большой путь, так и не добавил индивиду и толики свободного времени. По-прежнему, на хороший вопрос «Кому принадлежит время?» нет хорошего ответа. Отчасти, такая попытка сделана в данном номере журнала, посвященного системам управления жизненным циклом изделий, позволяющим автоматизировать процессы, сопровождающие продукты от идеи до утилизации.

Исследователи Гарвардской школы бизнеса проанализировали результаты опроса 300 пользователей ERP-систем корпоративные класса и пришли к выводу, что сегодня ИТ уже не позволяют компаниям получать явные конкурентные преимущества. Около 30% менеджеров сообщили, что планируют приобрести в 2003 году новые приложения, расширяющие функциональность или масштаб уже существующих ИТ-конфигураций, а 65% заявили, что будут и впредь продолжать покупать ERP системы, однако почти никто не заявил о получении каких-либо конкурентных преимуществ от ИТ: их применение в бизнесе стало обычным явлением. При этом 35% респондентов отметили, что не будут приобретать новые крупномасштабные ИТ-системы по причине сложности их интеграции с уже существующими приложениями и невысоким показателем возврата инвестиций.

Об аналогичном выводе косвенно можно судить и по тенденциям на рынке систем автоматизации проектирования. Например, спрос на механические CAD в ближайшие пять лет будет расти не более чем на 7% ежегодно. Рынок насыщен и сейчас актуальны лишь частичные замены уже существующего ПО или увеличение количества рабочих мест. Однако прогнозы роста продаж систем инженерного анализа и PDM (13% и 11% соответственно), входящих в состав PLM, свидетельствуют, в частности, о том, что бизнес озабочен удовлетворением требований индивидуальных заказчиков и стремится к сокращению издержек при сопровождении изделий на протяжении всего их жизненного цикла.

Заветное слово «интероперабельность» — способность систем к взаимодействию друг с другом — сегодня вошло и в лексикон бизнес-менеджеров, однако не стоит надеяться, что ИТ-производители (впрочем, как и все прочие) смогут договориться и начнут выпускать унифицированные, полностью совместимые продукты. Отсюда — еще одна причина всплеска интереса к концепции PLM, направленной на консолидацию всех ИТ-решений, возникающих на пути следования нового продукта от идеи его создания до утилизации. Однако и здесь, как показывают наблюдения, ведущим производителям средств автоматизированного проектирования трудно удержаться от соблазна самим создавать все приложения, пытаясь, например, заново изобретать программы управления проектами, вместо ориентации своих клиентов на применение уже давно опробованных решений от других поставщиков — многоцелевые, универсальные решения и устройства всегда поигрывают. Никто не будет платить за функциональность, которую уже или еще не понимает. Так же и для PLM-систем — всегда будут существовать разрозненные специализированные программы, отлично решающие свою конкретную задачу. Всегда на рынке будет спрос на разные типы автомобилей, хотя для производителей, возможно, выгоднее выпускать один, унифицированный, что, кстати, и для покупателя будет, несомненно, дешевле.

Как следует из статей данного выпуска, бизнесу не следует ожидать выгод только от самого факта наличия у него того или иного ИТ-решения — концепция PLM не сводится лишь к набору программно-аппаратного обеспечения. Очень многое сегодня зависит от организации совместной работы групп участников проекта, собранных вместе для разработки и производства изделия или для оказания каждому заказчику достойного уровня поддержки. Не надо стремиться делать наилучшим, с точки зрения исполнителя, образом отдельно взятую деталь или операцию, надо, как указано в согласованной технологии — когда идешь по шагам, остаются следы. Это особенно актуально для предприятий, срок жизни изделий которых исчисляется десятилетиями, за который и технологии могут смениться несколько раз, и плохо документированное рационализаторское предложение способно в самый неожиданный момент нарушить отлаженную производственную цепочку.

Итак, основываясь на мнении наших авторов, теперь можно дать вариант ответа на вопрос о принадлежности времени предприятий. «Мое время принадлежит мне», однако цена вопроса - система PLM, позволяющая создать единое информационное пространство проекта, в котором актуальные сведения об изделии доступны всем заинтересованным участникам проекта, а не похоронены в базе. Тогда и прогресс, возможно, повернется к нам своей светлой стороной.