Вряд ли кто-то может сказать, что всю жизнь поступал правильно. Тем не менее, при наличии воодушевления и определенных знаний в конкретной области можно приблизить победу или принять оптимальное решение. Если к этому добавить еще и опыт, то число ошибок явно должно сократиться, однако опыт надо как-то хранить, да и для новых идей также требуется пространство. Надежная и оперативная работа с таким масштабируемым пространством требует соответствующих средств хранения данных, методологии построения которых, а также описанию решаемых при этом задач и анализу подходов к их выбору и посвящен данный выпуск журнала. Однако привычка к благополучию — наихудшая привычка и нам не стоило бы снова возвращаться к обсуждению систем хранения без изложения новых идей и тенденций, появившихся с момента выхода предыдущего номера журнала посвященного этой теме.

Одна из новых идей в области хранения данных вытекает из необходимости расшить узкие места между системами хранения и Web, особенно в связи с появлением приложений, принесших с собой качественно новый тип недетерминированной нагрузки. Традиционные серверы, подключенные к Сети, уже сегодня с трудом справляются с трафиком, а в системах хранения узкое место возникает вследствие ограничения производительности подключаемых к сети устройств. Простой выход, состоящий в увеличении числа серверов, приводит к появлению избыточной вычислительной мощности. Аналогичная ситуация наблюдается и в высокопроизводительных NAS-накопителях — необходимость повышения пропускной способности излишне утяжеляет их вычислительные компоненты. Выход предлагается искать не в увеличении числа серверов и не в наращивании вычислительной мощности, а в качественном изменении архитектуры самих серверов, предполагающей одновременное хранение в оперативной памяти данных и программ. Речь идет о новой архитектуре, ядром которой является структура с массовым параллелизмом, выполняющая те же функции, что и обычная ОС стандартного сервера или управляющая программа системы хранения, обладающая, однако большей производительностью и надежностью.

Следующая интересная идея, нашедшая отражение в данном номере журнала, — переход в ближайшие годы от баз данных к их распределению через самоописываемые, расширяемые сообщения. Уже сегодня наблюдается переход от складирования данных к их распределению, что более естественно и по свой сути близко к природной биологической модели. Распределительная модель позволит создать общую асинхронную информационную шину, позволяющую накапливать, переадресовывать, ставить в очередь и фильтровать информацию, причем без деградации производительности. Возможно, XML станет основным средством работы с такими сообщениями и возникнут новые технологии для работы с умными очередями. Однако пока нет адекватного решения проблемы организации потока обмена сообщениями, плотно упакованного в единицу времени, за которое нужно успеть разобрать и переадресовать все сообщения — современные СУБД для этой задачи не годятся.

Рынок систем хранения переживает сегодня активный рост — широкое применение получают технологии NAS, SAN iSCSI, SAN FC, однако особую актуальность начинают приобретать системы управления средой хранения. Причина этому — неприязнь пользователей к необоснованному приобретению все новых серверов и систем хранения, сменяемая осознанным выбором интеллектуальных решений в области управления. Авторы ряда статей этого выпуска журнала призывают проектировать процесс эксплуатации систем хранения — не написана еще книга «Как правильно построить ИТ-систему?», хотя у каждого производителя есть частичный ответ на этот вопрос. Выход — в индустриализации, позволяющей при наличии гибкой системы управления быстро внедрять уже отработанные практикой решения. Это должно стать ключом к оптимизации, оперативной адаптации к конкретным нуждам и сокращению затрат на приобретение нового оборудования, а также дать возможность контролировать среду хранения данных, не меняя бизнес-процессы в угоду требованиям ПО.

Еще один аспект интеграции пространства, времени, информации и емкости затронут в статье, посвященной перспективам развития ленточных накопителей. Аналитики уже неоднократно предрекали кончину этому носителю данных, однако этого не случилось, так же как и не произошло, например, перехода к безбумажному обществу. Размер бизнеса, связанного с производством лентопротяжек, лент и библиотек в прошлом году оценивался в 3 млрд. долл. — пока экономически оправданной по стоимости хранения альтернативы магнитным лентам не найдено.

В каждом «новом» решении, так или иначе содержатся все предыдущие и новичок, твердо сознающий свои потребности, имеющий доступ к уже накопленным виртуальным информационным ресурсам через систему хранения, может оказаться, в конечном счете, умнее рассеянного мудреца.