Мы все чаще размениваемся на мелкие проблемы, отвлекаясь от решения первостепенных задач и отнимая часы от своего личного времени, количество которого, как говорят, определяет уровень развития общества. Что же в новом веке способно хотя бы отчасти разгрузить человека от забот, которые он сам на себя и навешивает, а потом удивляется, что дети неожиданно выросли, родители состарились, а собака погрустнела?

Давно замечено, что процессы разработки, подготовки производства, изготовления, маркетинга продажи, эксплуатации и поддержки подчиняются одним законам и могут быть в явном виде формализованы. Но до недавнего времени воплощение этой формализации в виде конкретных технологий управления сдерживалось слабостью аппаратной базы и неготовностью рынка. Правда, нельзя сказать, что таких попыток совсем не было — еще десять лет назад компания Control Data предложила концепцию ICEM, во многом предвосхитившую то, что сегодня называется PLM (product lifecycle management — «управление жизненным циклом продукции»). В данном выпуске журнала речь пойдет именно об этой концепции, позволяющей осуществлять «серфинг» через пять сред, пронизывающих любую материальную деятельность: идея, проектирование, производство, сбыт и сопровождение.

Если таксист не знает города — это нонсенс, если менеджер допустил ошибку в проекте — это может вызвать его провал. Все сегодня определяют профессионалы, однако и их возможности не безграничны. По мнению аналитиков D.H. Brown Associates, компании, первыми применившие совместные разработки в течение жизненного цикла продукта, смогли на 30-50% сократить цикл разработки, оптимизировать затраты и повысить качество продукции. Однако быстро добиться подобных результатов мешает разница в уровне «зрелости» бизнес-процессов разных предприятий и слабое взаимодействие критически важных технологий. Возможно, как пытаются внушить ИТ-сообществу некоторые производители, выход заключается во всеобщей унификации — если ограничиться одной аппаратно-программной платформой, это решит все проблемы. Впрочем, это нереально — все платформы не умрут, так же как до сих пор имеется спрос на автомобили разных марок, а нет одной универсальной машины. Пока существуют различные предприятия, будут и различия в системах и стандартах. И неважно, что 80% ИТ-решений одинаковы — оставшиеся 20% как раз и отличают каждый конкретный бизнес.

Кто, как и куда ведет локомотив решений управления жизненным циклом продукции по рельсам промышленных информационных систем, можно узнать из статей этого выпуска журнала. Системному аналитику, видимо, будет небезынтересно проследить диалектику проблематики, а администратору нелишне определиться с тем, далеко ли он отстал в реализации концепции PLM на своем предприятии. Системному интегратору предназначаются материалы о конкретных реализациях, а руководитель ИТ-подразделения может почерпнуть из подборки статей оценки возможностей, перспективы развития и текущее положение ведущих игроков на поле PLM.

Благодаря развитию Web-технологий современный промышленный проект перестал быть внутренним делом разработчика. У него существенно расширился круг пользователей, от партнера-поставщика комплектующих до эксплуатирующей организации. Соответственно выросла ценность проекта, а значит и удельная эффективность инвестиций. В результате, для многих предприятий владение средствами PLM становится сегодня одним из пропусков к международному сотрудничеству. И дело здесь не только в уровне внедрения высоких технологий, многое зависит от понимания менеджерами задач интеграции и организации управления своей корпорацией.

Главная беда российских предприятий — неуправляемость. Хозяев и руководство часто вполне устраивает предприятие, выглядящее как черный ящик: «вход - выход», и если разница согласуется с какими-то внутренними соображениями хозяев, все нормально. Руководители слишком много времени тратят на попытки переделать прошлое, большую часть своего времени тратя на сегодняшние и вчерашние проблемы. Пока гром не грянет в виде, например, вышедшего из строя древнего мэйнфрейма, на котором считалась заработная плата для десятков тысяч работников, или увольнения последнего программиста, способного сделать хоть какие-то косметические изменения в программе на Коболе, руководство и не подумает об обновлении. Пройдет еще немало времени, прежде чем отечественные предприятия в полной мере проникнутся идеей приоритета управления. Возможно, предложенная в этом выпуске журнала подборка статей по PLM покажется преждевременной, но обыкновенно нам недостает не самого счастья, а умения быть таковым. Надеюсь, наши материалы помогут сделать очередной шаг к этому умению.