В новой рубрике мы планируем регулярно рассказывать об учебных центрах и возможностях, которые они предоставляют своим слушателям.

Основу программ большинства центров обучения по информационным технологиям составляют авторизованные курсы производителей компьютерных систем. Авторизованное обучение — особая форма образования, принципиально отличная от образования академического, конечно, не исключающая и не конкурирующая с ним. Фундаментальные знания, которые мы получаем в университетах, и авторизованный тренинг, который предлагают ИТ-специалистам учебные центры «от имени и по поручению» компаний-разработчиков, взаимно дополняют друг друга.

Главное, что характеризует авторизованный учебный курс, это то, что за ним всегда стоит конкретный вендор — автор идеологии и методик обучения, структуры сертификации. Авторизованный учебный центр обязан реализовать жесткий стандарт курса, определенный производителем. Это означает, что один и тот же авторизованный курс, читаемый в разных странах мира, в принципе должен выглядеть одинаково, хотя, безусловно, на изложение накладывает свой отпечаток личность инструктора и национальные традиции. Это означает также, что, получив авторизацию, учебный центр берет на себя обязательства обеспечить надлежащий уровень подачи материала, техническое оснащение курса и адекватную квалификацию преподавателей. При этом только специалисты авторизованного учебного центра смогут получить доступ к самой свежей информации о «технологической кухне» вендора. Казалось бы, что мешает грамотному в области ИТ человеку начать преподавать, например, администрирование баз данных Informix или сетевые технологии Cisco Systems? В принципе, ничто, но, как отмечает Руслан Смелянский, генеральный директор УЦ Redcenter, этот энтузиаст «сможет лишь догадываться о перспективах развития технологий выбранного им вендора и не будет иметь доступа к методикам и упражнениям, рекомендованным разработчиками». Cозданием такого курса занимается профессиональная команда методистов, специалистов-предметников и психологов.

Только экономическая эффективность позволит центру авторизованного обучения существовать и развиваться.

Логическим итогом авторизованного обучения является сертификация. По каждому курсу компания предоставляет сертификат, удостоверяющий, что человек прослушал данный курс. Это первый уровень сертификации. Профессиональную компетенцию в данной области подтвердит сертификат, который выдается по результатам специального тестирования. Существуют компании, которые заключают договоры с крупными вендорами о создании тестов по их учебным курсам и обеспечивают средства их доставки в центры тестирования. В таких центрах претендент сдает экзамен, и если его результаты превысят заданный порог, получает сертификат компании, удостоверяющий высокую профессиональную квалификацию в определенной области.

По утверждению Смелянского, специалист, прошедший обучение в течение двух недель, примерно через такой же срок продемонстрирует повышение качества и эффективности своей работы, поэтому компании заинтересованы в квалифицированной профессиональной подготовке и периодической переподготовке своих специалистов. Естественно, заинтересованы в авторизованном обучении и сами разработчики информационных технологий, поскольку для них, как отмечает Борис Фридман, генеральный директор УЦ «Микроинформ», обучение — это один из инструментов маркетинга.

Конечно, авторизованные курсы таких производителей, как Cisco, Computer Associates, Compaq, Oracle или Sun нацелены на корпоративных заказчиков, с которыми крупные учебные центры, как правило, строят отношения на долгосрочной основе. Например, Redcenter, который начинал свою деятельность в 1992 году с обучения по программам Sun Microsystems, является сегодня единственным в СНГ авторизованным учебным центром этой компании. Но серверы Sun — платформа корпоративная и только знаний операционной системы Solaris заказчику будет недостаточно, необходимо дополнительное обучение по вопросам поддержки распределенных информационных систем, администрирования баз данных, средств разработки приложений, работы с сетевыми платформами и т.п. А партнеры вендора заинтересованы в том, чтобы их заказчики получали все эти знания из одного источника. Поэтому программы Redcenter пополнились другими курсами, что дало возможность клиентам центра получать пакет образовательных услуг, а учебному центру получить статус корпоративного. В «Микроинформе» также большинство компаний-заказчиков планируют обучение своих специалистов в комплексе, по нескольким технологиям.

С другой стороны, сертификация по технологиям Novell или Мicrosoft все чаще становится обязательным условием при приеме на работу, поэтому у авторизованных курсов этих компаний немало индивидуальных заказчиков.

Фридман сравнивает авторизованные курсы с настройкой музыкального инструмента. Курсы, рассчитанные на продвинутых специалистов, а таких достаточно много в структуре авторизованного обучения, не предполагают глубокого постижения предмета с азов, как в университетских курсах. Это, скорее, возможность сверить свой уровень с мировым уровнем технологического развития. Слушатели таких курсов часто уже имеют высокую квалификацию, а инструкторам нужно большое мастерство — профессиональное и даже отчасти актерское, чтобы заинтересовать аудиторию. В такой ситуации процесс обучения перестает быть просто тренингом, а превращается в диалог с элементами технической консультации.

Несмотря на бытующий еще скептицизм в отношении расходов на образование, потребность в авторизованном обучении возрастает: технологии усложняются, компаниям нужны квалифицированные специалисты и одновременно юридические гарантии высокого уровня их компетенции. Такие гарантии могут дать только учебные центры с соответствующим статусом и строгой системой сертификации. Как отмечает Фридман, основной проблемой учебного бизнеса является его слабая динамика: новые независимые учебные центры не появляются и центров авторизованного обучения в огромной России на порядок меньше, чем в какой-нибудь небольшой скандинавской стране. Причина этого, по мнению Фридмана, кроется в неправомерно заниженной стоимости учебных курсов. В цену курса не закладывается высокий процент рентабельности, который обеспечит средства на развитие. Знания, за которые платят, запоминаются дольше.

Открывая новую рубрику, мы не ставим перед собой задачу обсуждать проблемы учебного бизнеса. Наша цель — дать читателям представление о том, чему и как учат российские учебные центры, работающие в русле тематики журнала «Открытые системы». Помимо авторизованных курсов разных компаний мы сможем рассказать об учебных курсах, посвященных общим проблемам ИТ и смежным дисциплинам. Уже несколько учебных центров предлагают программы по стандартам систем MRP/ERP, управлению проектами, а в ряде учебных центров развивается новое направление — подготовка и сертификация специалистов по Internet-технологиям, Web-дизайну. Интересно будет посмотреть и на современные тенденции в обучении.


Стратегия и тактика управления ИТ-инфраструктурой

Трансформация управления компонентами ИТ-инфраструктуры компании в управление информационными службами привлекает сегодня все более пристальное внимание. Это отражает объективную реальность — многие специалисты осознают неизбежность перехода к управлению ИТ-услугами (ITSM — IT Service Management). Роль компьютерных систем в обеспечении бизнеса сегодня настолько велика, что управление ими должно строиться на совершенно иной основе. ITSM предлагает модель организации бизнес-процессов ИТ-отдела компании, благодаря которой это подразделение превращается в продавца информационных услуг и на равноправной основе включается в деловую жизнь компании, переставая быть только источником затрат и превращаясь в опосредованный источник корпоративной прибыли.

Повседневная практика общения с другими подразделениями компании часто подталкивает ИТ-специалистов к реализации принципов ITSM на интуитивном уровне. Но управление ИТ-услугами имеет под собой серьезную теоретическую основу и для воплощения в жизнь требует значительных знаний и навыков. Московский Учебный центр корпорации Hewlett-Packard предлагает курс «ITIL в управлении IT-услугами», в котором слушателям излагаются основы управления услугами, систематизированные в Библиотеке инфраструктуры ИТ (Information Technology Infrastructure Library — ITIL). По мнению руководителя центра Владимира Оверченко, курс, который читается уже больше года, пользуется все возрастающей популярностью и за это время не получил ни одного отрицательного отзыва.

ITIL представляет собой серию из десятков книг, в которых обобщен лучший международный опыт по различным областям функционирования ИТ. Изначально эта информация собиралась и систематизировалась комитетом по телекоммуникациям при правительстве Великобритании, а сейчас поддерживается бесприбыльной независимой организацией EXIN (www.exin.nl). Изучение ITIL позволяет сформулировать основные концепции управления ИТ как управления услугами, которое базируется, прежде всего, на структуризации всей деятельности ИТ-подразделения, четком формальном описании любых процессов, происходящих в компании и связанных с использованием компонентов информационной инфраструктуры, а также определении ролей и контроле ответственности специалистов.

Перенести теоретические постулаты ITIL на реальную почву конкретной компании позволит, например, разработанная в Hewlett-Packard типовая модель информационных технологий IT Reference Model. Опираясь на систему стандартов ITIL, типовая модель описывает основные группы процессов, отражающие разные аспекты жизненного цикла ИТ-услуги — от анализа тех задач, которые бизнес-подразделения ставят перед отделом автоматизации, до определения спецификаций услуги и разработки соглашений об уровне обслуживания, реализации, развертывания и поддержки услуг. В трехдневном курсе слушателям дается представление о концепциях ITSM, заложенных в ITIL, вводится понятие ИТ-процесса и подробно рассказывается об основных процессах, описанных в типовой модели:

n управление инцидентами (Service Desk) — процесс, обеспечивающий единую точку контакта для клиентов ИТ-отдела, с которого, как правило, компании начинают внедрение ITSM;

  • управление проблемами;
  • управление изменениями;
  • управление конфигурациями;
  • управление программным обеспечением и его распространением;
  • управление доступностью ресурсов;
  • управление возможностями;
  • управление техническими ресурсами;
  • управление затратами;
  • управление уровнем обслуживания.

Для каждого процесса вводится необходимая терминология, определяются цели, задачи и метрики, описываются связи с другими процессами и т.д.

Курс «ITIL в управлении ИТ-услугами» рассчитан на специалистов и руководителей ИТ-отделов. Учитывая большой интерес к тематике курса, Учебный центр НР разработал однодневный выездной семинар для ИТ-менеджеров «ITIL как обобщение передового мирового опыта в управлении информационными службами», в сжатой форме предлагающий обсудить ITIL и процессы типовой модели НР.

Курс по ITIL и ITSM рассказывает о мировых стандартах и общих методиках внедрения ITSM, не привязывая их, и это особо подчеркивают преподаватели Учебного центра НР, к конкретным продуктам - изложенные в ITIL идеи применимы к компаниям любого масштаба в любых экономических условиях. Типовая модель позволяет адаптировать эти идеи к конкретным условиям конкретной компании, но не ставит их в зависимость от специфики реализации. У Нewlett-Packard имеется в распоряжении технологический инструмент для поддержки ITSM — платформа HP OpenView. Использованию модулей OpenView в реализации управления информационными сервисами посвящен двухдневный лекционный курс с демонстрацией продуктов. Как правило, он ставится в расписание занятий сразу же вслед за курсом по ITIL.

Учебный центр НР предлагает своим слушателям два курса по общим концепциям и способам реализации ITSM. Учитывая большой интерес и реальную потребность российских заказчиков в изучении управления ИТ-услугами, в центре ведется работа над тем, чтобы вся цепочка курсов, семинаров и экзаменов по ITSM, позволяющая получать сертификат международного образца, стала доступной отечественным специалистам.

Наталья Дубова