Реклама

Институт развития Интернета, возглавляемый советником президента РФ Германом Клименко, провел в Москве очередной форум, ориентированный на проработку поручений Владимира Путина, которые тот подписал по итогам встречи с участниками первого российского форума «Интернет-экономика», состоявшегося 22 декабря 2015 года.

Задачами форума «Интернет + Образование» стало обсуждение проблем, связанных с подготовкой ИТ-специалистов в российских вузах. На форуме предполагалось затронуть вопросы развития единой информационно-образовательной среды, подготовки образовательных программ, проблемы оценки качества онлайн-курсов в сфере высшего образования, а также пути развития открытого образования в России. Форум также должен был стать площадкой для подготовки «дорожной карты» в соответствии с поручениями президента РФ.

Проблема нехватки квалифицированных ИТ-кадров, действительно, является одной из самых острых. Широко разошлось, например, заявление главы Минкомсвязи Николая Никифорова о том, что России для проведения структурных реформ нужен как минимум миллион программистов, примерно в три раза больше, чем сейчас.

Несмотря на тесное сотрудничество российских вузов с ИТ-компаниями в течение последних двух десятков лет, многочисленные профильные кафедры, открытые этими компаниями, сложившуюся практику стажировки студентов у ведущих игроков рынка, проблемы ИТ-образования, судя по характеру обсуждений на форуме, остались все те же: архаичность образовательных программ, которые не отвечают реалиям сегодняшнего дня, нехватка у выпускников знаний и квалификаций, которых требуют их будущие работодатели, отсутствие непрерывного обучения и программ профориентации.

Что же предлагает сделать в этой ситуации ИРИ?

Как признал Клименко, ИТ-образование — это один из самых сложных участков в программе глобального реформирования ИТ-отрасли. Поэтому начать в ИРИ планируют с мониторинга всех российских вузов. В его рамках планируется узнать, сколько специалистов по ИТ и по каким направлениям они сейчас готовят , а также составить перечень кафедр, которые открыты в них в партнерстве с ИТ-компаниями. Клименко также подчеркнул, что на сегодняшний день такие кафедры открывают преимущественно западные компании, что неприемлемо в контексте курса на импортозамещение, взятого российским государством. К мониторингу в ИРИ планируют привлечь Общероссийский народный фронт, а также крупные российские ИТ-компании.

Результатом такого исследования, по словам Клименко, станет понимание текущей ситуации с ИТ-дисциплинами в вузах и определение, какие образовательные программы в них нужны, чтобы увеличить количество и качество выпускников по ИТ-специальностям.

Помимо переработки образовательных программ, нужно изменить подход к подготовке педагогов, считает председатель комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Леонид Левин. Он подчеркнул, что в условиях постоянно появляющихся новых технологий нужны учителя нового поколения, которые будут не столько носителями знаний, сколько проводниками в мир новых возможностей.

Левин также высказался в пользу разработки новой программы подготовки ИТ-специалистов, которая впоследствии могла бы быть масштабирована и реализована уже на общероссийском уровне, с привлечением государства.

В последние несколько лет наблюдается важная тенденция — повышение вариативности образовательных программ, отметил заместитель министра образования и науки Александр Климов. По его словам, студенты все чаще думают о том, куда они пойдут работать после окончания вуза, и в соответствии с этим стараются выстроить свою программу обучения. Эту тенденцию стоит поддержать и предоставить студентам возможность максимально гибко выбирать образовательные модули, поскольку это увеличивает их шансы получить востребованные на рынке специальности, заметил Климов. Замминистра также отметил, что в министерстве готовятся поправки к закону об образовании, которые призваны облегчить процесс создания базовых кафедр в различных форматах.

Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив, обратил внимание на необходимость создания системы непрерывного образования «школа-вуз-работодатель». Такая система позволила бы, по его мнению, с одной стороны, эффективнее отбирать наиболее талантливых, а с другой более гибко реагировать на постоянно изменяющиеся потребности рынка в том, что касается ИТ-знаний и компетенций. Но учитывать надо не только текущие потребности рынка, но и будущие, добавил директор департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрий Чернов.

На форуме также обсудили проблему взаимосвязи между профессиональными стандартами, которые сейчас активно разрабатываются, в том числе для ИТ-отрасли, и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Как напомнил заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Сергей Пилипенко, закон 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предписывает привести все ФГОСы к требованиям профстандартов, и поскольку «жизненный цикл» последних составляет около трех лет, с тем же интервалом придется корректировать и ФГОСы, и соответственно образовательные программы в вузах.

Пытаясь поспеть за профстандартами, надо учитывать, что не для каждой новой технологии требуется новая профессия, а значит, и профстандарт, добавил исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев. появляется много, но не под каждую нужна новая профессия. Поэтому, считает он, необходимо найти баланс между фундаментальным образованием и прикладным, чтобы не развивать одно в ущерб другому.