В последние годы в Facebook занялись пристальным изучением рынка баннерообменных сетей, и результаты этой инспекции оказались разочаровывающими. После чего в компании решили вывести из эксплуатации один из компонентов системы выдачи и учета эффективности рекламы Atlas, который позволял заказчикам покупать рекламное пространство на других сайтах и в мобильных приложениях с использованием механизмов таргетинга Facebook. Впрочем, баннерная и другая «не имеющая ценности» реклама, как теперь отзываются о ней в Facebook, вряд ли исчезнет из WWW, как бы к ней ни относилось руководство социальной сети.

«В Facebook пришли к выводу, что реальный доход приносит только 'нативная' и видеореклама, в связи с чем в компании прекращают участвовать в продаже рекламных модулей других типов через свой и другие сайты», — пояснила Сьюзан Байдел, старший аналитик Forrester Research.

Учитывая, что подобный шаг сделал такой крупный оператор рекламной платформы, как Facebook, можно было бы предположить, что это начало неминуемого заката баннеров и расцвета натуральной и видеорекламы, объемы продаж которой у компании выше.

Дейв Якубовски, директор по рекламным технологиям Facebook, написал в блоге, что в компании за последние годы обнаружили колоссальные объемы недобросовестной рекламы, «поразившись количеству блоков, не имеющих никакой ценности». Самыми злостными нарушителями оказались те, кто размещает обменные объявления и баннеры, а единственные виды рекламы, которые приносят существенный доход, это натуральная и видеореклама, утверждает Якубовски.

Если говорить точнее, 75% рекламных объявлений, размещенных на платформе видеорекламы LiveRail через не работающую теперь рекламную биржу Facebook, пришлось удалить из-за неприемлемо низкого качества, добавляет он. В начале этого года в Facebook также вынуждены были урезать планы в отношении LiveRail и прекратили регистрацию новых заказчиков. На долю баннерной рекламы приходилось подавляющее большинство низкокачественных публикаций, утверждают в Facebook, но недавние перемены касаются и других форматов объявлений, которые должны были продаваться через биржу.

По словам Якубовски, в Facebook попросту не могли позволить себе и дальше продавать рекламу, которая приносит минимальный доход. Но «когда в Facebook говорят, что те же объявления почти наверняка были размещены через альтернативную низкокачественную биржу, первое, что приходит на ум, это Google», отметил Эндрю Фрэнк, вице-президент Gartner.

В Facebook за последние месяцы четко обозначили свою позицию по баннерным и другим рекламным публикациям, однако нет гарантии, что другие последуют примеру компании — явное неприятие баннерной рекламы со стороны Facebook может и не отразиться не индустрии в целом.

«Если бы баннеры были настолько бесприбыльными, как об этом говорят в Facebook, то рынок наглядной рекламы вряд ли вырос бы почти до 7 млрд долл., — полагает Фрэнк. — Конечно, хотелось бы, чтобы мусорная реклама ушла в прошлое, но боюсь, она существует, поскольку есть спрос. То, что для одного — лживый непрошеный баннер, для другого — билет к вожделенному похудению».