Более 50 лет назад компания Xerox представила фотокопировальное устройство, в котором использовался процесс сухой проявки, получивший название ксерографии. Это изобретение создало условия для постепенного отказа от машинописных экземпляров документов, получаемых при помощи копировальной бумаги. Новая технология оказалась настолько популярной, что десятилетиями во многих странах пользователи просили сделать им не фотокопию, а ксерокс документа.

Сотрудники Исследовательского центра Xerox в Пало-Альто (Xerox PARC) также явили миру сеть Ethernet и графический пользовательский интерфейс, заложившие основы для многих разработок, поменявших облик компьютерных систем.

Сегодня компания Xerox, в которой с годами сформировались бизнес услуг и управления документами, переживает не лучшие времена и вынуждена искать пути оптимизации, отказываться от части ранее приобретенных предприятий, аутсорсинга бизнес-процессов и сопутствующих услуг.

Компанию планируется разделить на два независимых предприятия: одно будет заниматься оборудованием для автоматизации офисной деятельности, в том числе устройствами печати, а другое – бизнесом услуг в сфере управления документооборотом и процессами печати. По сообщениям газеты New York Times, которая сослалась на осведомленный источник, второе предприятие будет сформировано большей частью на базе компании Affiliated Computer Services, чья специализация — аутсорсинг бизнес-процессов. В 2010 году Xerox купила ее за 6,4 млрд долл.

По-видимому, грядущие перемены станут итогом переговоров с известным своим радикальным подходом инвестором Карлом Айканом — в прошлом году он приобрел крупный пакет акций Xerox и заявил, что намерен повлиять на будущее компании. Айкан должен получить три места в совете директоров компании, которая будет заниматься аутсорсингом бизнес-процессов.

Ожидается, что о разделе Xerox объявит в ходе предстоящей конференции, посвященной результатам очередного финансового периода. Пресс-служба компании отказалась комментировать публикации, появившиеся в СМИ. Айкан же в интервью CNBC заявил: «Думаю, предстоящие реформы станут серьезным шагом вперед, который поможет акционерам извлечь из всего этого заметную выгоду».

В своей теперешней стратегии Xerox следует примеру компании Hewlett-Packard, разделенной не так давно на две части, одна из которых сосредоточилась на решениях для корпоративного сектора, а другое подразделение занялось поставками принтеров и ПК. Гигант электронной коммерции eBay в прошлом году тоже выделил свою платежную систему PayPal в отдельное предприятие.

Предполагаемое разделение заставит Xerox поменять стратегию, которая опиралась на наличие диверсифицированного продуктового портфеля, способного удовлетворить самые разные бизнес-запросы. «Сегодня мы трансформируем модели, в соответствии с которыми во всем мире осуществляются продажи, обучение, перевозки, публикации, банковское обслуживание, предоставление медицинских услуг и т.д., – говорила генеральный директор Xerox Урсула Бернс в мае прошлого года. – Помогая бизнесу и госструктурам любого рвзмера решать стоящие перед ними задачи, мы каждый день делаем мир чуточку лучше».

В соответствии с прежней стратегией, в августе прошлого года в Xerox купили компанию RSA Medical, предоставляющую услуги оценки состояния здоровья и управления рисками фирмам, занимающимся страхованием здоровья и жизни. Дочерняя компания Xerox Midas+, работавшая на рынке медицинских услуг, приобрела компанию Healthy Communities Institute, поставщика платформы SaaS, которая осуществляет централизацию полученных из разных источников частных, медицинских и открытых данных, помогая клиникам и прочим учреждениям системы здравоохранения.

Названия вновь создаваемых компании, как и имена их руководителей в Xerox, пока не называют. Как предполагается, реорганизация должна быть завершена до конца текущего года. В 2015 году бизнес, связанный с оборудованием для работы с документами, принес Xerox примерно 11 млрд долл., услуги — примерно 7 млрд, причем более 90% из них составили регулярные платежи.

В Xerox уверены: разделение поможет обоим направлениям бизнеса, поскольку они служат разным потребностям клиентов, имеют разные источники роста бизнеса, операционные модели и структуры затрат.

Xerox придется вносить изменения и в свою аутсорсинговую стратегию. В декабре 2014 года было принято решение о продаже бизнеса ИТ-аутсорсинга Xerox компании Atos за 1,05 млрд долл. Причина в том, что масштабы этого бизнеса не позволяли Xerox выдвигать клиентам дифференцированные предложения. По условиям соглашения Atos должна была предоставлять Xerox и ее клиентам ИТ-услуги, в то время как основные усилия Xerox предполагалось сосредоточить в области аутсорсинга бизнес-процессов и обработки документов.

В октябре компания Xerox, основанная в 1906 году, сообщила о том, что в четвертом квартале 2015 года объем ее продаж составил 4,6 млрд долл, то есть сократился на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Квартальная прибыль составила 285 млн долл, увеличившись за год на 43%. В октябре, выступая на пресс-конференции по поводу подведения финансовых итогов предыдущего квартала, Бернс заявила, что компания во всех деталях проанализирует «структуру своего портфеля».