Реклама

Комиссия изучает барьеры, возникающие сегодня на пути трансграничной интернет-торговли электроникой, цифровым контентом, одеждой и обувью. Эксперимент, предложенный в марте европейским комиссаром по вопросам конкуренции Маргерит Вестагер, стал одной из 16 инициатив по превращению Евросоюза в единый рынок цифровых товаров и услуг.

Комиссия предполагает, что ограничения, заложенные в соглашениях о дистрибуции, мешают клиентам приобретать электронным способом товары и услуги в других странах ЕС. Проводимое антимонопольными органами исследование должно показать, насколько обоснованы эти предположения и какое влияние названные ограничения оказывают на конкуренцию и потребителей. «Если они мешают свободной конкуренции, мы инициируем соответствующие действия согласно правилам антимонопольной борьбы», – заявила Вестагер.

Производители, оптовики и компании, занимающиеся розничной электронной торговлей, в ближайшие недели получат от Комиссии запрос на получение дополнительной информации. Результаты предварительного анализа планируется опубликовать в середине 2016 года.

Упрощению трансграничной электронной торговли для компаний и конечных потребителей Еврокомиссия придает очень большое значение. Планируется гармонизировать правила составления договоров и обеспечить защиту потребителей при совершении электронных покупок, создав таким образом условия для свободного проведения трансграничных закупок и продаж.

Намечены также меры по упрощению доставки посылок. Сегодня 62% компаний, занимающихся электронными продажами, жалуются на высокую стоимость доставки отправлений.

В Комиссии считают, что неоправданным географическим барьерам пора положить конец. Некоторые продавцы блокируют потребителям доступ к своим сайтам в зависимости от их местоположения или перенаправляют их в местный магазин с совсем другими ценами. Законодательные инициативы, направленные на разрушение такого рода барьеров, должны быть готовы к концу текущего года.

Одновременно планируется реформировать правила взимания налога на добавленную стоимость, особенно для небольших и средних предприятий, с тем чтобы при продаже физических товаров в другие страны продавцы могли воспользоваться преимуществами единой электронной регистрации и платежей.

Реформы в области электронной коммерции не единственные новшества, с которыми столкнутся технологические компании. В рамках реализации стратегии Единого цифрового рынка Комиссия проведет «исчерпывающий анализ» роли электронных платформ, включая поисковые механизмы, социальные медиа и магазины приложений.

Эксперимент, который должен быть проведен до конца текущего года, затронет американских технологических гигантов вроде Google, Apple и Amazon.com. Будут рассмотрены политики ценообразования, прозрачность результатов поиска, а также использование компаниями персональной информации. Планируется изучить также способы, с помощью которых платформы продвигают свои собственные сервисы и создают дополнительные препятствия для конкурентов в рамках, не охваченных пока антимонопольным законодательством.

Вся эта деятельность будет вестись на фоне инициированного ранее расследования в отношении поисковой системы Google. В апреле Google были предъявлены обвинения в нарушении антимонопольного законодательства и злоупотреблении доминирующим положением поисковых интернет-сервисов в Европе, выражающемся в систематическом предоставлении компанией преимуществ своим собственным продуктам. Одновременно начато антимонопольное расследование в отношении практики продвижения приложений Google для мобильной операционной системы Android.

Данная стратегия Комиссии закладывает основы будущей цифровой экономики Европы и улучшает возможности развития европейских стартапов и континентальных телекоммуникационных сетей.

Планируется также реформировать правила защиты авторских прав. До конца 2015 года Комиссия намерена устранить различия между национальными правилами охраны авторских прав, обеспечив пользователям широкий доступ к контенту в рамках всего Евросоюза. Люди, покупающие через Интернет фильмы, музыку и текстовые произведения, смогут совершать соответствующие приобретения и в других странах. Одновременно будет усилена и ответственность за нарушение прав на интеллектуальную собственность.

Конкретные формулировки законодательных инициатив должны быть готовы к концу 2016 года. Для воплощения их в жизнь потребуется поддержка Европарламента и Совета ЕС.