Реклама

Основные итоги таковы: оборот компании вырос на 45% и достиг 1,35 млрд руб. (без НДС), 90% выручки принесла «Виртуальная АТС», остальные 10% приблизительно в равных долях дали продажи систем CRM и «Центров обработки вызовов». Продолжая региональную экспансию, компания открыла еще четыре офиса — в Воронеже, Краснодаре, Красноярске и Перми. Региональные продажи росли гораздо быстрее столичных; они увеличились на 84%, причем в некоторых городах средний месячный платеж абонента (ARPU) превышал среднемосковские 4 тыс. руб. — в Новосибирске он составил 5,8 тыс., в Перми — 5,47 тыс.

Дмитрий Бызов, генеральный директор «Манго Телеком», считает, что успех в регионах обусловлен наличием там полнофункциональных локальных офисов — даже облачные сервисы невозможно полноценно оказывать чисто удаленно, не говоря уже об их продвижении в массы заказчиков. А это не такое простое дело — для открытия филиала в каждом городе приходится получать лицензию оператора связи, создавать технический узел в дата-центре региона (найти в достаточной мере надежно работающий ЦОД порой бывает нелегко), обеспечивать доступ к узлу надлежащим госструктурам, заключать договоры с несколькими крупнейшими операторами связи.

Все эти непростые процедуры приходится проходить в любом городе, независимо от его размера. Поэтому по мере исчерпания городов-миллионников в «Манго» задумались о путях дальнейшего развития. Рынок стран СНГ показался менее привлекательным, чем европейский, и с 1 сентября должен будет заработать европейский офис, расположенный в Берлине, во Франкфурте-на-Майне для него построен узел связи, компанией ведется локализация продуктов, идет набор и обучение персонала.

Изначально планировалось, что европейский офис заработает еще весной, однако немецкая бюрократия оказалась в чем-то посильнее нашей. Например, крайне дотошно проверялись источники денежных средств «Манго Телеком». Решение этого вопроса значительно облегчило наличие с конца 2013 года в составе акционеров компании инвестиционного фонда Intel Capital.

Еще одним неожиданным открытием оказалось то, что в Европе, как выяснилось, гораздо хуже с Интернетом: если у нас в крупных городах «оптика» подведена чуть ли не к каждому дому, то в Германии оптический кабель заходит в районный узел провайдера, а оттуда трафик передается по медным проводам. Популярные в стране ADSL-соединения, как сказал Бызов, «крайне асимметричны»: если скорость передачи данных к клиенту еще относительно нормальная, то скорость передачи данных от него весьма низкая.

Зато из Берлина можно будет работать не только на территории Германии, но и в ряде других европейских стран.

Что касается России, то в ней грядет реструктуризация региональной структуры компании. В 2015 году к 13 имеющимся офисам прибавится еще семь — во Владивостоке, Волгограде, Тольятти, Тюмени, Ульяновске, Уфе (уже работает) и Хабаровске. Эти два десятка точек присутствия постепенно будут объединяться в региональные кластеры, первый появится на Урале, в Екатеринбурге. В него войдут также пермский, тюменский и челябинский офисы. В дальнейшем появятся кластеры «Сибирь и Дальний Восток», «Юг», «Северо-Запад» (Санкт-Петербург и окрестности) и один или два кластера в Центральном регионе.

Влияние кризиса, по заверению, Бызова, чувствуется, но, с другой стороны, заставляет потенциальных клиентов искать способы повышения эффективности бизнеса. В частности, путем использования продуктов «Манго». Так что в текущем году в планах компании значится поддержание довольно высоких темпов роста бизнеса — приблизительно на 40%.