Поправки, получившие в обиходе название «закон о спаме», разрешают операторам связи рассылать только те рекламные сообщения, на получение которых абонент дал согласие. Организации, заказывающие такую рассылку, обязаны заключать договоры с операторами и предоставлять последним реквизиты, позволяющие их идентифицировать. Любые рассылки, нарушающие установленные законом требования, должны блокироваться оператором.

Как отметила заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, «закон о спаме» разрабатывался и принимался в условиях редкого единодушия законодателей и представителей отрасли. Она также отметила, что закон был сложен в разработке, поскольку требовалось учесть и прописать в нем ряд непростых технических моментов.

Шесть месяцев, прошедшие с момента вступления закона в силу, показали, что он работает. К такому выводу пришли участники открытого совещания, собравшиеся обсудить предварительные итоги работы этого метода борьбы со спамерами. В совещании приняли участие представители Совета Федерации, Роскомнадзора и Минкомсвязи, а также «большой тройки» операторов связи.

Одним из индикаторов, показывающим эффективность работы «закона о спаме», является значительное снижение числа жалоб, считают участники совещания. Как рассказал заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов, в ведомстве отмечают резкое сокращение жалоб на получение нежелательных сообщений: в прошлом году в ведомство, как в последнюю инстанцию, поступило 255 обращений по этому поводу, то есть в среднем 20-22 жалобы в месяц, а с момента вступления закона в силу число обращений снизилось до 5-7 в месяц.

Операторы тоже отмечают резкое снижение жалоб от своих клиентов. Так, руководитель по взаимодействию с контролирующими органами компании «МегаФон» Дмитрий Абрамов рассказал, что до принятия закона ежедневные обращения абонентов измерялись сотнями, а сейчас составляют от 30 до 40 в день. Он также отметил значительное уменьшение числа блокировок со стороны оператора: по итогам 2014 года их число составило 1,2 млрд, а за первые три месяца нового года было заблокировано всего около 300 тыс. сообщений. Начальник отдела управления корпоративной связью и партнерских продуктов компании «ВымпелКом» Николай Коротков подтвердил, что в «Билайне» наблюдается схожая динамика снижения количества SMS-спама и жалоб по данному поводу, несмотря на то что абсолютные показатели у этого оператора немного иные. Заметное снижение числа жалоб подтвердили и представители компании МТС. Абрамов призвал от лица операторов абонентов обращаться с жалобами к ним, а не к профильным ведомствам, поскольку тогда проблемы решаются быстрее и проще.

Вместе с тем, подчеркнула Бокова, операторам связи следует продолжать информирование своих абонентов о способах защиты от SMS-спама и разъяснять их права на получение только тех сообщений, которые они хотят видеть. Эффективным способом могут стать инструкции, рассылаемые операторами связи своим абонентам, в которых подробно и понятно описывается алгоритм действий в случае получения SMS-спама, добавила замначальника отдела правового обеспечения в сфере связи Роскомнадзора Наталия Моргоева.

«Побочным эффектом» успешной борьбы с нежелательными SMS стало то, что спамеры перетекают в область популярных интернет-мессенджеров, и уже сейчас пользователи таких мобильных приложений, как WhatsApp, iMessage и Viber, получают по меньшей мере одно такое сообщение ежедневно, заметила директор по маркетингу продуктов бизнес-рынка компании МТС Елена Нечай. В этой области, подчеркнула она, операторы связи не имеют никаких рычагов влияния, а потому не могут защитить своих абонентов о т спамеров. Впрочем, обсуждение этого вопроса участники совещания предпочли не продолжать.