«Сегодняшний банк – это ИТ-компания с банковской лицензией, ИТ-стратегия которой неотделима от решаемых бизнес-задач», — заявил Никита Волков, старший вице-президент Сбербанка, подчеркнув, что миссия ИТ-блока банка заключается в его поддержке как эффективного поставщика традиционных и инновационных банковских сервисов. Он отметил также необходимость дальнейшего повышения надежности и масштабируемости критически важных автоматизированных систем.

Одним из компонентов стратегии роста эффективности использования ИТ-ресурсов банка является рассчитанная на четыре года программа создания единой централизованной ИТ-платформы, которая завершается в 2015 году.

Централизация стала возможной после ввода в действие в Москве центра обработки данных «Южный порт». Площадь машинных залов этого ЦОД, который после ввода в действие получил сертификат Tier III от Uptime Institute, превышает 5 тыс. квадратных метров, а потребляемая мощность составляет 20 МВА.

Эта программа, пояснил Андрей Хлызов, главный ИТ-архитектор банка, предусматривает инсталляцию в «Южном порту» программных комплексов, входящих в состав автоматизированной банковской системы, и обеспечение дистанционного доступа к ним сотрудников всех территориальных банков.

К примеру, одним из таких комплексов является единая корпоративная система, предназначенная для обслуживания юридических лиц. Она поддерживается серверами IBM p795 с 256 процессорами. Для повышения надежности оборудование этой автоматизированной системы зарезервировано в одном из арендованных ЦОД (подобное дистанционное резервирование применяется для всех критически важных систем), и в решении Сбербанка развернута технология Oracle Real Application Clusters. Эта система в первый рабочий день после январских каникул 2015 года справилась с обработкой 7 млн платежей.

«В реализации программы централизации приняли участие более 32 тыс. человек. Чистая приведенная стоимость этого инвестиционного проекта оценивается в 6 млрд руб.», — подчеркнул Хлызов.

Централизация значительно повысила требования к каналам передачи данных. В 2014 году была полностью реорганизована система спутниковой связи, обеспечивающая взаимодействие со структурами банка на северо-востоке страны.

Задача еще одной масштабной программы Сбербанка — повышение уровня надежности критически важных автоматизированных систем до четырех девяток, при котором время их простая не будет превышать 52 минут в год.

Эта программа должна также обеспечить перевод всех клиентских ИТ-сервисов в круглосуточный режим работы. Планируется также обеспечить рост производительности ИТ-систем, соответствующий требованиям развития бизнеса банка.

Программа, охватывающая всю инфраструктуру, запущена в 2013-м и рассчитана на четыре года. К настоящему времени удалось полностью зарезервировать наиболее критичные системы, что позволяет восстанавливать их работспособность при возникновении проблем в основном центре обработки данных.

Кроме арендованных центров обработки данных Сбербанк обладает дублирующей ИТ-системой, которая осуществляет обслуживание клиентов во время обновления программного обеспечения и других регламентных работ. Функциональность этой системы постоянно наращивается, что уменьшает время запланированных простоев.

С момента ввода в действие программы повышения надежности время технологических простоев уменьшено в 2,5 раза, количество инцидентов в системах банка – в 2,4 раза, а связанное с ними суммарное время простоев – в 4 раза.

В Сбербанке планируют строительство еще одного центра обработки данных, ИТ-ресурсы которого позволят, в том числе, отказаться от аренды резервных площадок. В настоящее время решается вопрос о размещении этого ЦОД с мощностью потребления в 32 МВА. Ранее говорилось о Сколково, в банке и сегодня не исключают такую возможность. Строительство планируют начать в 2016 году, а завершить — в 2018-м.

Ситуация в экономике и геополитческие проблемы не могли не сказаться на ИТ-программах Сбербанка. По словам Волкова, там не намерены отказываться ни от одного мероприятия в бизнесе и ИТ, хотя наименее критичные проекты сдвигаются по срокам и около 10% ИТ-бюджета 2015 года будет перенесено на более позднее время.

В банке думают об импортозамещении. Программные системы кредитной организации содержат немало зарубежных компонентов, включая СУБД и иное инфраструктурное ПО таких производителей, как Oracle и Microsoft. Хлызов утверждает, что альтернатива им существует, и не обязательно российская. Волков уверенно заявляет о невозможности внешнего воздействия на продукты зарубежных производителей, установленные в банке, хотя и признает, что при неблагоприятном развитии событий могут возникнуть проблемы с обновлениями и технической поддержкой.