В ходе конференции, состоявшейся после публикации IBM отчета о прибыли и убытках, Рометти твердо настаивала на том, что мероприятия, приведшие к снижению прибыли, и сделка, которая должна реформировать подразделение электронных компонентов, совершенно необходимы IBM для сохранения конкурентоспособности в условиях быстрых перемен, происходящих в ИТ-отрасли.

«Результаты нашей работы по итогам последнего квартала действительно оказались разочаровывающими, и не стоит думать, что мы пытаемся как-то преуменьшить их значимость, – заявила она. – Но нужно четко понимать, что отрасль уходит вперед, и нам нужно претворять в жизнь стратегию, которая открывает перед IBM определенные перспективы. Внесение существенных коррективов в процессы управления компанией меняет ее облик, и я абсолютно убеждена, что мы находимся на правильном пути».

Корпорация IBM объявила о том, что заплатит GlobalFoundries за передачу ей своего подразделения по производству электронных компонентов.

На первый взгляд, готовность IBM заплатить за передачу своего бизнеса с оборотом в 7 млрд долл. шокирует, но эта выручка, по словам Рометти, является «пустыми калориями». А убытки корпорации от деятельности этого подразделения в 2013 финансовом году оцениваются в 700 млн долл.

«Принимая решение о передаче производства электронных компонентов, мы больше думали даже не о прошлогодних убытках, а о решении стратегических задач, – пояснила Рометти. – Анализируя оборот, я прежде всего смотрю на возможность получения компанией дополнительных ценностей. Производство микроэлектроники требует больших капитальных затрат, а в перспективе эти затраты возрастут еще сильнее, поскольку процесс изготовления подложек становится все более сложным и дорогостоящим. Так пусть лучше этим бизнесом занимается кто-то другой. Компании не стоит извиняться за распродажу активов, которые не приносит ей ценностей и не относятся к ее ядру. А освободившийся капитал нужно пустить на другие цели».

IBM по-прежнему будет проводить серьезные инвестиции в микроэлектронику (на научные исследования планируется выделить 3 млрд долл.), но при этом компания отказывается от собственного производства, намереваясь продавать лицензии на технологии другим игрокам.

Помимо высвечивания финансовых потерь, обусловленных сделкой с GlobalFoundries, результаты третьего квартала, который завершился в сентябре, показали, что у компании есть трудности и с развитием бизнеса в целом.

Чистая прибыль по итогам третьего квартала составила 3,5 млрд долл., что на 17% ниже результатов, продемонстрированных за аналогичный период прошлого года (4,1 млрд долл.). Объем продаж сократился на 4% до 22,4 млрд долл. Рометти объяснила эти цифры временным, но существенным снижением покупательской активности клиентов.

В ИТ-отрасли сегодня происходят беспрецедентные изменения, связанные с перемещением предприятий в облако, распространением мобильных технологий, развитием социальных сетей, ростом объема данных и необходимостью их анализа, а также акцентированием внимания на вопросах безопасности.

В этих условиях перед компанией открываются потенциальные возможности увеличения маржи и добавленной стоимости.

«Меняется весь устоявшийся уклад отрасли, и нам тоже приходится меняться, – указала Рометти. – Многие наши инициативы направлены на то, чтобы помочь компании закрепиться на развивающихся рынках».

Только в текущем году IBM предложила корпоративным клиентам когнитивный облачный сервис Watson, вложила 1,2 млрд долл. в свои облачные ЦОД и еще 1 млрд долл. в платформу облачного программного обеспечения Bluemix.

Укрепляются партнерские отношения с Apple и SAP, что помогает IBM своевременно выдвигать актуальные предложения своим корпоративным клиентам.

«Быть может, стартапы при решении своих задач начинают отдавать предпочтение другим, более новым сервисам, уже не полагаясь на IBM?» – поинтересовался один из аналитиков, присутствовавший на встрече. Рометти сразу отвергла это предположение, указав, что многие стартапы используют инфраструктурные сервисы IBM Softlayer, а к платформе Watson проявили интерес уже более 3 тыс. партнеров.

Цель IBM заключается в том, чтобы предлагать предприятиям новые технологии, которые они могли бы интегрировать в свои операции. В мире есть масса инновационных стартапов, но предприятиям необходимо найти способ интеграции новых технологий в уже существующую инфраструктуру, и с этой точки зрения IBM находится в уникальном положении и способна оказать им неоценимую помощь.

Если говорить об облаке, многие организации сейчас переходят на гибридные операции. В этом случае некоторые задания (особенно те, которые требуют оперативности) выполняются в облаке, тогда как учетные системы продолжают функционировать на территории предприятия.

«Мы видим, что происходит сегодня и что интересует людей, – отметила Рометти. – В этом сценарии IBM выступает в роли навигатора, помогая клиентам создавать гибридные системы».

Затраченные усилия уже начинают окупаться.

В 2013 финансовом году объем продаж в сфере больших данных и аналитических средств составил 16 млрд долл. В нынешнем году к настоящему моменту бизнес этот вырос на 8%. В 2013 году облачные сервисы принесли 4,4 млрд долл., а в текущем году их рост уже достиг 50%. Социальные сети, мобильные технологии и продукты обеспечения безопасности также демонстрируют очень приличные темпы роста.

«Таким образом, мы видим, что в мире появляются новые крупные направления бизнеса, для которых характерны весьма высокие темпы развития», – констатировала Рометти.