ИТ-менеджер
На руководящих ролях приходится часто действовать по своему усмотрению: четких должностных инструкций нет

Он предлагает проходить психологическое тестирование — диагностику типа личности по системе Майерс-Бриггс (MBTI) — всем, кто посещает в ESMT его курс обучения руководству отделами ИТ.

Пеппард проанализировал результаты прохождения теста MBTI 200 ИТ-менеджерами, обучавшимися на курсе за последние 10 лет. Хотя всего в системе MBTI 16 типов личности, 70% ИТ-директоров попадают в категорию ISTJ — «интроверсия, здравый смысл, мышление, суждение». То есть, проще говоря, в стереотипные «гики»-компьютерщики.

«ИТ-руководители похожи тем, как они воспринимают мир: это преобладание здравого смысла, сосредоточенность на конкретных фактах и личном опыте, — отмечает Пеппард. — Схожи они и принципами принятия решения: у них преобладает мышление, то есть получение выводов на основе максимально непредвзятого и объективного логического анализа. Кроме того, эти люди предпочитают быть закрытыми, 85% протестированных — интроверты».

По словам Пеппарда, люди категории ISTJ имеют как черты, способные помочь преуспеть в их работе, так и мешающие быть успешным руководителем.

«У ISTJ сильное чувство ответственности, а также большая лояльность к работодателю и привязанность к близким, — продолжил он. — Они полагаются на знания и опыт и стараются решать актуальные практические проблемы организации. Обычно они предпочитают работать в одиночку, и можно быть уверенным, что порученные им задания будут выполнены вовремя. Их можно назвать практичными, прагматичными и здравомыслящими, но также независимыми, негибкими и чересчур серьезными. Они стремятся к совершенству и не любят перепоручать дела кому-то еще. У них есть склонность сильно вдаваться в детали, поэтому зачастую они «за деревьями не видят леса».

ИТ-директора не могут без должностной инструкции

Выяснилось также, что ИТ-директора чаще изучали «директивные», «логические» предметы — математику, физику, инженерное дело, информатику, и что за свою карьеру они по большей части занимают должности, работа в которых регламентирована стандартными правилами и оптимальными методами.

«Они на 'ты' с данными и логикой и предпочитают процессы, директивы и правила», — отмечает автор.

Эта особенность помогает в работе ИТ-специалисту, но может стать помехой, когда ИТ-директор уже поднялся по служебной лестнице. Такой человек может испытывать трудности на руководящей должности, поскольку о том, как управлять бизнесом, не существует никаких официальных указаний, подобных методологиям управления ИТ-проектами.

«На руководящих ролях приходится часто действовать по своему усмотрению. Четких должностных инструкций нет», — отметил Пеппард. По его словам, топ-менеджеры согласны с его оценкой: «Когда я прошу менеджера верхнего звена описать стереотипного ИТ-директора, обычно в ответ перечисляют черты, похожие на преобладающий профиль MBTI из моего исследования. Нередки пожелания вроде 'ему надо чаще выходить на люди', жалуются и на неспособность ИТ-директора видеть картину в целом».

Пеппард уверен, что осознание наличия этих черт полезно, так как помогает работать над своим характером: «Главное качество хорошего лидера — уверенность в себе. То, что вы испытываете сложности, не значит, что вы в принципе не можете стать хорошим руководителем. Но нужно осознать слабые стороны и развивать необходимые черты характера. Есть множество отличных руководителей-интровертов. Они общаются и налаживают контакты, преодолевая себя».

В ноябре прошлого года проводился анализ служебных биографий генеральных директоров компаний, входящих в перечень FTSE 350. Выяснилось, что лишь один человек прежде работал ИТ-директором и что всего три закончили вуз по специальности в области компьютерных наук.