Сейчас одна из наиболее важных задач, стоящих перед крупными розничными сетями, — обеспечение тесной интеграции своих «обычных» торговых точек и интернет-магазина, причем на всех уровнях, от склада до маркетинга. Соответствующие решения предоставляют ряд российских разработчиков и многие лидеры рынка автоматизации бизнес-процессов. Пока отечественные решения пользуются большей популярностью вследствие их относительной дешевизны.

В середине апреля компания «Техносерв Консалтинг» представила аудитории, состоящей преимущественно из руководителей ИТ-подразделений крупных торговых сетей, первый в нашей стране проект внедрения системы Aurora — «магазина из коробки» корпорации IBM, входящего в семейство WebSphere Commerce. Точнее, это первое внедрение в России по заказу отечественного заказчика, сети магазинов Domo. Ранее Aurora внедряли в своих российских филиалах зарубежные ретейлеры, например — «Медиа Маркт». В мире же ею пользуются компании самого разного размера, вплоть до мировых лидеров рынка розницы.

Казанская (по месту «прописки») сеть Domo насчитывает 58 магазинов в 20 регионах страны. До кризиса 2008 года в ней было почти втрое больше магазинов — 134. Сейчас компания, как и российский ретейл в целом, переживает не лучшие времена, одним из средств преодоления трудностей было выбрано техническое перевооружение.

Проект замены самописного решения на Aurora осложнялся двумя обстоятельствами. Во-первых, как отметил Максим Мелешко, руководитель отдела систем маркетинга и лояльности «Техносерв Консалтинг», необходимо было провести бизнес-консультирование компании, «поправить» многие бизнес-процессы. Во-вторых, в Domo меняют ERP-систему, поэтому проектной команде пришлось обеспечивать взаимодействие не только с ныне действующим решением, но и, заранее, с тем, которое в ретейлере только внедряют.

Тем не менее, проектная команда из шести человек — сотрудников «Техносерв Консалтинга», IBM и представителей заказчика — смогла, начав проект в июле прошлого года, к марту сдать его для обкатки в тестовом режиме. А в ближайшее время новый онлайн-магазин Domo будет переведен в промышленную эксплуатацию.

Достаточно сжатые сроки развертывания системы вызвали одобрение у слушателей. Основных тем для обсуждения образовалось две. Во-первых — зачем относительно некрупной сети понадобилось столь сложное и недешевое (оценка проекта — около полумиллиона долларов) решение, когда большую часть функционала можно найти, например, в продуктах «1С: Битрикс». Ответ мог бы дать представитель самого ретейлера, в его отсутствие можно лишь предположить, например, что поскольку Domo входит в группу Татфондбанка, то обкатанное в этой сети решение может быть использовано и для автоматизации работы родственных структур (например, «Белого Ветра»).

Второй вопрос возник к представителям IBM: много ли в России потенциальных покупателей у «полумиллионных» систем (как полагали представители ретейла — не более полусотни). И не стоит ли компании проинвестировать в несколько историй успеха с тем, чтобы занять свою долю рынка, пока российские разработчики не «подтянули» функциональность своих решений к функциональности продуктов IBM и ее прямых конкурентов, на что уйдет года полтора-два.

Предложение «купить» долю рынка у представителей Голубого гиганта энтузиазма не встретило. Однако, по словам Мелешко, среди причин выбора Aurora, было и то, что ценовая политика IBM оказалась гораздо гибче, чем у конкурентов, и решения относительно стоимости лицензий принимались в Москве, а не в далекой штаб-квартире.

Ну и конечно, западные разработчики тоже не стоят на месте. Например, IBM предлагает интернет-магазинам подключение к системе Watson, с которой покупатели смогут обсудить, что именно им необходимо, в диалоговом режиме на естественном языке, а не посредством выбора из меню. Такой проект уже запущен в магазине http://www.thenorthface.com.