Реклама
Татьяна Бертова
Татьяна Бертова не видит большой проблемы в наличии пресловутого «зоопарка»

Автоматизация предприятий, как и любой вид человеческой деятельности, подвержена влиянию если не моды, то тому, что называется «смена парадигмы». К примеру, довольно долго утверждалось, что вершина автоматизации — внедрение всеохватывающей ERP-системы, которая позволит упорядочить процессы и свести к минимуму количество поставщиков решений, используемых на предприятии.

Для крупного предприятия внедрить такую систему считалось обязательным, да и к потенциальным клиентам из числа малых и средних предприятий разработчики ERP-систем приглядывались все пристальнее. Или, по крайней мере, декларировали интерес к рынку SMB.

Длительность и ресурсозатратность внедрения ERP, вкупе с нерадостной статистикой, показывающей, что существенная часть проектов по внедрению выбивается из запланированных сроков и финансовых рамок, а то и вовсе заканчивается ничем, возродил интерес к другому подходу — «внедрять лучшие решения в своем классе» (даже с учетом того, насколько звание «лучшего» девальвировалось из-за частого употребления).

Так, бизнес-единица «Каменная вата» корпорации «ТехноНИКОЛЬ» использует различные продукты «1С», Infor EAM, SAP BW. А в середине июля она представила результаты внедрения двух решений Oracle — Oracle Demantra Demand Management (средство моделирования и анализа спроса) и Oracle Strategic Network Optimization (решение для планирования операций).

«ТехноНИКОЛЬ» — один из крупнейших производителей изоляционных материалов для строительства (оборот в 2012 году 60 млрд руб., 37 заводов, представительства в 35 странах, 6,5 тыс. сотрудников, 57-е место в списке «Форбс» среди непубличных компаний), «Каменная вата» — его старейшее подразделение, дающее около трети доходов и занимающее почти 30% своего рынка.

В «ТехноНИКОЛЬ» не считают нужным создавать всеохватывающую систему — бизнес-единицы сами определяют, как им автоматизировать процессы.

Строительный бизнес, а стало быть, и поставка строительных материалов имеют сезонный характер. Поэтому «Каменной вате» необходимо решать две задачи. Во-первых, определить, какими продуктами и в какой пропорции загружать склады — чтобы и спрос максимально удовлетворять, и с невостребованными запасами не остаться. Во-вторых, на основании прогноза спроса и других данных рассчитать производственный процесс с целью минимизировать простой производственных линий и количество их переналадок на выпуск новой продукции.

За планирование отвечает Oracle Demantra, в которую были загружены данные о спросе за последние годы. Результаты, выдаваемые системой, носят рекомендательный характер. Как заверила Татьяна Бертова, директор по развитию производственной системы «Каменной ваты», если руководители бизнес-единицы имеют по каким-то причинам прогноз, отличный от «машинного», то они могут сделать руководством к действию свой взгляд на ситуацию.

Система Oracle Strategic Network Optimization отвечает за планирование и оптимизацию материальных и ресурсных потоков с учетом прогнозов спроса, схем снабжения, структуры затрат и прибыли и т. д.

Проект реализовывали консультанты компании «Борлас» — они произвели интеграцию систем с корпоративным хранилищем данных и системой бизнес-аналитики.

С января по август прошлого года проектная команда «Каменной ваты» выбирала решения и компанию-внедренца, а уже в ноябре Oracle Demantra и Oracle SNO были введены в тестовую эксплуатацию. Ускорило процесс то, что приложения были установлены в центре обработки данных компании «Крок» (на тот момент только она в России имела необходимый статус Oracle, сейчас соответствующие услуги готова оказать и сама «Борлас»), и то, что программное обеспечение предоставляется по модели BPS, в рамках которой ПО используется по подписке.

Размещение стратегических систем на «сторонних» мощностях у нас пока считается делом рисковым. Однако ранее «Каменная вата» уже разместила в облаке решение Infor EAM.

Проект обошелся в 5,7 млн руб. (большая часть ушла на оплату труда консультантов). Прибыль от внедрения на конец июня, по словам Бертовой, составила 12 млн руб.

Аркадий Карев, вице-президент «Борласа» по вертикальным рынкам, полагает, что сейчас вообще настало время нишевых решений. Практически все крупные предприятия уже внедрили или попробовали внедрить ERP. Поэтому найти нового заказчика очень непросто. Реальные же потребности по части автоматизации бизнес-процессов никуда не делись и с ростом предприятий формируются новые, которые проще и быстрее «закрыть» специализированными решениями. Разработчики таких решений сейчас значительное внимание уделяют обеспечению их интеграции с продуктами других производителей — без этого шансы встроиться в реальную гетерогенную систему предприятия крайне малы.