Артем Ермолаев
Артем Ермолаев: «В социальной сфере эффект от внедрения ИТ крайне высок»

Из 21,8 млрд руб. примерно 45% досталось поставщикам оборудования, 24% вложено в разработку информационных систем и 26% потрачено на оплату услуг. ДИТ — весьма строгий заказчик: штрафы за неисполнение обязательств в срок наложены на каждого четвертого подрядчика.

Основные усилия были направлены на информатизацию здравоохранения и образования, а также на госуслуги, жилищно-коммунальное хозяйство и программу «Открытое правительство». По словам Ермолаева, приоритетом 2012 года была задача увидеть город в режиме онлайн.

Электронной записью на прием к врачу сегодня пользуются 3 млн человек, это 28% населения, прикрепленного к 500 московским поликлиникам, 11% пациентов записываются к доктору через Интернет.

Почти 1,4 тыс школ ведут электронный журнал и передают данные в общегородской электронный дневник, где родители могут просматривать оценки и домашние задания. В 500 школах внедрили SMS-сервис, оповещающий родителей о времени прихода и ухода детей. Как пояснил глава ДИТ, цель этих нововведений — добиться эффекта присутствия родителей в школе.

«В социальной сфере эффект от внедрения ИТ крайне высок», — заявил Ермолаев. Благодаря системе управления потоками пациентов стало понятно, какие поликлиники недогружены и перегружены, где и каких врачей не хватает, появилась основа для оперативного принятия решений.

В результате введения электронной записи в первый класс выяснилось, что примерно в сотне московских школ желающих записаться нет совсем. Теперь департамент образования решает судьбу этих учебных заведений. Единый реестр учащихся лишил директоров школ возможности манипулировать с количеством учеников, чтобы получить большее финансирование. Только за счет сокращения приписок бюджет города сэкономил примерно 5 млрд. руб.

Сделать прозрачнее сферу ЖКХ помогают технологии ГЛОНАСС и видеонаблюдение, что в сочетании с новыми каналами сбора жалоб от горожан дает ощутимый эффект. «Подрядчики начинают понимать, что их работа видна, привыкают работать под контролем», — отметил Ермолаев. Всего по городу установлено 87 тыс. видеокамер, в том числе 55 тыс. на подъездах домов, 15-17 тыс. — во дворах и 2,5 тыс. — в местах массового скопления людей. Обращения граждан по поводу качества работы городских служб собираются на трех интерактивных порталах: gorod.mos.ru, doroga.mos.ru и dom.mos.ru. Несмотря на то что многие жители столицы еще не знают о существовании этих ресурсов, в прошлом году на порталы уже поступило около 70 тыс. обращений. По закону госорганизация обязана отвечать на обращения граждан в течение 30 дней, но для московских чиновников этот срок сокращен до восьми суток. Если гражданина ответ не удовлетворяет, история его взаимодействия с чиновником передается в надзорные органы. Сегодня практически все столичные управленцы пользуются электронной почтой, около 30 тыс. работают в системе электронного документооборота.

На московском портале госуслуг, призванном упростить общение граждан с госорганизациями, доступны 79 сервисов, это 23% всех услуг, оказываемых городом.

Вскоре после выхода в онлайн столичные госуслуги становятся мобильными. В числе последних сервисов, запущенных на мобильном портале госуслуг, приватизация жилых помещений, прием показаний приборов учета воды, получение пособий и компенсаций. Всего на единой мобильной платформе запущено семь приложений для наиболее распространенных устройств под управлением iOS, Android, Windows 8 и Windows Phone, которыми пользуются около 800 тыс человек. Более 30 массовых сервисов доступно с помощью SMS.

Самые популярные платежи на мобильном портале — оплата услуг ЖКХ, штрафов ГИБДД и парковки. Первые результаты эксперимента с платными парковками в центре города показали, что дистанционные способы оплаты не менее востребованы, чем паркоматы, которые дороги в обслуживании и часто становятся объектами вандализма. Как рассказал глава ДИТ, уже через 12 часов после установки первых, еще не включенных, паркоматов один из них был облит бензином и подожжен, в другой воткнут лом, еще несколько выведены из строя менее впечатляющими способами. Удаленная оплата оказалась надежнее и экономически выгоднее.

В 2013 году предстоит добиться полноценного использования созданных информационных систем, при этом основной акцент планируется сделать на развитии мобильных технологий и электронных платежей.

В ближайшем будущем в городскую систему регистрации платежей намечено загрузить начисления за детские сады и дополнительные услуги, оказываемые школами, на сумму более 5 млрд руб. К платежной платформе уже начали подключать учреждения, оказывающие образовательные услуги, чтобы они выгружали данные о платежах из своих бухгалтерских программ.

А в одном из подразделений ГИБДД вскоре начнется пилотная эксплуатация технологии на базе Android-устройств, которая позволит инспекторам составлять и распечатывать протоколы на месте происшествия. Ожидается, что тем самым ускорится оформление ДТП с полутора часов до 30 минут и улучшится ситуация на дорогах. В дальнейшем возможность оформлять документы на мобильных устройствах планируется обеспечить и для сотрудников других служб, работающих на выезде, в том числе жилищной инспекции.

«Мы определяем ИТ-политику города, но не подменяем функционального заказчика, он формулирует потребность, а мы говорим, как можно ее удовлетворить», — подчеркнул Ермолаев.