Дмитрий Лисогор: «И не очень крупный бизнес может работать с Большими Данными»
Дмитрий Лисогор: «И не очень крупный бизнес может работать с Большими Данными»

На форуме Big Data 2012, организованном издательством «Открытые системы», своими мыслями о современных тенденциях, перспективах работы с Большими Данными и об использовании платформы SAP HANA, основанной на обработке данных в оперативной памяти, поделился Дмитрий Лисогор, заместитель генерального директора SAP СНГ, руководитель департамента по бизнес-аналитике и технологиям.

Считается, что в сфере ИТ Россия отстает от Запада на пять-семь лет. В области технологий работы с Большими Данными это отставание сохраняется?

С точки зрения доступности технологий Россия в равном положении со всеми: решения, которые предлагаются в других странах, предлагаются и здесь. А вот с точки зрения проникновения технологий все определяют потребности. Западные компании накопили больший объем структурированных данных и больший опыт их применения. Но при работе с социальными сетями, видео и прочими неструктурированными данными мы имеем дело ровно с теми же задачами, что и весь остальной мир. Я считаю, что здесь отставание России будет существенно меньше. Может быть, объемы данных будут не те, но скорость и многообразие использования будут на уровне.

Как сейчас обстоят дела с использованием SAP HANA в России?

Сейчас с SAP HANA уже работают несколько заказчиков. В «Сургутнефтегазе» система находится в продуктивной эксплуатации с ноября прошлого года: в SAP HANA они увидели для себя большие перспективы. Первый сценарий, который они освоили, — это оптимизация закупок для снабжения своих удаленных объектов по большому числу номенклатурных позиций. Работая в традиционном аналитическом хранилище, они отставали с планированием на несколько дней, а с помощью SAP HANA получают все данные в реальном времени.

Другой проект стартовал в январе и завершается в апреле; там SAP HANA используется для ускорения работы хранилища SAP BW. При этом заказчик сохраняет свои инвестиции в настройку моделей и отчетов в хранилище, но получает значительный прирост с точки зрения производительности.

Насколько российские партнеры готовы работать с SAP HANA и вообще с Большими Данными, и что делает SAP, чтобы их поддержать?

Партнеры проявляют серьезный интерес, но им необходима подготовка по двум направлениям. Во-первых, методологическая — надо понимать, как работать с Большими Данными, какие подходы использовать. Во-вторых, технологическая — это достигается через изучение продуктов. SAP предоставляет партнерам различные возможности обучения, организует пилотные зоны, сотрудничает с аппаратными вендорами, чтобы обеспечить их необходимым «железом».

SAP HANA содержит встроенную вычислительную систему и собственный язык программирования для реализации внутренней логики. Это позволяет создавать решения совершенно иного класса — приложения, которые обрабатывают данные внутри SAP HANA, не используя дополнительные серверы приложений. Разработка таких приложений – перспективная область, в которой тоже могут работать наши партнеры. Сейчас SAP самостоятельно выпускает первые приложения для HANA, чтобы продемонстрировать возможности платформы. Партнеры пока находятся на этапе «впитывания» знаний, но не пройдет и года, как они, по нашим расчетам, начнут предлагать собственные решения такого класса.

Недавно SAP заявила о создании лаборатории в Сколково. Будут ли там работать над проблематикой Больших Данных?

В лаборатории SAP в Сколково HANA будет уделено большое внимание. Там планируется решать прикладные задачи, изучать возможности использования SAP HANA в качестве платформы для тех или иных инновационных разработок. В числе наиболее важных тем, которые будут там прорабатываться, — аналитика и высокоскоростная обработка данных.

Представители каких отраслей больше проявляют интерес к SAP HANA?

Пожалуй, добывающие компании, но скорее за счет того, что эта отрасль вообще превалирует в нашей экономике. В России многие крупные предприятия выделяют средства на развитие инноваций, а госструктуры с недавних пор просто обязаны это делать. На днях было объявлено о создании фонда «Сколтех», в который все госкомпании будут отчислять 1% своего инновационного бюджета.

В марте SAP представила в России решение на основе SAP HANA для малого и среднего бизнеса. Вы полагаете, тема Больших Данных актуальна для небольших организаций?

Да, мы считаем, что наше специальное предложение SAP HANA Edge, которое идет в комплексе с нашей же аналитикой, будет востребовано. Ведь и не очень крупный бизнес может работать с Большими Данными. Мы рассчитываем, что первый заказчик из сегмента SMB появится у нас уже в ближайшие недели.

Технологии Больших Данных только начали свое развитие. По вашим прогнозам, какими они станут лет через десять?

Эта проблематика сейчас набирает вес, и пока не только у нас, но и ни у кого нет достаточно опыта, чтобы делать долгосрочные прогнозы. Ведь еще несколько лет назад никто не ожидал такого бума мобильных технологий. Важно оставаться инновационной компанией, чтобы чутко улавливать тенденции рынка и быстро меняться. Поэтому в SAP недавно перестроили организацию своей внутренней команды разработки. Теперь вместо крупных устойчивых групп разработчики объединяются в небольшие мобильные бригады, каждая из которых решает определенную задачу. Это позволяет сократить циклы создания новых продуктов и быстрее выводить на рынок инновационные решения.

Считается, что наиболее яркие решения, способные преобразить рынок, находятся на стыке нескольких технологий. Если говорить о Больших Данных, с чем могут быть интегрированы эти инструменты?

Сама проблематика Больших Данных возникла на стыке мобильных и облачных технологий. Раньше работа с данными была ограничена экраном офисного компьютера, а сейчас, благодаря мобильным устройствам, она ведется круглосуточно и повсеместно. Информация быстро создается и быстро устаревает, поэтому ее необходимо оперативно использовать. Но когда организация сталкивается с проблемой Больших Данных, ей приходится перестраивать свою инфраструктуру, переводить данные в облака. Идея заключается в том, чтобы переложить бремя инфраструктуры и прочих технологий на профессионалов, предоставив бизнесу решать собственно бизнес-задачи.