Создается она для оперативного реагирования на автомобильные аварии со стороны милиции и других оперативных служб. Для подключения к системе достаточно иметь специальный прибор, который используется как навигатор. При срабатывании датчиков ДТП или при нажатии тревожной кнопки система передает сигнал экстренной помощи в центр реагирования. Цена такого терминала составит 100-150 долл., а его оперативная работа будет бесплатной. С определенного момента все новые автомобили в России будут оснащаться подобными устройствами, а владельцы старых авто смогут установить их самостоятельно.

Однако по словам Александра Гурко, генерального директора компании «Навигационно-информационные системы" (НИС), построенная система будет скорее платформой для предоставления самых разнообразных навигационных сервисов частным пользователям, коммерческим организациям или госструктурам. Планируется оснастить подобными устройствами все автомобили государственных служб, а с 1 июня 2011 года будут даже штрафовать транспортные предприятия, если на их автомобилях не установлены приемники с поддержкой ГЛОНАСС. Сейчас готовится законодательная база для подобных нововведений. Проблемы распространения российской навигационной системы обсуждались на конференции "ГЛОНАСС-решения: в госструктурах и бизнесе", организованной News Conferences.

Собственно, в некоторых регионах уже существуют системы контроля за общественным транспортом. К примеру, в Санкт-Петербурге весь городской транспорт оснащен приемниками ГЛОНАСС, которые позволяют контролировать его движение по маршруту. На остановках установлены информационные табло, на которых пассажирам показывается ожидаемое время прибытия автобуса. Аналогичный проект реализован в Краснодарском крае компанией "Русские навигационные технологии". Контролируется не только муниципальный транспорт, но и школьные автобусы, и машины скорой помощи. Первый проект предполагает интеграцию в уже существующее решение компонентов ЭРА-ГЛОНАСС. Между тем исполнительный директор РНТ Иван Нечаев весьма критично отнесся к предлагаемым НИС единым стандартам взаимодействия: "Мы не можем гарантировать работоспособность нашей системы, если в ней используется чужой протокол". Однако вполне возможно, что взаимодействие с инфраструктурой ЭРА-ГЛОНАСС будет организовано на уровне ситуационных центров и диспетчерских.

ГЛОНАСС постепенно находит свое место в мировой системе позиционирования. Несколько западных производителей микросхем уже объявили о поддержке в своих продуктах российской навигационной системы. Дело в том, что двусистемные приемники могут работать точнее. Сейчас в спутниковом сегменте российской системы навигации более 20 космических аппаратов — они находятся на орбитах, оптимальных для приполярных территорий. Кроме того, пункты коррекции координат привязаны к семи геодезическим центрам на территории России и еще двум — в Антарктиде. В результате отечественная система лучше работает в северных широтах, чем GPS, поэтому для Норвегии, Финляндии и других стран Северной Европы предпочтительнее использовать ГЛОНАСС.

Впрочем, несмотря на поддержку российской технологии позиционирования, все навигационные устройства выдают координаты местности в международном стандарте WGS, в то же время все наши карты составлены в отечественном геодезическом стандарте "Параметры Земли" (ПЗ-90.02), который был принят в 2005 году. Как следствие, иностранный навигатор нельзя совместить с нашими картами — они используют разные представления Земли. Разные модели существуют для того, чтобы максимально точно соответствовать местности, в которой стандарт разработан. В частности, стандарт "Параметры Земли" использует эллипсоид Красовского, а WGS — эллипсоид с иной геометрией. В результате расхождения карты и навигатора могут достигать сотен метров, в зависимости от широты. Для ориентирования по километровой карте это несущественно, но современные системы позиционирования дают точность в один метр, и расхождения могут оказаться серьезными; скажем, для ведения автомобиля на автопилоте точность определения его координат и карты должна быть в рамках одного дециметра. Однако электронных карт в российской системе координат пока не изготовлено. А Российское государство свои усилия по распространению ГЛОНАСС сопровождает продвижением "Параметров Земли».