Google ищет пути, которые помогли бы познакомить с браузером Chrome новых людей; один из таких путей — соглашение с Sony

"В прошлом году мы ждали от Chrome гораздо большего, -- заметил аналитик Gartner Рэй Вальдес. -- В сентябре 2008 года все думали, что Google сможет добиться значительно более весомых результатов, однако браузер не оправдал возлагавшихся на него надежд. И вот, подписав соглашение с Sony, в Google продемонстрировали рынку и конкурентам, что отныне намерены придерживаться более активного подхода при продвижении своего продукта".

В последних новостях сообщается о достижении между Google и Sony соглашения, предусматривающего предустановку браузера на компьютеры Vaio тех моделей, которые предназначены для потребительского рынка. Аналогичные переговоры ведутся сейчас и с другими поставщиками ПК.

В Google подтвердили, что Chrome будет поставляться на новых компьютерах Sony. "Мы продолжаем искать пути, которые помогут нам познакомить с Chrome новых людей, -- утверждается в заявлении пресс-службы Google. -- Договоренность с Sony - один из таких путей".

Корреспонденты Financial Times, первыми сообщившие о достигнутом соглашении, утверждают, что Google ведет переговоры и с другими производителями, а согласно материалам, которые были опубликованы в Wall Street Journal, представители Sony признали, что отныне Chrome будет устанавливаться на машинах Vaio в качестве браузера по умолчанию.

Соглашения подобного рода -- не редкость на рынке конкурирующих друг с другом поисковых систем, но в схватке браузеров события до сих пор разворачивались совсем по-другому. Впервые дорогу к новым ПК выкупил браузер, не имеющий отношения к Microsoft. "Стратегию выхода на рынок, которая широко применялась корпорацией Microsoft, отныне взяли на вооружение и другие производители", -- заметил Вальдес.

"К сигналу, прозвучавшему со стороны Google, безусловно, нельзя не прислушаться, -- добавила аналитик Forrester Research Шери Маклейш. -- Это событие приобретает еще большую значимость в связи с тем, что открывает Google самый быстрый путь к увеличению своей доли на рынке. Компания пытается занять позицию, на которой сегодня находится Microsoft".

С тех пор как Google анонсировала Ghrome, прошел уже год, но Microsoft продолжает сохранять доминирующее положение на рынке браузеров. По оценкам аналитиков компании Net Applications, браузеру Internet Explorer сегодня принадлежит 66,6% рынка. А Chrome довольствуется долей всего лишь в 2,9%.

Очень многие, включая и конкурентов Microsoft, утверждают, что лидерство Internet Explorer объясняется включением этого браузера в состав самой популярной на сегодняшний день в мире операционной системы Windows. Норвежский производитель браузеров, компания Opera Software, к примеру, указывает на это обстоятельство в жалобе, направленной в органы антимонопольного регулирования ЕС. Адвокаты Opera требуют оштрафовать Microsoft за то, что корпорация предоставила Internet Explorer незаконные, по их мнению, преимущества перед конкурентами, включив его в состав Windows.

Под давлением регулирующих органов Microsoft вынуждена была пойти на определенные уступки. В частности, корпорация готова включить в операционную систему, поставляемую европейским потребителям, так называемый "экран голосования", где пользователю при первом выходе в Web предлагается выбрать один из пяти браузеров, в число которых входит и Chrome.

"Пока Google так и не удалось заручиться поддержкой большого количества пользователей, -- отметила Маклейш. -- Но думаю, что недавнее снятие ярлыка бета-версии стало важным событием, и теперь клиенты, выбравшие Chrome, будут чувствовать себя гораздо комфортнее".

По мнению аналитиков, подписание соглашения с Sony является серьезным достижением, поскольку Google удалось убедить производителя ПК в том, что ее браузер действительно способен составить конкуренцию своим соперникам.

"Соглашение с Sony важно еще и потому, что оно демонстрирует всем реальность существования Chrome, -- подчеркнула Маклейш. -- Однако Sony принимает на себя немалые риски. Ведь если Chrome окажется, к примеру, недостаточно безопасным, компании придется столкнуться с недовольством потребителей. Уверена, что в Google, прежде чем заключать сделку, провели тщательную техническую проверку своего браузера и убедились в его жизнеспособности".

Другое дело, будет ли поддержка Sony и прочих производителей компьютеров способствовать укреплению позиций Chrome.

Вальдес, к примеру, расценивает шансы Chrome не слишком высоко. "Лично я не жду какой-то ощутимой реакции рынка на все эти меры. Сегодня Internet Explorer уже нельзя победить лобовой атакой. Необходимо предпринимать какие-то обходные маневры. И таким маневром вполне может стать выпуск операционной системы Chrome OS".

Chrome OS, о работе над которой Google объявила в начале июля, должна быть готова во второй половине 2010 года. Роль встроенного браузера в этой ОС отводится, естественно, Chrome. По сути, вся эта операционная система будет строиться вокруг браузера, поскольку ей отводится роль платформы для запуска Web-приложений.

Аналитики допускают, что в долгосрочной перспективе Chrome OS может представлять серьезную угрозу гегемонии Windows.

Маклейш полагает, что Google сделала уже немало для укрепления позиций своего продукта в схватке браузеров. "При выборе браузера пользователь обращает внимание на следующие три ключевых фактора, -- отметила она. -- Первый -- это известность бренда, с которой у Google все в порядке. Второй касается отношения к инновациям. Предлагает ли браузер что-то новое, чего нет у других и благодаря чему можно повысить эффективность работы в Web?

И наконец, третий связан с возможностью повлиять на других. У Google есть узнаваемый бренд и репутация инновационной компании, однако недостаточный уровень влияния на технологическую политику не позволяет Chrome покорить те высоты, на которые замахнулись его создатели".

Любому конкуренту Internet Explorer приходится преодолевать серьезное сопротивление со стороны корпоративных пользователей, которые категорически отказываются переключаться на другие браузеры. Определенную роль здесь играет еще и отсутствие тех инструментов, которые Microsoft предоставляет для Internet Explorer. Пользователи почти четверти развернутых в мире компьютеров по-прежнему довольствуются версией IE6, которой исполнилось уже восемь лет. Даже представители Microsoft предпочли бы списать этот устаревший браузер в утиль.

Как бы то ни было, сегодня для производителей браузеров наступают нестабильные времена и возможны любые перемены. "Рынок браузеров в настоящее время весьма насыщен, -- утверждает Маклейш. -- Выбор достаточно широк, что создает благоприятные условия для пользователей".

"На рынке сейчас представлено много хороших браузеров, -- вторит ей Вальдес. -- Safari, Firefox, IE8. Их разработчики тоже не стоят на месте".