Проекты, связанные с преобразованием бизнес-процессов и бизнес-моделей, уже идут в 41% заказчиков Softline, причем количество оптимизационных и инновационных начинаний примерно одинаково.

Препятствиями к повышению активности проектов цифровой трансформации руководители и ИТ-директора региональных компаний называют дефицит необходимых компетенций (в 47% случаев) и недостаток финансирования (56%). Вместе с тем осуществить цифровую трансформацию реально без увеличения ИТ-затрат. Эти и другие факты содержатся в исследовании, проведенном ГК Softline и аналитическим агентством OSP Data.

В периметр исследования попали более 150 глав департаментов информационных технологий и руководителей российских компаний, причем две трети из них — владельцы предприятий, генеральные директора и главы стратегически важных для предприятий направлений.

Данные собирались как онлайн (через веб-анкету, включавшую в себя более 50 вопросов), так и в рамках подробных интервью, которых было проведено около 30. Помимо прочего, респонденты отвечали на вопросы о том, как, по их мнению, воспринимают цифровую трансформацию рядовые сотрудники их организаций.

Основные результаты исследования

— Подавляющее большинство респондентов (85%) считают, что их предприятию нужна трансформация. Однако проекты, которые реально способны трансформировать бизнес (открыть новые направления, радикальным образом изменить способ производства и/или поставки на рынок товаров и/или услуг, изменить подходы к управлению предприятием за счет применения цифровой модели производства, и т. д.), реализуются лишь у 41%.

— ИТ-инфраструктура более 75% респондентов основана на виртуализации и гибридных облачных технологиях и потенциально готова обеспечить цифровую трансформацию бизнеса.

— Доля инновационных проектов, целью которых является попытка выйти на новые рынки и/или создать новый продукт, примерно соответствует доли проектов оптимизационных, направленных на снижение издержек и/или экономию ресурсов с помощью цифровых подходов и технологий.

— Ряд направлений, критических важных для осуществления цифровой трансформации, недофинансирован. Яркий пример — кибербезопасность. Большая часть респондентов отмечают, что в структуре ИТ-затрат расходы на ИБ составляют примерно 10%. Есть данные, что средняя по России цифра для предприятий среднего бизнеса почти вдвое выше (17%). Соответствующий показатель в развитых странах как раз около 10%, но там в основном уже решили задачи, на которые наши компании только обратили внимание.

— Среди основных факторов, тормозящих процессы цифровой трансформации, респонденты отметили недостаток финансирования (56%) и дефицит необходимых компетенций (47%). Вместе с тем осуществить цифровую трансформацию возможно без увеличения ИТ-затрат. Одно лишь перераспределение существующих ИТ-бюджетов позволит перевести большую часть проектов ЦТ из категории оптимизационных в инновационные, а также справиться с нехваткой необходимых знаний и опыта.

— Отношение к цифровой трансформации существенно зависит от того, какое место в управленческой пирамиде занимает сотрудник компании. 80% опрошенных отмечают, что такие проекты поддерживаются высшими руководителями их компаний. Однако, по их оценке, на среднем уровне поддержка падает до 53%, а на нижнем — до 14%.

«Исследование подтверждает технологическую и инфраструктурную готовность к процессу цифровой трансформации среди компаний в российских регионах. Оно также предвосхищает смену моделей потребления ИТ-сервисов, которые на данный момент можно назвать для заказчиков базовыми.

Так, совокупность факторов толкает к сервисной модели потребления кибербезопасность. Бизнес полностью перешел в цифровой вид и потому требует защиты от киберугроз, которых органически становится все больше из-за растущей доступности инструментов для кибератак и из-за снижения себестоимости их проведения. Корпоративные отделы ИБ проигрывают конкуренцию специализированным провайдерам ИБ-услуг, поскольку провайдеры предлагают более совершенные способы обнаружения и предотвращения атак, в том числе с использованием искусственного интеллекта и машинного обучения. Ну и специфический фактор для России — это госрегулирование отрасли ИБ. Скорость изменения законодательного ландшафта слишком высока, чтобы привести корпоративную инфраструктуру в полное соответствие с буквой закона силами внутреннего департамента ИБ.

Ситуация с ИБ характерна для корпоративных ИТ в целом. «Гонка вооружений» в ИТ окончена, решить задачи по обеспечению бизнеса информационными технологиями можно в рамках существующих бюджетов — просто перераспределив затраты», — говорит Алексей Бутаков, директор по работе с региональными корпоративными клиентами ГК Softline.

«В ходе этого исследования мы смогли составить картину проблем и перспектив цифровой трансформации глазами региональных компаний, которые, как правило, не попадают в поле зрения аналитиков. Как показал опрос, региональные компании открыты новому и готовы к трансформации. Причем не на уровне деклараций — в большинстве компаний ведутся ИТ-проекты той или иной степени «трансформационности», очевиден практический интерес к переходу в облака, уделяется внимание вопросам информационной безопасности. Респонденты не питают иллюзий относительно того, что та или иная технология (или трансформация в целом) решат все их проблемы, и отчетливо видят сложность встающих задач — кадровых, технических, организационных. Чтобы справиться с ними, они интересуются опытом, накопленным в других компаниях, и выражают готовность делиться своими собственными наработками», — говорит Дмитрий Гапотченко, главный эксперт OSP Data.

###

SoftlineSoftline — лидирующий глобальный поставщик ИТ-решений и сервисов, работающий на рынках Восточной Европы, Америки и Азии. Мы помогаем нашим заказчикам осуществить цифровую трансформацию бизнеса и защитить его от угроз средствами кибербезопасности. Мы предлагаем комплексные технологические решения, облака, программное и аппаратное обеспечение и широкий спектр ИТ-услуг.

OSP DataАналитическая группа OSP Data реализует проекты в области консалтинга, исследований и анализа рынка информационных технологий, входит в состав издательства «Открытые системы».