Журнал Computerworld Россия представил результаты исследования «Бизнес в эпоху Больших Данных», проведенного в октябре-декабре 2015 года при поддержке корпорации IBM. Как показал опрос, в котором приняли участие представители организаций из самых разных отраслей, интерес к Большим Данным растет, потенциальные заказчики строят планы по внедрению технологий Больших Данных, однако реализация таких проектов в России имеет свои особенности.

Задачей исследования было оценить текущее положение дел в области использования технологий Больших Данных, перспективы все более широкого спроса на их внедрение со стороны российских предприятий, а также выявить основные барьеры, возникающие на этом пути. В организации и проведении исследования использовалась методика аналитического агентства OSP Data.

Как свидетельствуют результаты исследования, к использованию Больших Данных уже приступило значительное количество организаций — 38% опрошенных. Наиболее высоким оказался уровень проникновения этих технологий в транспортной отрасли (53%) и здравоохранении (50%), самый низкий показатель зарегистрирован в производственных компаниях, не относящихся к нефтегазовой отрасли и ТЭК (21%).

Что касается областей применения Больших Данных, то свыше половины опрошенных (53%) задействуют их для нужд маркетинга и улучшения продаж, 49% респондентов сообщили, что Большие Данные помогают им осуществлять управление организацией, 42% используют Большие Данные в области финансов и контроллинга, 37% — в логистике.

Хотя принципиальных препятствий для внедрения технологий Больших Данных, судя по результатам опроса, нет, организации не торопятся с реализацией таких инициатив: больше половины тех, кто еще не использует Большие Данные, но предполагает сделать это в будущем, планируют начать выполнение соответствующих проектов не раньше, чем через два года. Наиболее вероятная причина заключается в том, что Большие Данные далеко не везде попали в поле зрения топ-менеджмента: при выработке стратегических решений в области Больших Данных руководители верхнего звена задействованы лишь в 23% организаций, а 19% респондентов и вовсе посетовали на то, что владельцы компаний и инвесторы сомневаются в целесообразности их применения. Как следствие, эти технологии не стали частью стратегии, не считаются приоритетными и зачастую не получают достаточного финансирования.

Как подчеркивают респонденты, именно критерий доходности (окупаемости) проекта сейчас имеет ключевое значение. Руководителям предприятий необходимы неопровержимые доказательства: увеличение показателей бизнес-процессов, охваченных проектом. Между тем мгновенного радикального улучшения, достигнутого в результате внедрения технологий Больших Данных, как правило, не происходит. Причиной диссонанса между ожиданиями и практикой обычно становится незрелость корпоративной культуры. Большинству компаний еще только предстоит поставить данные в центр своих бизнес-процессов. Им необходимо понять, что это едва ли не самый ценный ресурс, освоение которого должно стать частью корпоративной политики.

В исследовании приняли участие 226 респондентов — сотрудники организаций из 18 основных отраслей экономики России: ИТ-директора и менеджеры ИТ-отделов, представители научного и бизнес-сообщества. Первоочередное внимание уделялось реальным и потенциальным заказчикам проектов Больших Данных.