Полупроводниковым компаниям нужно диверсифицировать стратегию продаж, начав ориентироваться на широкий круг мелких заказчиков, способных обеспечить быстрый и стабильный рост, а не полагаться лишь на большие сделки с крупными заказчиками, уверены в Gartner. По данным аналитиков, в 2014 году стартапы и малые производители электроники потратили на микросхемы 78,3 млрд долл., что составило 23% от общего объема рынка.

По оценкам Gartner, всего в мире больше 165 тыс. компаний, приобретающих микросхемы: на долю десятки крупнейших приходится около 40% общего оборота рынка; другие, входящие в топ-100, тратят в совокупности около 30%, а остальные — еще 30%. В последние пять лет некоторые участники верхней десятки снизили объемы заказов, и хотя Apple и Samsung, напротив, сильно нарастили закупки чипов, производители стали ощущать риски зависимости от крупных клиентов и начали расширять аудиторию мелких.

В Южной и Северной Америке, странах Европы, Ближнего Востока, Японии доход от каждого заказчика невелик, но самих заказчиков много.

В Gartner предсказывают, что после 2017 года количество заказчиков сильно вырастет благодаря общему росту рынка электроники и увеличению количества решений в сфере Интернета вещей. Аналитики прогнозируют, что появление все большего числа стартапов и других мелких заказчиков будет обусловлен развитием рынка электроники, которую собирают с использованием деталей от бывших в употреблении или сломанных устройств.

В Gartner считают, что прямые продажи при работе с мелкими заказчиками будут менее результативными, чем использование дистрибьюторских сетей, особенно для производителей микросхем общего назначения. Именно за счет продажи чипов общего назначения дистрибьюторы сейчас получают основную долю доходов, отмечают аналитики. Некоторые дистрибьюторы предлагают услуги поставки комплектующих для уже не выпускаемых изделий, так что мелким производителям не нужно будет заранее заказывать слишком большие партии для нужд техобслуживания.

В Gartner напоминают, что работа с мелкими заказчиками тоже имеет свои риски: в частности, при ослаблении макроэкономики рынок малых заказов обычно сужается. Кроме того, во многих случаях доход от малых заказов может уменьшаться быстрее, чем от крупных. Снизить риски можно за счет диверсификации клиентской базы, считают аналитики.