Важность этого события определяется тем, что IBM уже давно не создает новые рынки, а захватывает уже сформировавшиеся и притом самые привлекательные в коммерческом плане сегменты. Обычно такой захват осуществляется путем приобретения перспективных рыночных игроков и интеграции его технологий в гигантскую экосистему самой IBM. У корпорации настолько мощный инвестиционный потенциал и такая глубокая экспертиза практически во всех областях ИТ, что она способна в сжатые сроки сформировать конкурентоспособный продукт и, обеспечив ему массированную маркетинговую поддержку, вскоре стать как минимум игроком номер два в выбранном для экспансии секторе. И хотя на облачном рынке присутствует немало крупных игроков, IBM сразу же бросила вызов его лидеру — Amazon Web Services. Развернувшаяся между ними борьба за контракты с правительством США подтверждает всю серьезность намерений IBM в отношении этого рынка. Поглощение IBM компании SoftLayer и наметившееся противостояние с Amazon позволяют сделать однозначный вывод: в перспективах данного рыночного сегмента можно не сомневаться. Сама IBM прогнозирует, что ее глобальная выручка от облачного бизнеса составит 7 млрд долл к концу 2015 года.

А что же в России? В нашей стране тоже реализуются крупные облачные проекты — достаточно вспомнить платформу «Ростелекома» O7. Но, судя по данным последнего аналитического отчета, представленного компанией Parallels, одним из главных двигателей рынка облачных сервисов у нас становятся компании малого и среднего бизнеса. А ведь массовый спрос в корпоративном секторе — верный признак взросления рынка. По данным Parallels, за последние 12 месяцев совокупный объем потребляемых предприятиями SMB облачных приложений и инфраструктуры вырос на 32% и составил 20,5 млрд руб., или 633 млн долл. (Для сравнения, в Германии рост в том же сегменте составил 22%, а во Франции — 19%). К 2016 году потребление облачных сервисов небольшими организациями вырастет в 2,2 раза и достигнет 55,6 млрд руб., или 1,7 млрд долл., утверждается в отчете.

В прошлом году самыми популярными у небольших предприятий в России стали инфраструктурные сервисы — их было продано на 7,8 млрд руб. Любопытно, что объем продаж сервисов облачных приложений почти сравнялся с IaaS и составил 7,4 млрд руб. Почти две трети российских компаний среднего и малого размера сегодня пользуются онлайн-приложениями. Еще на 4,2 млрд руб. в прошлом году было продано сервисов веб-присутствия и веб-приложений, которые в отчете Parallels фигурируют отдельной строкой. Решения для организации совместной работы и коммуникационные облачные сервисы пока не столь популярны в малом бизнесе — их продажи составили 1,1 млрд руб. Но они, как отмечается в исследовании, имеют самый большой потенциал роста среди всех облачных сервисов. Вообще SaaS называют одним из наиболее перспективных направлений облачного рынка. Прогнозируется, что к 2016 году российский рынок бизнес-приложений достигнет 28 млрд руб., или 882 млн долл., при этом средний годовой прирост продаж составит 57%.

Главной темой этого последнего из трех «облачных» выпусков «Сетей» стали продукты и сервисы SaaS. Также в этом номере особое внимание обращено на технологии программно-конфигурируемых сетей (SDN), которые, по прогнозам экспертов, станут одним из ключевых инструментов доставки облачных приложений.