Пат Гелсингер
Пат Гелсингер: «Мы будем помогать партнерам экономно выстраивать инфраструктуру и при этом воспользуемся их знаниями локальных рынков»
Источник: VMware

Работая топ-менеджером в Intel и EMC, Пат Гелсингер участвовал в закладке архитектуры сегодняшних центров обработки данных. Сейчас, будучи генеральным директором VMware, он обещает создать дата-центры завтрашнего дня. Редакторы Network World встретились с Гелсингером, чтобы выяснить, чего ему удалось добиться за год работы руководителем VMware, побеседовать о концепции программно-конфигурируемых ЦОД, воплощаемой компанией в жизнь. Гелсингер рассказал о планах VMware по предоставлению инфраструктуры в виде сервиса и предстоящей конкурентной борьбе с Amazon, лидером этого рынка. Глава VMware также объяснил, почему OpenStack не угроза для его компании.

Придя в VMware, что вы начали менять в компании и что удалось сделать на сегодня?

Когда я пришел в VMware, некоторые шаги, которые надо было предпринять, были очевидными. Первое — координация процесса создания компании Pivotal, поставщика аналитической платформы в виде сервиса, для чего были задействованы наработки нашего родительского предприятия EMC. Когда я возглавил VMware, то сменил Пола Маритца, и он смог вплотную заняться разработкой плана по Pivotal, который мы затем осуществили. Формально компания работает с 1 апреля 2013 года. Очевидно было также, что одновременно с выводом этих активов из VMware нужно было определить, чем мы будем заниматься дальше. У нас была превосходная платформа виртуализации операционных систем, но нужно было очень четко сформулировать замысел дальнейшей работы. Поэтому мы избрали для себя три приоритета и согласно им все перестроили. Была проведена реструктуризация, проданы кое-какие активы. Совещание по доходам за второй квартал для меня стало своего рода чертой: так, с этим мы покончили — баланс подвели, уточнили, что ушло, что пришло, с направлением на будущее определились. А хорошие финансовые результаты VMware воодушевили на следующий десяток лет бурного роста.

Какие вехи запланированы для компании на предстоящий год?

Мы составили весьма амбициозную программу. Расскажу вкратце об упомянутых трех приоритетах. Что касается программно-конфигурируемого ЦОД, вычислительная часть уже есть, теперь нужно на такой же уровень вывести управление, хранение, сети и безопасность и предложить все это в составе vCloud, нашего пакета интегрированных решений. То есть по-настоящему целиком виртуализовать ЦОД. Второй приоритет — предложить такое решение и в локальном исполнении, и в облачном. В этом уникальность нашего гибридного сервиса — мы будем предлагать инфраструктуру в виде сервиса одновременно и локальную, и внешнюю. Мы намерены, пользуясь своим лидерством в виртуализации корпоративных рабочих задач, предложить возможность свободно их переносить между облаком и локальными системами. Уверен, что такой гибрид будет действительно ценным. Третье — это решения для конечного пользователя; мы намерены и далее укреплять свои позиции в области виртуализации десктопов. Между тем все переходят на мобильные устройства. Весь ландшафт корпоративных ИТ сместился от клиент-серверной схемы к мобильно-облачной, а у VMware есть все возможности, чтобы стать поставщиком инфраструктуры в виде сервиса для мобильных решений и гибридных облаков, охватывающих локальные и провайдерские системы. Три перечисленных направления составляют стратегию компании, нацеленную на преобразование в поставщика инфраструктуры для предприятий. Наши сервисы позволят им выстроить новую инфраструктуру, кроме того, мы способны помочь экономить на имеющейся инфраструктуре — после преобразования и оптимизации. Таким образом, наша стратегия четко сформулирована, и теперь нам осталось приложить все усилия к ее осуществлению.

Позвольте задержаться на одной из упомянутых вами концепций, чтобы читателям было понятнее. Что именно вы имеете в виду, говоря о программно-конфигурируемом ЦОД (SDDC)? Из каких компонентов он состоит и на каком этапе воплощения эта концепция в VMware?

Самый развитый аспект нашего технологического портфеля — это, конечно, виртуальные машины, мы продолжаем развивать это направление. Но существуют еще не виртуализованные рабочие задачи. Например, Hadoop, обработка Больших Данных, а также кое-что из бизнес-критичных приложений. Мы продолжаем работать над этим. Второй по уровню зрелости набор технологий — управление. Недавно аналитики порадовали меня, назвав VMware крупнейшим поставщиком средств управления облаками и самым быстрорастущим провайдером соответствующих решений. Но в данной области идет переход от собственно управления к автоматизации на основе политик, порталов самообслуживания, анализа больших объемов диагностической информации. Этот бизнес у нас активно развивается, мы весьма довольны результатами двух последних кварталов.

На начальной стадии развития у нас два элемента — сети и хранение. В первый я включаю весь сетевой стек, все, что связано с инфраструктурой, безопасностью и сервисами уровней 4-7 по классической модели OSI. Мы купили Nicira, разработчика ПО для организации программно-конфигурируемых сетей, и на основе ее технологий предложили продуктовую линейку NSX. Огромную важность для нас имеет архитектурный аспект сетевой безопасности. Данное направление у нас только начинает развиваться, более подробно об этом вы услышите в октябре на VMworld. Четвертый столп SDDC — виртуализованная архитектура хранения. Об этом в деталях — тоже на VMworld. Вместе эти четыре столпа и составляют программно-конфигурируемый ЦОД — предоставление виртуальных машин, сетевых функций, а также сервисов безопасности и хранения, объединенных общим уровнем автоматизации.

Вы сказали, что VMware будет предоставлять инфраструктуру в виде сервиса. Поясните нашим читателям, чем в стратегическом отношении этот сервис будет отличаться от нынешних предложений Amazon и других. Какие преимущества вы можете предложить?

Главное преимущество и уникальный дифференцирующий фактор — это совместимость локальных решений VMware и внешних сервисов vCloud. Именно это мы подразумеваем под гибридным облаком. Можно привести в пример несколько сценариев, иллюстрирующих его преимущества. Скажем, тестирование и разработка, — процессы, на которые тратится немалая часть бюджета ИТ. Вы можете осуществлять тестирование и разработку в облаке Amazon, но потом у вас не выйдет перенести все обратно на локальные системы. Вы привязаны к проприетарным интерфейсам Amazon, которыми нельзя пользоваться локально. Так что, в сущности, такое облако для тестирования и разработки вам не подойдет. Другой пример — временные резкие повышения потребностей в ресурсах. Скажем, заказчику нужна возможность исполнять что-то локально, но, когда подходит конец месяца или квартала либо когда происходит некое событие, необходимо динамически нарастить мощность, а потом опять уменьшить. Еще один пример — восстановление после аварий. Бывает, что резервные системы не помогают — администратор не залатал это, не обновил то, и, когда происходит бедствие, воспользоваться аварийным восстановлением толком нельзя. Другое дело, когда для аварийного восстановления используется гибридное облако. В этих случаях как раз и может понадобиться предлагаемая VMware уникальная возможность гибкого переключения между локальным и внешним облаком. Со временем, думаю, появятся специально разработанные гибридные приложения. Какие-то элементы будут размещаться в облаке, какие-то — локально. Это может зависеть от нормативных требований или требований приватности, руководства сервисами, соглашений об уровне обслуживания и т. п.

Другое преимущество нашего решения — это соглашения об уровне обслуживания, отвечающие требованиям критически важных задач. Мы предлагаем корпоративным заказчикам облако, сертифицированное на использование правительственными структурами. Наше решение имеет соответствующие аттестации, сертификаты и т. д. Ничего подобного среди существующих сегодня публичных облаков больше нет. Кроме того, сервисы сопровождаются единым решением для управления и единым центром поддержки, в котором работают опытные специалисты по обслуживанию корпоративных заказчиков. Чтобы создать такую службу поддержки, нужно немало времени. Мы выстраиваем ее уже 15 лет. В целом наше решение получает массу положительных откликов от заказчиков. Благодаря ознакомительной программе, которая идет с начала июня, количество абонентов сервиса резко выросло, и на VMworld мы будем говорить об этом подробнее.

Можете ли вы рассказать, как будет предлагаться vCloud Hybrid, какие будут расценки по сравнению с конкурентными сервисами?

С расценками уже можно ознакомиться на сайте. В целом ценовая политика будет ориентирована на взыскательных заказчиков. Мы предоставляем реальные преимущества — совместимость, руководство, SLA и т. д. — по сравнению со стандартными сервисами, доступными на рынке. Но наряду с этим мы имеем возможность предлагать весьма конкурентоспособные цены благодаря широкому использованию технологий SDDC в рамках нашего решения. Мы не намерены участвовать в гонке за снижение цен, как некоторые другие провайдеры облаков. Мы способны конкурировать по уровню ценности сервиса для предприятий. Мы понимаем, что заказчики, конечно, будут изучать тарифную линейку Amazon, поэтому нам надо быть способными с нею соперничать. В итоге, полагаем, нам удалось достичь отличного компромисса по соотношению цены и качества.

Какое будущее, по-вашему, ждет гибридный сервис VMware? Какую долю дохода будет приносить компании ваша облачно-локальная инфраструктура через год, через пять лет?

Не возьмусь делать точные заявления о масштабах и ожиданиях. Но мы инвестируем с расчетом на серьезный масштаб. Мы уверены, что это необходимо для конкурентоспособности. Еще один важный момент — и мне, наверное, стоило об этом сказать, отвечая на вопрос о дифференциации — это наша готовность как разработчика ПО обзаводиться партнерами по построению и предоставлению гибридных облаков vCloud. Это партнерство по принципу франчайзинга. Мы будем сообщать о заключении таких соглашений с сервис-провайдерами, системными интеграторами, аутсорсерами. Франчайзинг vCloud service даст нам дополнительную точку опоры. Финансовые аналитики будут судить о нашем сервисе с точки зрения экономии капитальных затрат. Но с точки зрения отраслевых аналитиков наши преимущества — в ориентации на вертикальные рынки, большом географическом охвате, использовании уникальных возможностей, которые позволят нам, повторюсь, выделяться на общем фоне, когда мы будем выходить на азиатские, европейские и другие рынки с их различиями в нормативных базах, в требованиях к руководству сервисами, готовности. Мы будем помогать партнерам экономно выстраивать инфраструктуру и при этом воспользуемся их знаниями локальных рынков.

Вы упомянули Amazon, а кого вы считаете вашими главными конкурентами? Есть ли кто-то еще, предлагающий нечто похожее на программно-конфигурируемые ЦОД?

Если говорить о локальном программно-конфигурируемом ЦОД, то крупнейшим конкурентом является и, полагаю, будет оставаться в дальнейшем Microsoft. Как вы знаете, корпорация зарабатывает массу денег и без трудностей удерживает клиентуру. Что касается гибридных облаков, думаю, главными соперниками станут крупные провайдеры с большим объемом интеллектуальной собственности, то есть Amazon, Microsoft, Google и мы. Из перечисленных могут предложить гибрид с реальными преимуществами только Microsoft и VMware. Ясно, что принадлежащая нам значительная доля рынка виртуализации локальных рабочих задач дает нам весомое преимущество перед Microsoft и остальными. А в сфере виртуализации сред конечных пользователей наш главный конкурент Citrix. Мы довольны успехами нашей борьбы за соперничество с ними в последнюю пару кварталов.

Хотелось бы немного поговорить об OpenStack. В последнее время вы принимаете участие в этом проекте. Но в то же время некоторые считают его для вас угрозой, о чем невольно думаешь, когда появляются сообщения, что PayPal переходит на OpenStack и частично отказывается от VMware. Так давайте расставим точки над i. Как именно в VMware относятся к OpenStack?

OpenStack рассматривают по-разному. Одни скажут, что OpenStack — это открытый код, а все, что имеет закрытый код и работает не в Linux, к OpenStack не относится. Но это неверное определение, по отношению к которому мы настроены непримиримо. OpenStack — это открытый набор интерфейсов, которые позволяют построить облако. Мы будем поддерживать интерфейсы OpenStack и участвовать в развитии этих интерфейсов и технологий и обеспечим их поддержку в наших решениях. Именно так мы поступили с гипервизором vSphere, с технологиями Nicira, с решениями для управления и автоматизации, и мы будет делать это и дальше. Но, судя по отзывам наших заказчиков, им нравится открытость интерфейсов OpenStack, а само облако они предпочитают строить и развертывать с использованием наших компонентов. Именно так произошло с PayPal. Они решили пользоваться интерфейсами управления OpenStack во многом потому, что наши продукты три года назад, когда это решение было принято, не были рассчитаны на масштабы облачных сред, необходимые для бизнеса eBay или PayPal. Они воспользовались контроллером OpenStack Nova, но под ним работает наш гипервизор ESX. Немало пользователей сред OpenStack берут на вооружение наши технологии — NSX, платформу виртуализации сетей Nicira и Open vSwitch. Так что мы рассматриваем OpenStack как проект, помогающий нам расширять клиентуру.

Кто будет пользоваться OpenStack? Вряд ли OpenStack ждет большой успех на предприятиях, поскольку это каркас для построения облаков. Многие корпоративные заказчики широко используют решения VMware и не пойдут на то, чтобы тратиться на миграцию и пр. OpenStack будет эффективным для облачных и сервис-провайдеров, а этим сегментом VMware раньше не занималась. Таким образом, выбранная нами стратегия, мы считаем, открывает для нас новый рынок. То есть мы рассматриваем OpenStack как источник новых возможностей. На совещании по доходам за второй квартал мы просмотрели список пользователей OpenStack на официальном сайте проекта. Мы подсчитали, сколько денег нам принесли эти клиенты по сравнению с прошлым годом, с прошлым кварталом, с предыдущим полугодием, и увидели, что по всем показателям прирост оказался выше, чем у остальной части клиентуры. Таким образом, эффективность выбранной нами стратегии очевидна.