Сетевой автомобиль
ПРИ ВСЕХ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ впечатляющих показателях объема мирового рынка мобильных сервисов для автотранспорта эксперты считают, что он, возможно, переживет еще не один бум. Во всяком случае бурный рост сохранится в ближайшие несколько лет. Предполагается, что благодаря появлению множества новых продуктов объем мирового навигационного рынка удвоится к 2015 году

Все это верно, если допустить некоторые оговорки и добавить к последнему пункту «через 5-10 лет» и «при условии...».

От точки на карте

Толчком к массовому внедрению решений, которые обеспечивают коммуникации типа автомобиль-автомобиль (Vehicle-to-Vehicle, V2V ) и автомобиль-инфраструктура (Vehicle-to-Infrastructure, V2I ), за рубежом и в России стал запуск в коммерческую эксплуатацию глобальных систем спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Однако сыграло свою роль также развитие сетей сотовой связи.

«Реализованные в России решения предполагают передачу разнообразной информации, которая собирается с различных систем автомобиля при установке соответствующих датчиков. Это данные о количестве топлива в бензобаке, скорости движения автомобиля, давлении в шинах и другие», — говорит Вера Шабалина, заместитель директора службы разработки продуктов и услуг операторского бизнеса компании «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС).

В области V2I в России реализуются или уже реализованы государственные (федеральные, региональные, муниципальные) инфраструктурные проекты. Самый известный из них предполагает создание государственной системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, предприятиям с собственным автопарком предлагаются продукты и решения, обеспечивающие мониторинг и диспетчеризацию транспортных средств. Наконец, благодаря современным телекоммуникационным технологиям появились услуги для владельцев частных автомобилей (например, охранно-поисковые), а страховые компании получили возможность учитывать индивидуальные особенности эксплуатации автомобиля при наличии у него «черного ящика».

Решения, предполагающие передачу данных между транспортными средствами напрямую (V2V), ни в России, ни за рубежом широкого применения еще не нашли. Как правило, они внедряются в рамках редких пилотных проектов, которые позволяют отработать новые технологии.

Молодой, но быстрый

Российский рынок мобильных сервисов на базе технологий V2I стремительно растет, на нем постоянно появляются новые услуги. Участвует в его развитии большая группа компаний и организаций. «Наиболее крупной структурой, заинтересованной в продвижении в России технологий V2V и V2I, является некоммерческое партнерство ГЛОНАСС. Это крупный игрок, который может обеспечить поддержку своих решений на государственном уровне. А внедрением занимаются многочисленные компании-интеграторы, которые имеют собственные разработки», — рассказал Константин Хайт, главный инженер финской компании Componentality.

Рынок мобильных сервисов V2V и V2I невозможно представить без операторов сотовой связи. Именно их сети в большинстве случаев используются для передачи данных о местонахождении и эксплуатации транспортных средств. При этом сотовые операторы не только предоставляют канал связи, но и создают для транспортных компаний собственные решения. В том числе сервисы определения местонахождения на базе сети сотовой связи и технологии LBS (Location-based service). Однако далеко не всегда эти сервисы могут быть альтернативой навигации посредством оборудования GPS/ГЛОНАСС.

«Мы начинали с базовой услуги мониторинга транспорта, затем появились вертикальные специализированные решения. Например, такое решение создано для банковского сектора, для которого критически важна надежность системы, нужен контроль открытия дверей, отклонения от маршрута и графика движения. Еще одно разработано с учетом специфики предприятий мясомолочного рынка, для которых наиболее значимыми отслеживаемыми данными являются строгое соблюдение температурного режима при перевозке продукции и следование графикам доставки», — рассказала коммерческий директор по работе с бизнес-рынком филиала МТС «Северо-Запад» Елена Левина.

За рубежом стали массово использовать навигационные услуги в начале прошлого десятилетия. С тех пор на их базе сформировалась целая отрасль. Согласно информации НП «ГЛОНАСС», мировой навигационный рынок по итогам 2012 года превысил 80 млрд долл. На автомобильный транспорт приходится 54%, или примерно 43 млрд долл.

В России аналогичный рынок зародился и развивается с отставанием в несколько лет по отношению к экономически развитым странам. В прошлом году объем продаж систем, решений, оборудования и услуг в сегменте «автомобильный транспорт» составил 15 млрд руб. (0,5 млрд долл.), что на 25% больше, чем годом ранее. В 2013 году НП «ГЛОНАСС» прогнозирует его четырехкратное увеличение — до 60 млрд руб. Предполагается, что отчасти такой рост должна обеспечить реализация региональных программ, в рамках которых создаются интеллектуальные транспортные системы.

По оценке МТС, в России в конце 2012 года насчитывалось примерно 4 млн SIM-карт, используемых для предоставления мобильных М2М-сервисов. Более 40% этих SIM-карт применяется в сфере мониторинга транспорта. Это значит, что V2I-технологии охватили более полутора миллионов российских автомобилей.

Гиганты видят перспективы

При всех уже имеющихся впечатляющих показателях объема мирового рынка мобильных сервисов для автотранспорта эксперты считают, что он, возможно, переживет еще не один бум. Во всяком случае бурный рост сохранится в ближайшие несколько лет.

Предполагается, что благодаря появлению множества новых продуктов объем мирового навигационного рынка удвоится к 2015 году. Над созданием новинок для V2V и V2I работают все крупнейшие автопроизводители (Ford, General Motors, Volvo, Daimler и др.), производители автомобильной электроники (Denso, Continental, NEC, Delphi), разработчики сетевого оборудования (Alcatel-Lucent, Cisco, Siemens). Большой и быстрорастущий рынок привлекает таких гигантов, как Apple, Google, IBM, Microsoft и SAP, представляющих отрасль ИТ, а также ведущих производителей микроэлектроники.

Как правило, новые решения создаются многопрофильными компаниями, тесно взаимодействующими друг с другом. Например, в январе 2013 года Cisco и крупный производитель чипов NXP Semiconductors объявили о том, что осуществили инвестиции в компанию Cohda Wireless, которая специализируется на разработке беспроводных средств связи, предназначенных для безопасного вождения транспортных средств. Партнеры рассчитывают, что таким образом смогут ускорить создание передовых интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих связь автомобилей с любыми устройствами и объектами.

Серьезно повлиять на рынок мобильных сервисов на базе V2V и V2I может Dedicated short-range communications (DSRC) — вид связи стандарта 802.11p, его иногда называют «автомобильный Wi-Fi», который в настоящее время проходит тестирование. В отличие от сетей сотовой связи он позволяет стабильно передавать данные при движении транспортного средства со скоростью до 250 км/ч. Предполагается, что благодаря автомобильному Wi-Fi будет возможно если не полностью предотвратить столкновения автомобилей, то значительно снизить их вероятность. Кроме того, технологии на базе DSRC позволят недорого и быстро строить одноранговые сети и, таким образом, снизить нагрузку на сети сотовой связи. В этой области работает молодая финская компания Componentality. Она разработала собственную технологию FlexRoad и уже начала ее продвижение в России.

«Настоящий бум в использовании технологий V2Х, которые предполагают установку прямой связи между машинами и объектами на дороге, минуя спутники, сотовые вышки и другое «промежуточное» оборудование, ожидает нас через 5-10 лет, — считает Хайт, — когда регулирующие органы в различных странах всерьез озаботятся предотвращением столкновений и использованием «активной» дорожной инфраструктуры для регулирования транспортных потоков. Я предполагаю, что в течение ближайших 20 лет DSRC-связь появится в каждом транспортном средстве, включая легковые автомобили. Она будет дополнять технологии, обеспечивающие позиционирование в пространстве и передачу данных по сетям сотовой связи. Сочетание всех этих технологий в одном устройстве позволит создать тот самый «сетевой автомобиль», о котором уже почти десятилетие грезит большинство профессионалов отрасли».